Что такое Тейлоризм, и с чем его едят
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Закон непрерывности и ритмичности движения производственных фондов: чем выше в организации уровень непрерывности и ритмичности движения производственных фондов, тем выше её эффективность.
В данном случае под движением производственных фондов понимается, главным образом, процессы переработки сырья и энергии в конечную продукцию. Извне эти процессы обеспечиваются непрерывным и ритмичным материально-техническим снабжением и сбытом продукции на рынках, восстановлением и заменой устаревшего оборудования, внедрением инноваций и т.д. Изнутри – непрерывным и ритмичным планированием, качественной подготовкой производства, подготовкой и переподготовкой кадров, координацией движения информации и материальных потоков и т.д.
Закон состязательности управленческих кадров: любая социальная или социально-экономическая организация должна иметь чёткий механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями.
Успешная реализация этого закона в организациях связана с формированием систем конкурсного отбора руководителей и систем продвижения наиболее подготовленных сотрудников на замещение вакантных руководящих должностей. Также успешной реализации этого закона служит наличие в организации системы планирования карьеры руководителей.
Закон информированности-упорядоченности: любая социальная или социально-экономическая организация стремится получить как можно больше достоверной информации о своих внутренней и внешней средах, чтобы обеспечить свою упорядоченность и самоорганизацию.
Данный закон требует от управляющей системы создания эффективной системы коммуникации в организации и внедрения передовых информационных технологий.
Закон единства анализа и синтеза: любая социальная или социально-экономическая организация стремится к наиболее эффективным структуре и функциям за счёт постоянного циклического чередования процессов анализа и синтеза своих структур и функций.
Закон композиции и пропорциональности: любая социальная или социально-экономическая организация стремится к наиболее эффективному взаимному расположению частей и к формированию наиболее эффективных связей между ними.
Этот закон отражает необходимость согласования в организации целей отдельных её элементов с главной целью всей организации, а также соответствия, соразмерности или зависимости между целями отдельных элементов.
Закон дифференциации и универсализации функций: в организации постоянно имеют место, с одной стороны, процессы разделения и специализации функций и, с другой стороны, процессы их универсализации и интеграции.
Действие данного закона позволяет улучшить результаты взаимодействия элементов, составляющих организацию, и повысить их синергетический эффект.
Закон своеобразия: для любой социальной и социально-экономической организации существует одна, только ей присущая наилучшая организационная структура управления, соответствующая сложившейся производственной структуре.
Фактически этот закон отражает те особенности, которые складываются в конкретной организации под влиянием особенностей технологий и производственного оборудования, действий персонала, сложившихся порядков в вертикальных и горизонтальных взаимоотношениях между работниками и т.д. Эти особенности в совокупности определяют конкретную организацию как маленькое сообщество со своими членами, территорией, экономикой, целями, ценностями, коммуникациями и иерархией.
Закон социальной гармонии: развитие социальной сферы повышает эффективность функционирования любой социальной или социально-экономической организации как за счёт повышения эмоционального уровня работников (улучшается качество продукции), так и за счёт активизации их трудовой деятельности (повышение производительности труда).
Закон оптимальной загрузки: для каждого работника в организации существует оптимальный объём загрузки работой, при котором в наибольшей степени раскрываются его способности.
Данный закон реализуется в организациях через поиск сфер эффективной деятельности для каждого конкретного работника. Обычно подобный поиск ведётся двумя путями:
· путём тестирования, когда руководство пытается заранее определить оптимальную сферу;
· опытным путём, когда руководство пытается определить оптимальную сферу по предыдущим результатам труда.
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ТЕЙЛОРИЗМА В ТРУДАХ Г. ГАНТТА, Ф. И Л. ГИЛБРЕТ, Г.ЭМЕРСОНА, Г.ФОРДА.
Что такое Тейлоризм, и с чем его едят.
Тейлори́зм (англ. Taylorism) — одна из теорий управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы. Ее основной целью было повышение экономической эффективности, особенно производительности труда. Использование данного подхода было одной из первых попыток применить науку для конструирования процессов и управления. Основоположник теории — Фредерик Уинслоу Тейлор.
Школа научного управления окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.
Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.
Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.
Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.
Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.
Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.
Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.
Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.
Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.
Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внёс Г. Эмерсон (1853-1931). Широкую известность получил его труд «Двенадцать принципов производительности», в котором он изложил свои взгляды на рационализацию производства.
Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Двенадцать принципов повышения производительности труда сводится к следующим:
1. наличие чётко поставленных целей или идеалов
2. Присутствие здравого смысла во всякой работе.
3. Возможность получения квалифицированного совета, компетентной консультации.
4. Соблюдение строгой дисциплины
5. Справедливое отношение к персоналу
6. Наличие современного полного, надёжного и постоянного, точного учёта.
7. Регулирование производства (диспетчирование
8. Планирование (расписание) работ.
9. Нормирование операций на основе рациональных приемов их выполнения.
10. Нормализация условий работы.
11. Наличие разработанных инструкций и стандартов в письменном виде.
12. Наличие рациональной системы оплаты труда за повышение производительности труда.