Тема 3. Развитие экономики Украины в первой половине ХХ ст

План

1. Хозяйство Украины в период гражданской войны (1918 – 1920 гг.).

2. Восстановление народного хозяйства в период НЭПа.

3. Экономика Украины в годы довоенных пятилеток.

4. Хозяйство Украины в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы восстановления (1941 – 1950 гг.).

  1. Хозяйство Украины в период гражданской войны (1918–1920 гг.)

Свержение самодержавия в России создало предпосылки для демократизации всех сторон общественной жизни, в том числе решения социально-экономических вопросов.

В Украине важное значение имело образование Украинской Центральной рады во главе с известным историком и политическим деятелем М.С. Грушевским (1866 – 1934).

В начале декабря в 1917 года УЦР учредила Главную казну УНР, в которой были подчинены все губернские и волостные казначейства, которые стали ее местным органом. Все государственные налоги и прибыли, которые собирались на территории УНР, признавались государственным сокровищем Украины.

В начале 1918 года в Украине возникают украинские бумажные деньги.Основной денежной единицей УНРсталагривна,котораядолжнабыласодержать 8,712 части чистого золота. Но в обращении в основном были бумажные государственные кредитные билеты стоимостью 2, 10, 100, 500, 1000, 2000 гривен.

В восстановлении народного хозяйства Украины большую роль сыграл Генеральный секретариат торговли и промышленности, которому подчинились департаменты: фабрично-заводской, технический, горный, топливный, тарифный, департамент внутренней и внешней торговли, отдел металлообрабатывающей промышленности и др.

В связи с тем, что земельный вопрос занимал центральное место в Украине, Генеральный секретариат УЦР разработал план земельной реформы. В резолюции «О социализации земли» провозглашалась отмена права собственности на помещичьи, волостные, монастырские, церковные и др. земли. Земля являлась собственностью не отдельных личностей или учреждений, а всего народа. Все крестьянские земли должны были оставаться неприкосновенными.

Земля также предоставлялась для общего пользования, под жилища и здания отдельным лицам, организациям, гражданским учреждениям, для размещения торговых и промышленных предприятий. Наемный труд на земле мог использоваться лишь в исключительных случаях, временно.

Пользование землей провозглашалось бесплатным, налогообложению подлежали лишь земли, предоставленные сверх установленной нормы. Следует отметить непоследовательность и нерешительность УЦР. В тоже время на Украине действовали все законы Российской империи, а также законы Временного правительства.

Совсем другая социально-экономическая политика проводилась в Украине с приходом к власти гетмана П.П. Скоропадского. В документах своего «Универсала», объявленного в апреле 1918 года, гетьман провозгласил, ликвидацию «Социалистического эксперимента» ЦР, в первую очередь в сфере экономики. Был упразднен Совет Народных Министров, а ее функции перекладывались на Совет Министров Украинского государства («Закон о Временном Государственном строе Украины» от 29.04.1918 года).

Был разработан проект аграрной реформы, который предусматривал принудительный выкуп государством крупных земельных владений и деление их между крестьянами (не более чем по 25 десятин на одного человека). Возобновлялась полная свобода покупки-продажи земли. Но на практике во время Гетьманата полным ходом происходила реставрация помещицкого землевладения, с помощью оккупационной армии. У крестьян отбирали землю и имущество, переданное им земельными комитетами.

Экономические соглашения, заключенные между гетманским правительством с Германией и Австро-Венгрией, свидетельствуют о грабеже Украины, который стал одной из основных причин краха Гетьманского режима. Провал социально-экономической политики Украинского государства объяснялся как антидемократической основой режима, так и полной зависимостью П.П.Скоропадського от кайзерской военной администрации.

14 ноября в 1918 года в Киеве состоялось тайное заседание Национального союза, на котором образовался Верховный орган возобновленной УНР – Директория. За месяц она установила контроль над всей Украиной. Директория стала прямым наследником Центральной рады. Однако новой украинской власти так и не удалось наладить управление экономикой.

В ряде отраслей промышленности Украины усилился процесс раздробленности производства. Выросла доля средних и мелких предприятий, которые в условиях хозяйственной разрухи были более жизнеспособными. В 1919 года полностью прекратила свое функционирование железорудная и марганцевая промышленность, сократила производство машиностроительная, топливная промышленности.

Экономическая политика Директории также не устраивала украинских крестьян. 8 января в 1919 года был опубликован земельный закон, который провозгласил ликвидацию частной собственности на землю, но не дал ответа на главный вопрос крестьян, когда они ее получат. Кроме того, земельная собственность иностранных землевладельцев была объявлена неприкосновенной.

В конце 1920 года Директория УНР окончательно потеряла контроль над всей территорией Украины.

1919 год вошёл в историю Украины как год установления советской формы государственности. Студенты должны обратить внимание на программу социально-экономических преобразований на Украине. В правительственной Декларации от 25 января 1919 года провозглашалась необходимость освобождения трудящихся от эксплуатации путем национализации промышленности, ликвидации помещичьего и монастырского землевладения, создания всеобъемлющего законодательства по охране труда, страхованию, пенсионного обеспечения рабочих. Правительство предусматривало реорганизацию школьного и внешкольного образования. Однако в условиях революции и гражданской войны на первый план выступали вопросы формирования Украинской Красной армии и обеспечения ее боеспособности. Украинское правительство стало называться Советом народных комиссаров (СНК), его отделы – народными комиссариатами, а их заведующие - наркомами.

Юридическое оформление советской государственности в Украине состоялось 10 марта в 1919 года на 3-ом Всеукраинском съезде советов в Харькове, где была принята 1-я Конституция Украины. Настоящий документ закрепил советский строй на Украине, победу «диктатуры пролетариата», основным заданием которой было осуществление перехода от буржуазного строя к социалистическому.

Моделью социально-экономической политики в это время стала политика «военного коммунизма», которая предусматривала: ускорение темпов национализации всех промышленных предприятий; свертывание товарно-денежных отношений, запрещение свободы торговли, внедрение карточной системы распределения продуктов; замена товарного рынка как универсального фундамента экономики разверсткой, в первую очередь, продовольственной, а в сельском хозяйстве – стремление перейти от единоличного к обобществленному производству через совхозы, коммуны, артели; милитаризацию народного хозяйства, установления государственного контроля за производством, внедрение общей трудовой повинности и другие.

Необходимо учитывать, что политика «военного коммунизма», с одной стороны, была вынужденной реакцией на критические обстоятельства и потому предусматривала достаточно жесткие временные мероприятия, а с другой стороны, её реализация на практике стала попыткой перехода к новому общественному строю.

В Украине последовательный переход к политике «военного коммунизма» начался в начале 1919 года. 11 января 1919 года советское правительство Украины издало декрет о порядке национализации предприятий. Руководство этим процессом осуществляли Укрсовнархозы и его главки. Были национализированы предприятия ведущих отраслей промышленности и транспорта; металлургической, машиностроительной, угольной, химической, пищевой, легкой и др.

Своеобразным стержнем политики «военного коммунизма» стала продразверстка, с целью решения продовольственной проблемы. В январе 1919 года одним из первых законодательных актов СНК Украина была провозглашена государственная монополия на хлеб, сахар, соль и газ.

Были введены декреты Совнаркома Украины от 5 февраля 1919 года «Об исключении хлебных излишков», и от 12 апреля «О разверстке излишков» урожая 1918 года и предыдущих лет, которые устанавливали обязательное распределение «излишков» продовольственных товаров, зерна, семян и зернового фуража.

Летом 1920 года вся Украина была объявлена территорией государственных заготовок, благодаря которым в конце года было собрано уже 71 млн. пудов зерна.

Продразверстка имела негативные экономические и политические последствия. Она лишила крестьян материальной заинтересованности производить больше продуктов, что приводило к снижению сельскохозяйственного производства и к упадку всего хозяйства.

Продразверстка была введена не только в результате разрухи, голода и гражданской войны, но ив соответствии с теоретической установкой: если товарное производство и рынок не будут ликвидированы, то социализм не может победить. Крестьянам предлагали кормить страну бесплатно.

Ещё в январе 1918 года при участии В.И. Ленина был разработан «Основной закон о социализации земли», в котором говорилось о создании совхозов на базе имений помещиков.

В феврале 1919 года было опубликовано «Положение о социалистическом землеустройстве и про пути перехода к социалистическому землевладению», в котором отмечалось, что на все частное землевладение необходимо смотреть как на не перспективное. Их заменят совхозы, коммуны и другие товарищества общей обработки земли. В 1919 г. Народный комиссариат земледелия Украины оставил за государством 65% помещичьих земель, что составляло около 1 млн. десятин, которые были разделены между совхозами в среднем по 600 десятин.

В условиях свертывания товарно-денежных отношений происходит снижение покупательной способности денег и натурализации хозяйства. Постановлением правительства УССР от 14 апреля 1920 года было введено бесплатное пользование: почтой, телеграфом, телефоном, советскими учреждениями. Была отменена плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и т.д. и введена бесплатная выдача населению продуктов и товаров широкого потребления, которые распределялись по карточкам.

Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность и уравнительная система оплаты труда, принудительный труд считался единственным методом привлечения людей к хозяйственной деятельности.

С конца 1918 года вошел в практику закон о призыве рабочих и специалистов различных отраслей на государственную службу, а также о призыве в ряды Красной армии. Были мобилизованы железнодорожники, медицинские работники, работники речного и морского флота, связисты, металлисты, электрики, работники топливной промышленности и другие.

Политика «военного коммунизма» была предопределена чрезвычайными условиями войны. И хоть значительная часть руководства страны, публицистов и ученых того времени воспринимали ее не только как вынужденную, временную, но и как целиком закономерную систему при переходе к бесклассовому обществу, свободному от рыночных отношений, «военный коммунизм» так и не стал абсолютным.

Ему не удалось полностью покорить свободный рынок. По всей стране постоянно подпольно на "черном" рынке велась торговля, происходил обмен продовольствия на промышленные товары.

Таким образом, экономическая несостоятельность системы "военного коммунизма" обусловила политический кризис 1920 – 1921 гг., ярким проявлением которого стали крестьянские восстания против продразверстки. Весной в 1921 г. политика "военного коммунизма" была заменена новой экономической политикой (НЭП).

  1. Восстановление народного хозяйства в период НЭПа

Характеризуя развитие хозяйства Украины в период НЭПа, следует обратить особое внимание на тяжёлое экономическое положение в начале 20-х годов прошлого века и необходимость перехода, в связи с этим, к новой экономической политике.

Военные действия, которые продолжались на территории Украины почти семь лет, политика «военного коммунизма» нанесли огромный вред народному хозяйству. Были нарушены экономические связи между регионами, между городом и деревней, подорвано денежное обращение, разрушена материально-техническая база промышленности. Общие убытки народного хозяйства УССР достигли 10 млрд. золотых рублей. Экономическая разруха ликвидировала крупную машинную индустрию, железорудную, угледобывающую, металлургическую промышленности. Общий объем продукции в 1920 года составил около 5 % довоенного уровня. Численность промышленных рабочих сократилось на 50%, появилось большое количество безработных. Цены на продукты питания выросли в 1923 года в 8 раз, что резко ухудшило материальное положение населения.

Хозяйственное положение Украины, как и страны в целом, еще больше ухудшилось в связи с сильной засухой 1921 г. В Поволжье, на Северном Кавказе, на юге Украины начались голод, эпидемии.

Новая экономическая политика – это временное отступление государства от попыток изменить рыночный механизм регуляции народного хозяйства директивным управлением.

Она базировалась на широком использовании рыночных и плановых механизмов, ее внедрение должно было спасти экономику страны от полного развала.

Определив курс на экономическое сотрудничество с крестьянством, X съезд РКП (б) в марте 1921 года принял Постановление «О замене разверстки натуральным налогом». Это постановление свидетельствовало об отказе формирования государственного продовольственного фонда путем реквизиции сельскохозяйственной продукции. Исходя из этого, закон о замене продразверстки продналогом, Совнарком УССР 24 мая 1921 года издал декрет о нормах и размере налога. Общая сумма налога составляла 126 млн. пудов зерна, вместо 180 млн. пудов предполагаемой продразверсткой. Продналог начислялся как часть от общего количества собранной сельскохозяйственной продукции, при этом учитывался объем урожая, имущественное положение крестьян, количество членов семьи. В губерниях, которые выполнили план заготовок, отменялась государственная хлебная монополия и разрешалось торговать хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией. Излишек крестьянин мог продавать государству или на рынке по свободным ценам. Все это стимулировало сельскохозяйственное производство и увеличивало государственные заготовки. В 1921 – 1922 гг. государство получило 233 млн. пудов хлеба, в 1922 – 1923 гг. – 429,6, а в 1925 – 1926 гг. – 496 млн. пудов. В 1927 году в Украине обрабатывали уже на 10 процентов больше земли, чем в 1913 году, а производство зерна достигло довоенного уровня.

Большое внимание в эти годы уделяли развитию кооперации. В январе в 1923 года была напечатана статья В.И Ленина «О кооперации», в которой отмечалось, что общественная собственность на средства производства в сочетании со «Строем цивилизованных кооператоров» образуют социалистическое общество. Кооперация начала возрождаться как разветвленная система самодеятельных хозяйственных организаций. Распространилось добровольное кооперативное движение, расширялась деятельность промышленной, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других форм кооперации.

В Украине формировалась единственная система кооперации, которая объединяла все потребительские общества в городах и селах. Она способствовала повышению производительности труда, заготовке и сбыту продукции, эффективному кредитованию крестьянских хозяйств. До конца восстановительного периода в Украине всеми видами кооперации были охвачены больше половины сельского населения Украины. В течение 1921 –1928 гг. сельскохозяйственная кооперация республики сосредоточила в своих руках значительную часть сельскохозяйственной товарной продукции, около 37% плановой заготовки зерна и около 50 процентов технических культур.

Интенсивно развивалась и промышленная кооперация. В 1928 г. до 13 процентов всего объема промышленной продукции давали кооперативные предприятия.

Промышленность Украины в годы НЭПа переживала тяжелый период восстановления, реорганизации и приспособления к рынку.

Принципы НЭПа в промышленности определялись в Москве Указом Совета Народных Комиссаров «О внедрении в жизнь начал новой экономической политики» от 9 августа 1921 года, и Постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) от 12 августа 1921 года «Основные положения о мероприятиях по восстановлению крупной промышленности, подъему и развитию производства». В Украине соответствующие законодательные акты были приняты СНК УССР 30 августа 1921 года. Настоящие документы определяли основные положения перестройки государственной промышленности. Вся промышленность делилась на три группы предприятий. К первой относились предприятия те, которые государство оставило в своем управлении. Это были технически оснащенные, наиболее пригодные к работе и производству предприятия, а также те, которые были стратегически необходимы государству. Ко второй группе принадлежали предприятия, которые государство сдавало в аренду кооперативным организациям или частным лицам. Предприятия, которые не входили в эти группы, закрывались.

Внедрение НЭПа в промышленность началось с перевода государственных предприятий на самофинансирование и хозяйственный расчет.

Кооперативы, общества, физические лица приобретали право аренды государственных предприятий. В 1921 году в Украине было сдано в аренду половину имеющегося фонда (520 предприятий). К середине 20-х годов на долю частного сектора приходилось от 20 до 25 процентов промышленной продукции.

Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, то есть объединение однородных или взаимозависимых предприятий. Тресты начали организовываться с осени 1921 года. На Украине возникли такие тресты, как «Донуголь», «Югсталь», «Химуголь», «Коксобензол» и др. Тресты наделялись широкими полномочиями: они самостоятельно решали, какую продукцию изготовлять, где ее реализовывать и по каким ценам.

Одновременно с образованием трестов начали возникать синдикаты, то есть добровольное объединение нескольких трестов с целью сбыта продукции, покупку сырья, кредитования, регулирования торговых операций.

Новая экономическая политика способствовала быстрому возрождению производительных сил.

Быстро восстанавливалась угольная промышленность Донбасса. Уже в 1925 – 1926 гг. было добыто 20 млн. т. угля (76°/о довоенного уровня).

Особенное внимание уделяли восстановлению металлургии. В 1922 –1926 гг. на развитие черной металлургии Украины было выделено свыше 60 процентов всех капиталовложений в черную металлургию СССР, вследствие этого в 1925 году вступил в строй Днепровский металлургический завод.

По плану ГОЕЛРО началось строительство больших объектов электроэнергетики – Штеровской, Чугуевской ГРЭС, Днепровской ГЭС. Производство электроэнергии в республике за 1921 – 1925 гг. выросло в 6 раз и превысило довоенный уровень.

В машиностроении интенсивнее, чем в других промышленных отраслях, происходила концентрация производства. Были организованы 32 больших завода сельскохозяйственного машиностроения.

Высокими темпами восстанавливались легкая и пищевая промышленность. По некоторым показателям эти отрасли в 1925-1926 гг. превзошли довоенный уровень. Кожевенная промышленность давала продукцию в 1,5 раза больше, чем до войны, текстильная - на 24%.

Достаточно быстро возрождался транспорт. В 1925 году довоенная железнодорожная сеть была полностью восстановлена.

Следует обратить особое внимание на то, что большое значение для восстановления народного хозяйства и перевода экономики на рыночные принципы имело создание стойкой денежной системы и стабилизации рубля. Для этого в октябре 1921 года был основан Государственный банк, который должен был наладить денежное обращение, содействовать развитию народного хозяйства, владеть внутренним рынком и торговым оборотом.

В 1922 – 1924 гг. была проведена денежная реформа, суть которой заключалась в том, что на основе закона от 11 октября 1922 года были выпущены десятирублевые банкноты – червонцы. Один червонец приравнивался к 7,7 граммам чистого золота или 10 рублям золотом дореволюционной чеканки. Червонцы выпускались не для покрытия бюджетного дефицита, а для обеспечения потребностей нормального хозяйственного обращения. Кроме червонца, в обращение были выпущены казначейские билеты стоимостью 1,3 и 5 руб. Старые денежные знаки больше не выпускались, а те, которые находились еще в обращении, постепенно были изъяты.

В результате денежной реформы 1922 – 1924 гг. сложилась стабильная денежная система.

Одновременно с денежной реформой была проведена налоговая реформа, цель которой была обеспечить поступление средств в государственные и местные бюджеты.

Важным вопросом трансформации советской экономики в период НЭПа было соотношение рынка с планом. Переход к рынку не рассматривался как альтернатива централизованному планированию, не отменял планы и планирование, однако план был не директивой, а ориентиром, который показывал направление хозяйственного развития.

НЭП был первым опытом управления экономикой на основе взаимодействия плановых и рыночных начал. Выработанные тогда теоретические положения имеют исключительно важное значение для экономической науки и хозяйственной практики в современных условиях: о взаимодействии плана и рынка, концентрации, о формировании рыночных отношений и установлении плановой системы рыночных отношений и их

государственного регулирования, связь плановой работы с анализом рынка народного хозяйства в целом.

3. Экономика Украины в годы довоенных пятилеток

Реформирование экономики в условиях новой экономической политики приводило не только к позитивным последствиям, но и к появлению кризисных явлений (товарный голод, инфляция, финансовый кризис, недостаток капиталов для реконструкции промышленности и другие). Поэтому советская власть встала на путь отказа от рынка, возвращаясь к административным методам, к концентрации ресурсов и форсированию основного направления хозяйства -развития тяжелой промышленности.

Кроме экономических противоречий, внедрение НЭПа все больше обнаружило серьезные политические и социальные противоречия: дифференциацию общества; появление безработицы, рост социального напряжения, а значит создание социальной базы для отказа от рыночных отношений.

Непосредственным поводом к демонтажу НЭПа стал хлебозаготовительный кризис 1927 – 1928 гг. В январе 1928 года начали применять административное давление на тех крестьян, которые не желали продавать «излишки» зерна государству по низким закупочным ценам. Постепенно государство начало возрождать чрезвычайные меры. В отношении с селом, государство вместо закупок на рынке в конце 1927 года начало применять конфискационный принцип хлебозаготовок. В 1927 году для промышленных предприятий были установлены директивные планы. Трестовский хозрасчет, который охватывал, главным образом, сферу управления производством, замещали хозрасчетом предприятий. 5 декабря в 1929 года ВЦИК принял Постановление «О реорганизации управления промышленностью», в котором предприятия, а не тресты, стали основным звеном управления. Фактически началось осуществление отраслевого принципа управления промышленностью. В годы первой пятилетки тресты вообще прекратили свое существование.

Вся крупная промышленность Украины перешла в подчинение к общесоюзным наркоматам.

Новый хозяйственный механизм основывался на централизованном планировании, а не на экономических законах. В 1927 году XV съезд ВКП (б) провозгласил преимущество плана над рынком.

В условиях формирования командно-административных методов управления происходили изменения в финансово-кредитной системе. В начале 30-х годов был полностью вытеснен капитал из разных секторов экономики, аннулированы все иностранные концессии.

Была проведена налоговая реформа. Введены два основных вида налогов: налог из оборота и отчисления на прибыль. Но поскольку предприятия

функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги, только обеспечивали поступление в государственный бюджет страны.

В течение 1930 – 1932 гг. фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит был заменен централизованным финансированием. Все операции из краткосрочного кредита перешли к Госбанку, который сосредоточил 97% всего объема краткосрочного кредитования.

Таким образом, утверждение административной системы управления, директивное плановое распределение ресурсов и продукции вытеснили рыночные отношения.

В конце первой пятилетки полностью сформировалась сверхцентрализованная экономика, которая с незначительными изменениями просуществовала в СССР до конца 80-х годов XX ст.

В годы довоенных пятилеток большое внимание уделяли индустриализации, потому что народное хозяйство в целом находилось на доиндустриальной стадии развития. XIV съезд партии (декабрь 1925 года) провозгласил курс на индустриализацию – создание большого машинного производства и техническую реконструкцию народного хозяйства, осуществляемую на самой прогрессивной тогда энергетической основе. Курс на индустриализацию СССР и, непосредственно, Украины предусмотрел превращение государства из страны, которая ввозит машины и оборудование, в государство, которое производит их, а стало быть, предусматривалось осуществить превращение аграрной страны в индустриально-промышленную. Кроме того, Советский Союз жил в постоянном ожидании войны с мировым империализмом, и это обстоятельство диктовало необходимость осуществить индустриализацию в кратчайшие сроки, чтобы создать мощную оборонную промышленность.

В 1927 году экономисты начали разработку первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928 – 1932 гг.). Он предусмотрел развитие всех регионов страны и максимальное использование всех ресурсов с целью индустриализации экономики. Руководство страны взяло курс на ускорение темпов индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, чтобы создать материально-техническую базу социализма. Для проведения индустриализации нужны были большие средства. Не имея возможности получить иностранные ссуды, советская власть должна была искать внутренние источники накопления капитала, которые можно было свести к следующему:

- перераспределение денежных средств с сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности в тяжелую;

- налоги с населения;

- внутренние ссуды;

- увеличение продажи водки;

- экспорт хлеба, нефти, леса, тканей и др.;

- жесткий режим экономии;

- эксплуатация крестьян и рабочего класса, использование труда

заключенных.

С точки зрения индустриализации первый пятилетний план развития народного хозяйства был очень благоприятным для Украины. Она получала свыше 20% общих капиталовложений, а это означало, что из 1500 новых промышленных предприятий, которые планировалось построить в СССР, 400 приходилось на Украину. Была создана электроэнергетическая база. Гордостью энергетического строительства стала Днепровская ГЭС в Запорожье, наибольшая на то время гидроэлектростанция в Европе.

Важным заданием индустриализации было укрепление и последующее развитие ее металлургической базы. Были построены 3 новых гиганта мирового значения – «Азовсталь», «Запорожсталь», «Криворожсталь».

В 1932 году в Украине возникла новая отрасль металлургической промышленности – электрометаллургия. Быстрыми темпами создавались трубопрокатное производство, цветная металлургия.

В начале 30-х годов на первое место по капиталовложению вышло машиностроение. Объём продукции машиностроения и металлообработки за первую пятилетку вырос в 4 – 5 раза.

Если в первой пятилетке Украина получила свыше 20% капиталовложений, то во второй (1933 – 1937 гг.) и в довоенные годы 3-ей пятилетки (1938 – 1941 гг.) они были несколько сокращены.

Во второй пятилетке в Украине было построено 1000 заводов, в третьей -600. В СССР соответственно – 4500 и 3000.

Таким образом, индустриализация в Украине, совпадала с общесоюзными тенденциями, в тоже время имела целый ряд особенностей: крупные капиталовложение в промышленность республики, особенно в начальный период, постоянные вложения в большинство запланированных промышленных объектов; неравномерность процесса модернизации промышленного потенциала республики; появление в промышленности Украины новых отраслей.

Индустриализация вывела Украину на качественно новый уровень промышленного развития, в корне изменив структуру народного хозяйства; вырос удельный вес промышленности по сравнению с сельским хозяйством в общем объеме валовой продукции Украины; в валовом национальном продукте начинает преобладать производство средств производства.

В результате индустриализации Украина стала индустриальной страной. В 1940 году промышленный потенциал Украины в 7 раз превышал уровень 1913 года. Она превратилась в одну из передовых промышленных стран Европы. Занимала 2 место в Европе (после Германии) по выплавке чугуна, 3 место – по производству стали (после Германии и Англии), 4 место по добыче каменного угля.

Однако форсированная индустриализация стимулировала появление негативных тенденций в экономике: доминирующее развитие промышленности; строительство и реконструкция предприятий-монополистов; незавершенное строительство многих объектов из-за недостатка сырья, топлива, оборудования, рабочей силы; неравномерное формирование промышленного потенциала Украины; централизация экономики. Монополизация центром управления промышленностью республики, возвращение к командным методам управления экономикой и др.

Определив курс на индустриализацию и модернизацию промышленного потенциала страны, все больше требовалось средств, сырья и рабочих рук. Сначала советское руководство пыталось решить это проблемы через постепенное внедрение кооперации, но с 1928 года, начинается коллективизация, поскольку потребности индустриализации можно было удовлетворить, опираясь нена индивидуальные крестьянские хозяйства, а на коллективные.

Следует уяснить, что с переходом к политике сплошной коллективизации в 1929 году было положено начало кардинальным изменениям в сельском хозяйстве. При этом были определены чрезвычайно короткие сроки. В частности, в центрально-черноземных областях и районах степной Украины коллективизация должна была завершиться до осени 1931 года, на Левобережной Украине – до весны 1932 года, в других районах – до 1933 года. Основной формой объединения крестьян стала сельскохозяйственная артель (коллективное хозяйство).

Политика сплошной коллективизации проходила жесткими методами, принудительное вступление крестьян в колхозы. Основное сопротивление этому насилию было со стороны зажиточных, у которых власть забирала землю, скот и сельскохозяйственный инвентарь. Коллективизация сопровождалась «политикой ликвидации кулачества как класса». В течение 1930 года из Украины было депортировано свыше 75 тыс. крестьянских семей. За годы коллективизации было экспроприировано около 200 тыс. крестьянских хозяйств и в целом был уничтожен класс крестьян - собственников.

В декабре 1936 года на VШ съезде Советов была принята Конституция СССР. Согласно новой Конституции политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая собственность на. средства производства.

Таким образом, в конце 1930 г. в СССР образовалась специфическая социально-экономическая система, которую чаще всего называют «государственным социализмом». Её характерными чертами были полное огосударствление производства и ликвидация частной собственности.

Изучая развитие народного хозяйства Украины накануне Великой Отечественной войны, необходимо уяснить экономическое положение западноукраинских земель в 20-30-е гг. XX века. Страны, в которые входили западноукраинские земли, значительно отставали в своём экономическом развитии от развитых стран мира. Они были колонией, аграрно-сырьевым придатком иностранных государств. Развитие сельского хозяйства было экстенсивным. Очень низкими темпами развивалась промышленность. Свыше 80 % населения занималось сельским хозяйством. Экономика Западной Украины, Буковины, Закарпатья приспосабливалась к экономике Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии как рынок для сбыта товаров, источник дешевого сырья и рабочей силы.

В 1939 – 1940 гг. земли Западной Украины, Северной Буковины и трёх уездов Бессарабии отошли к Советскому Союзу. На этой территории создавались органы народовластия; проходили социально-экономические изменения, например, бесплатное медицинское обслуживание, национализация фабрик и заводов, открытия школ с украинским языком, бесплатная передача малоимущим жилья. Самым популярным мероприятием советской власти стала экспроприация польских землевладельцев и передача их земель в руки безземельных или малоземельных крестьян. В 1940 г. г, образуются первые колхозы. Вместе с тем утверждение советской системы осуществлялось административно-командным методом, происходил процесс унификации государственного строя, управления экономикой, социально-политической и культурной сферами.

Однако, невзирая на неоднозначность и противоречивость политики советской власти в целом произошло объединение, в рамках одного государства, большинства украинских этнических территорий. Впервые за многие века эти процессы были явлением позитивным и являлись важным шагом в решении украинского вопроса.

Наши рекомендации