Спрос. Детерминанты спроса. Закон спроса и его графическая интерпретация

ЭТО КРАТКО!

Спрос - это форма выражения потребности в товарах и услугах, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами, или: это совокупность товаров и услуг, которые необходимы для удовлетворения наших потребностей и которые мы можем оплатить. Следовательно, спрос есть платежеспособная потребность людей, по этому спрос и называют платежеспособным спросом.Итак, спрос можно определить как выраженное в денежной форме желание и возможность потребителя приобрести данный товар, в данное время, в данном месте, по данной цене. Спрос зависит от разных факторов (детерминантов), важнейшими среди них являются следующие: цена данного товара; цены на товары - субституты (заменяемые); цены на комплементарные (дополняющие) товары; доход, выделяемый потребителем для покупки данного товара; вкусы и предпочтения потребителя; объективные, естественные условия потребителя; инфляционные ожидания; изменения моды и др. Функция спросапоказывает зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин.

Спрос. Детерминанты спроса. Закон спроса и его графическая интерпретация - student2.ru

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q) и наоборот. Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1 до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D). Изменение неценовых факторов (Pn, Pm, I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P1, но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q2 > Q1 (кривая D1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q1 < Q2 (кривая D2).

Для характеристики рыночных процессов чаще всего употребляют такие понятия, как спрос, предложение, равновесная цена и равновесный объем продаж. Они нуждаются в подробном рассмотрении, так как оказывают огромное влияние на ценообразование и хозяйственную деятельность.

Спрос (D, от англ. demand) – это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, т. е. потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей. Спрос – это категория, отражающая связь между количеством покупаемых экономических благ и их ценой. Обычно это соотношение цен и количеств рассматривается относительно фиксированной единицы времени, так как временный фактор может существенно менять соотношение количества продаж и цен за единицу товара. Поэтому спрос можно определить как количество определенного товара, которое хотят и могут купить потребители по каждому возможному уровню цен в определенный период времени.

Различают индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Если индивидуальный спрос отражает платежеспособную потребность отдельного покупателя, то совокупный спрос характеризует общий объем товаров и услуг, на который может быть предъявлен спрос, т. е. суммарную потребность государства, предприятий, граждан, представленную на рынке в денежной форме.

Закон спроса проявляется в обратной зависимости между ценой (Р) и покупаемым количеством (QD ) товара: чем выше цена, тем при прочих равных условиях меньше количество товара будет куплено потребителями. И, наоборот, при снижении цены количество продаж возрастет. На рис. 3.1 изображена графически интерпретация закона спроса QD = f(P). Наклон и крутизна линии спроса может быть большей или меньшей, так как спрос на разные товары неодинаков, и в каждом конкретном случае кривая будет иметь разный вид. Следует иметь в виду, что направление кривой всегда сохраняется, отражая субъективные оценки потребителей о снижающейся предельной полезности покупаемых товаров.

Спрос. Детерминанты спроса. Закон спроса и его графическая интерпретация - student2.ru

Рис. 3.1. Кривая спроса

Факторы, влияющие на спрос, называются детерминантами спроса. Рассмотрим влияние на спрос ценовой детерминанты, т. е. цены. При исследовании влияния на спрос цены видно, что спрос при прочих неизменных детерминантах не меняется. При изменение цены меняется объем продаж, но спрос остается неизменным, меняется лишь его объем, т. е. в этом случае происходит скольжение по кривой спроса. Это позволяет сделать вывод, что цена не вызывает изменения спроса, а регулирует его объем.

Спрос определяют многие факторы, которые вызывают его изменение. Поэтому его можно представить как функцию не только от цены, но и от других факторов:

QD = f (Px, Ра, Pв, …, Pп, …, I, Т, N, E),

где Рx – цена данного товара; Ра, Pв, …, Pn – цены других товаров;
I – денежные доходы потребителей; Т – вкусы и предпочтения потребителей; N – число покупателей на рынке; E – ожидания покупателей.

Если изменяется спрос, то это означает, что каждому уровню цен соответствует новая величина спроса. Вследствие этого происходит смещение кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, или влево – при уменьшении спроса (рис. 3.2).

Спрос. Детерминанты спроса. Закон спроса и его графическая интерпретация - student2.ru

Рис. 3.2. Изменение кривой спроса под влиянием неценовых
детерминант

Неценовыми факторами спроса являются:

1) изменение вкусов и предпочтений потребителей;

2) изменение доходов и платежеспособности населения;

3) изменение цен на сопряженные (взаимосвязанные) товары: товары-заменители и дополняющие товары;

4) ожидания потребителей в отношении изменения цен на товары и будущего дохода, наличия товара на рынке;

5) изменение количества покупателей на рынке.

Степень воздействия определенных факторов на изменение спроса характеризуется эластичностью спроса. Обычно в экономической теории и практике выделяют и анализируют три вида эластичности спроса:

-эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса);

- эластичность спроса по доходу;

- перекрестную эластичность спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество товара. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от товара к товару. Более того, оказывается, что реакция потребителей на одну и ту же продукцию существенно меняется при изменении цен в различных пределах.

Наши рекомендации