Целлюлозно-бумажная промышленность

В России производится 200 видов бумаги, 40 видов картона.

Факторы: сырьевой, энергетический, водный.

Центры: Архангельск, Сыктывкар, Кондопога,

Сегежа, Соликамск, Балахна, Волжск.


ТРАНСПОРТ

Транспорт Транспортная система Работа транспорта оценивается несколькими показателями
Универсальный Специализированный
Может перевозить различные грузы и людей (железнодорожный транспорт) Перемещает лишь определенные грузы (нефть, газ, энергия) Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними (самый крупный транспортный узел в России – Москва). Основная задача транспорта:надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районов страны. 1) Кол-во перевозимых грузов (млн * т) и пассажиров (млн чел) 2) Грузы – и пассажирооборотом (грузооборот (т * км ) – произведение кол-ва перевозимого груза (т) на дальность его перевозки (км); пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.

ТРАНСПОРТ

Сухопутный Авиационный Трубопроводный Водный
Железнодорожный Автомобильный Морской Речной
Функция: обеспечения надежного сообщения (обмена) между отдельными районами. Протяженность ж/д 86.2 тыс км. Доля в перевозке грузов 12%. Доля в грузообороте 31.4 %. Основные грузы: из Европы в Азию – готовая продукция (одежда и т.д.), с Востока сырье; из Западной Сибири – лес; пассажиры. Средняя дальность перевозок 1123 км. Средняя скорость движения: грузовые поезда (участковая) 32 км/ч; техническая – 43 км/ч. Сооружения обеспечивающие работу – железнодорожные пути. Приемущества: – действуют постоянно независимо от климатических условий и времени года; - высокая скорость движения; - низкая себестоимость перевозок; - относительно свободное размещение; - универсальность по отношению перевозки всех видов грузов. Недостатки: недостаток подвижного состава. На территории России проходит важнейшие транспортные коридоры: Коридор № 2 Москва-Минск-Варшава-Берлин, соединяет Рос. ж/д сетью Западной Европы по направлению Восток –Запад. Коридор № 9 Хельсинки – Санкт-петербург – Москва-Киев-Кишене-, Бухарест-Дмитровград-Александруполис. Протяженность 593 тыс/км. (1/10 грунтовые, 1/6 твердое покрытие низкого качества). Доля в перевозке грузов 24.5%. Доля в грузообороте 3.7%. Основные грузы: товары народного потребления, лесные грузы, черные металлы, строительные грузы (цемент и т.д.), основной объем (90%) пассажирских перевозок. Средняя дальность перевозок – 22.24 км. Средняя скорость движения – грузовые автомобили (техническая) 30 км/ч. Сооружения обеспечивающие работу: автодороги: с твердым покрытием (асфальтовая, бетонная, щебеночное, гравийное, смешанное). Остальные дороги внутрихозяйственные и ведомственные. Преимущества: - обладает большой маневренностью и скоростью; - возможность доставлять грузы по принципу «дверь в дверь»; - Скоростной и перевозит много грузов. Недостатки: - один из самых дорогих; - небольшая масса перевозимых грузов; - сильно загрязняют окружающую среду. В Рос. условиях по себестоимости перевозок – один из самых дорогих т.к. 1. Плохие дороги. 2. Недостаточное кол-во автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 т и более 8 т) 3. Слабого использования дизельных двигателей. 4. Плохого качества отечественных автомобилей. География а/д Рос. схожа с географией ж/д, 12 а/д лучами расходятся от Москвы. В Восточных районах число дорог резко сокращается наибольшая густота сети а/д отличаются районы европейской части России. Крупный узел а/д – Москва (от нее отходят – Москва –Санкт-Петербург; Москва –Синферополь; Москва – Минск; Москва –Рига и др. Развитие по направлениям: 1. Прокладка новых магистралей (Восточная часть страны). 2. Создание дорог в сел. местности.   Специализация – перевозка на дальние расстояния. Доля в перевозке грузов – 0.01 %. Доля в грузообороте – 0.06%. Основные грузы - пассажиры, грузы (срочные и дорогие: скоропортящиеся продукты, матрицы для газет). Средняя дальность перевозок 4229 км. Сооружения обеспечивающие работу – воздушный коридор. Преимущества: - охватывает перевозками почти все районы страны; - самый быстрый; - мало зависит от рельефа местности.   Недостатки: - очень дорогой; - потребляет большое кол-во топлива; - наносит ущерб атмосфере.   В стране действует около 800 аэропортов, 50 из них имеют международный статус (Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково). Авиаузлы – Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Хабаровск, Владивосток. Проблема: старый авиационный парк (1/3 эксплуатируемых самолетов имеет возраст более 15 лет – 48%, а самолеты типа АН – 24 года). Остро стоит вопрос технического переоснащения воздушного флота, переход на новые типы отечественных самолетов (ИЛ 96-300, ТУ 204, ИЛ 114 и др.).   Самый молодой. 217 тыс/км (150 тыс/км нефтепроводы, 50 тс/км газопроводы). Доля в перевозке грузов 11.3%. Доля в грузообороте 58.2%. Основные грузы: каменный уголь, руда, нефть, газ. Средняя дальность перевозок 2400 км. Сооружения обеспечивающие работу – нефтепроводы, газопроводы, пульпопроводы, пневмопроводы. Преимущества: - меньше зависит от рельефа местности (кротчайшие пути); - может функционировать в любых климатических условиях; - потери при транспортировки минимальны; - строительство в 3 – 15 раз дешевле чем ж/д.   Нефтепроводы: Грозный – Новороссийск (первый в России); Альметьевск – Горький (Нижний Новгород) с ответвлением на Рязань и Москву – Ярославль – Кириши (нефть из Поволжья); «Дружба» - Альметьевск – страны Западной Европы. Газопроводы: Уренгой – Помары- Ужгород; Медвежье – Надым – Пунга- Вуктым – Ухта-Торжок – Ивацевичи; «Союз» (экспортный) Оренбург – Волгоград – Ужьгород. Проблемы: - трубопроводная система сильно изношена (на 50%).В стране ежегодно происходит около 700 разрывов трубопроводов следовательно происходит загрязнение окружающей среды, гибель животных и людей. 2/3 границ России морские (38.8 тыс/км). Доля перевозки грузов 0.5%. Доля в грузообороте 4.6%. Основные грузы: лес, уголь, металлы, машины, оборудование и т.д. Средняя дальность перевозок 4147 км. Средняя скорость движения – техническая 23 мили, эксплуатационная 302 мили. Преимущества: - перевозки на большие расстояния более дешевые; - большая грузоподъемность; - практически неограниченная пропускная способность; - небольшая удельная энергоемкость. Недостатки: - происходит устаревание судов из-за нехватки средств на ремонт; - зависит от природных условий; - необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хоз-ва. - удаление от экономических районов; - относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами расположенными за пределами Европы. В настоящее время Россия располагает 43 морскими торговыми портами, в которых эксплуатируется 280 перегрузочных комплексов. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна (25% Российского флота) – порты Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Снабжают товарами Северо-Восток страны, осуществляют связи со странами Азии и Австралией. Недостаток: сильная удаленность от развитых регионов страны. Перевозит: рыба, лес, уголь, нефть, оборудование и т.д. Балтийский бассейн (14%) – связь со странами Европы и Америки. Благоприятное географическое положение. Порты: Санкт –Петербург, Выборг, Калининград. Строятся новые порты – Бухта Батарейная, Приморск. Черноморский бассейн (Новороссийск) – экспорт нефти. Ожидается увеличение его роли. Северный бассейн- снабжение районов Крайнего Севера. Порты: Мурманск, Архангельск, Дудинка, Игарка и т.д. Грузы: концентраты руд цветных металлов, лес, строительные материалы, топливо, рыба.   Протяженность 75 тыс/км. Доля в перевозке грузов 1.3%. Доля в грузообороте 2%. Основные грузы: минерально -строительные материалы (песок, гравий, щебень, нефть, лесные грузы, сезонные грузы – зерно, овощи, с севера – лес, с юга – хлеб). Средняя дальность перевозок 698 км. Средняя скорость перевозок – техническая 13 км/ч. Сооружения обеспечивающие работу: крупные спокойные судоходные реки. Преимущества: - низкая себестоимость; - имеет большую грузоподъемность; - потребление малого кол-ва энергии; - меньшие затраты на оборудование инфраструктуры. Недостатки: - зависит от времени года и климатических условий; - уступает в скорости. Ведущее место занимает Волжско-Камская речная система (канал им. Москвы, Волго-Донский судоходный канал, Волго-Балтийский водный путь). Крупные порты – Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Астрахань. 1.2 грузооборота.Грузы – лес, топливо и зерно. Реки Севера и Северо- Запада – реки – Северная Двина, Печора, Нева. Порты – Северная Двина, Архангельск, Котлас; Печора – Нарьян- Мар; на Неве – Санкт-Петербург. Реки Сибири (Обь, Яртыш, Енисей, Ангара, Лена). Грузы – лес, нефть, строительные материалы. Порты- Барнаул, Новосибирск, Салехард, Сургут; на Иртыше – Омск, Тобольск; на Енисее - Минусинск, Красноярск, Игарка. Реки Дальнего Востока – Амур. Порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск – на- Амуре. Грузы – уголь, нефть, лес.





Наши рекомендации