Риски личной безопасности и их классификация. Методика составления карты рисков.

Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД, или сведение профессионального риска до возможного минимума- проблема сложная и комплексная.

Опасность– это стрессфактор, отражающий осознание сотрудником ОВД того обстоятельства, что поведение правонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинять ему физической и психологический вред, привести к несчастному случаю и возможность к гибели.

Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями сотрудника и отрицательными психическими состояниями. В зависимости от степени реальности воздействия опасности на поведение сотрудников ОВД можно различать:

Потенциальную опасность. С этой точки зрения любой контакт с правонарушителями, как показывает практика, является потенциально опасным, таящим в себе угрозу для жизни, здоровья и личности сотрудника ОВД. Это обстоятельство необходимо учитывать при воспитании у каждого работника здоровой бдительности, осторожности, осмотрительности при взаимодействии с проверяемыми, подозреваемыми и правонарушителями;

Мнимую опасность. В данном случае реально опасность отсутствует, но в сознании работника создан вымышленный образ опасной ситуации и соответствующий этому образу план своих действий. Часто это происходит в силу неточной оценки ситуации, поведения конкретных лиц и неверного понимания речевых сообщений, преувеличения отдельных деталей ситуации, как бы носящих угрозу для безопасности сотрудника ОВД;

Спровоцированную опасность. Проявляя отдельные личностные качества (агрессивность, грубость, бестактность, хамство, жестокость и т.д.) сотрудник может спровоцировать нападение на себя со стороны других лиц, представляющее серьезную угрозу его жизни и здоровью;

Реальную опасность. Реальная опасность возникает и проявляется в динамике опасной ситуации, содержащей реальную угрозу жизни, здоровью, чести и достоинству сотрудника органов внутренних дел.

Риск – это действия сотрудника ОВД в опасной ситуации, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи.

Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств сотрудника. Риск может пониматься как специфическая форма регуляции поведения в ситуации опасности.

Обоснованный рискпредполагает адекватную оценку человеком соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или проигрышем.

На принятие решения о риске в опасной ситуации влияют факторы внешней среды и особенности личности сотрудника ОВД. Факторы внешней среды обычно подразделяются на два вида:

1). Образующие структуру проблемы принятия решения (сложность ситуации, имеющиеся альтернативы поведения, объем информации об обстановке, дефицит времени и т. д.);

2). Внепроблемные факторы (нормы, запреты и правила деятельности, критерии оценки труда, ответственность и др.). Говоря о факторах внешней среды, необходимо заметить, что решающее значение для обоснованного решения о риске играет адекватная оценка сотрудниками ОВД обстановки конкретных действий правонарушителей, физического состояния потерпевших и своих профессиональных возможностей.

Страх– это чувство, возникающее в процессе работы мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия человека.

3. Закономерности развития угроз личной безопасности и методы их минимизации (нейтрализации). Шкала напряженности.

Обеспечение безопасности сотрудника, то есть уменьшение до возможного предела действия психотравмирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализация их последствий - проблема комплексная. В ее решении свою роль должны сыграть службы по работе с личным составом, медики, практические психологи. Немалая роль однако, принадлежит и самому сотруднику, его грамотным личным действиям в этом направлении.

Известно, что лучше не поддаться стрессу, чем потом преодолевать его последствия. В критической ситуации нередко элементарные приемы психологической самозащиты нужны не меньше, чем самозащита без оружия.

Отечественный и зарубежный опыт показывают, что важными условиями обеспечения личной безопасности (особенно - в ситуации риска) являются;

- знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;

- усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично;

- впадение приемами психологической саморегуляции, применимыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее.

Понимание, что с тобой происходит в ситуации опасности и почему, это лишь предпосылка для правильного действия. Самое главное и нередко самое трудное - это переход от эмоций к действиям.

Переход от ощущения беспомощности к эффективным действиям будет значительно быстрее у того, кто обладает профессиональной и общей физической подготовкой, а также специальной подготовкой к действиям в ситуациях риска.

В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага:

- неизвестность,

- неопределенность

- беспомощность.

Шкала напряженности.С помощью теста разработанного Немчиным Т. можно определить, нервно-психологическую напряженность сотрудников ОВД.

Суть методики состоит в том, что испытуемый из предложенных вариантов ответа должен выбрать только один, наиболее ему близкий. Выбранный вариант фиксируется в бланке, где указаны Ф.И.О., пол, возраст, профессия, род занятий, характер ситуации и деятельности.

Метод состоит из 30 вопросов:

1) наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;
в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе;

2) наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей;
б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе;

3) температурные ощущения:
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;
б) ощущение тепла, повышения температуры тела;
в) ощущение похолодания тела, конечностей, озноб;

4) состояние мышечного тонуса:
а) обычный, неизмененный мышечный тонус;
б) умеренное повышение тонуса мышц, чувство некоторого мышечного напряжения;
в) значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, рук, тики, тремор (дрожание);

5) координация движений:
а) обычная, неизменная координация движений;
б) повышение точности, ловкости, координации движений во время работы, письма;
в) ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности;

6) состояние двигательной активности в целом:
а) обычная, неизмененная двигательная активность;
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление ходить, изменять положение тела;

7) ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;
б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце;

8) проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;
б) появление единичных, быстро проходящих и не мешающих работе ощущений со стороны органов пищеварения – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе»;
в) выраженные неприятные ощущения в области живота – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды;

9) проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений;
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;
в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок» в горле;

10) проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений;
б) умеренная активизация выделительной функции – несколько более частое появление желания воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздерживаться (терпеть);
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом или невозможность воздерживаться, наличие сильных позывов к мочеиспусканию и т. д.;

11) состояние потоотделения:
а) обычное состояние потоотделения, без каких-либо изменений;
б) умеренное усиление потоотделения;
в) появление обильного холодного проливного пота;

12) состояние слизистой оболочки рта:
а) обычное состояние, без каких-либо изменений;
б) умеренное увеличение слюноотделения;
в) ощущение сухости во рту;

13) окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожных покровов лица, шеи, рук;
б) покраснение кожи лица, шеи, рук;
в) побледнение кожи лица, шеи, рук, появление на коже кистей мраморного (пятнистого) оттенка;

14) восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее основной работе;
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях;

15) чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное, неизмененное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
б) повышение чувства уверенности в себе, уверенность в успехе;
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала;

16) настроение:
а) обычное, неизмененное настроение;
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой;
в) сниженное настроение, чувство подавленности;

17) особенности сна:
а) нормальный, обычный сон без каких-либо изменений по сравнению с предшествующим периодом времени;
б) хороший, полноценный, крепкий освежающий сон накануне;
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне;

18) особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;
б) чувство озабоченности, повышенной ответственности за выполняемую работу, появление азарта;
в) чувство отчаяния, страха, паники;

19) помехоустойчивость:
а) обычное состояние, без каких-либо изменений;
б) повышение устойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей;
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях;

20) особенности речи:
а) обычная, неизмененная речь;
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса и ускорение речи без ухудшения ее качественных характеристик (грамотности, логичности);
в) нарушения речи, появление слишком длинных пауз, запинок, заикания, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос;

21) общая оценка психического состояния:
а) обычное, неизмененное состояние;
б) чувство собранности, повышенной готовности к работе, мобилизованность, подъем душевных и моральных сил, высокий психический тонус;
в) чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса;

22) особенности памяти:
а) обычная, неизмененная память;
б) улучшение памяти – легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент;
в) ухудшение памяти;

23) особенности внимания:
а) обычное, без каких-либо изменений внимание;
б) улучшение способности к сосредоточению внимания, отвлечение от посторонних дел;
в) ухудшение внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, отвлекаемость;

24) сообразительность:
а) обычная, без каких-либо изменений сообразительность;
б) повышение сообразительности, находчивость;
в) ухудшение сообразительности, растерянность;

25) умственная работоспособность:
а) обычная, неизмененная умственная работоспособность;
б) повышение умственной работоспособности;
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость;

Наши рекомендации