Влияние страны на типы рынка, компаний и инвестиций
Химические реакции проходят по-разному в воде и, например, в масле. При
этом логика науки химии никак не меняется, какими бы реакциями химик ни
интересовался. Но без учета особенностей среды он не придет к правильным
выводам. То же самое относится и к разным странам, являющимся средой, в
которой рынки так или иначе реагируют на продукты и компании. В данном
разделе мы продемонстрируем, что одни и те же индустрии находятся в разных
странах на рынках разного уровня. Мы также рассмотрим, как это может влиять
на характер компаний и инвестиционные решения.
Рынки второго уровня.
Вернемся к гипотетическому примеру с тракторами, приведенному в
предыдущем разделе. Там он рассматривался исключительно применительно к
западным странам, чем и объяснялась "третьеэтапность" рынка. Однако
представим, что мы сняли географический запрет и обратились к странам, где в
силу происходящих в них реформ фермерам стало выгоднее производить продукцию
на современной рыночной основе. Рухнули режимы, подавлявшие здоровые
экономические отношения, закончилась безвыигрышная борьба с искусственно
удешевленной иностранной продукцией, появился платежеспособный внутренний
рынок сбыта. К таким странам сейчас относится Россия, но не только она.
Вспомним историю стран Латинской Америки, Турции и даже не столь уж далекое
прошлое Японии.
Совершенно естественно, что в данных условиях фермеры страны с
развивающейся экономикой начнут приобретать все более современные типы
тракторов, соответствующие новым задачам и реалиям. Все большему количеству
фермеров модернизированная техника будет становиться по карману. И пройдет
еще несколько лет прежде, чем все, у кого есть земля, полностью обновят свой
тракторный парк. Но это же самый настоящий "второэтапный" рынок!
Данный пример показывает, что индустрия (например, тракторостроение),
производящая "третьеэтапную" техническую систему (трактор) и находящаяся на
"третьеэтапном" рынке на Западе, вполне может оказаться на "второэтапном"
рынке в странах с менее развитой, но быстро растущей экономикой. И это
относится к большому числу так называемых "старых" индустрий. В странах, где
в силу исторических причин большинство населения только выходит из бедности,
практически любые не очень дешевые и не жизненно необходимые потребительские
товары составят рынки второго уровня. В странах, где промышленность
переориентируется с военных заказов на выпуск конкурентоспособной
гражданской продукции или пробуждается после затяжного разрушительного
кризиса, на "второэтапные" рынки попадут также и производители орудий труда,
например, станкостроители.
Интересно, что природа риска на таких "второэтапных" рынках
принципиально другая, нежели на "второэтапных" рынках на Западе. С одной
стороны, отсутствуют риски, связанные с техническим развитием продукта. Ведь
как мы знаем, западный "второэтапный" рынок обычно предлагает продукты,
являющиеся "второэтапными" техническими системами. Они проходят через этап
быстрого технического развития, и не совсем понятно, кто сделает следующее
изобретение и как оно повлияет на взаимное положение игроков на рынке. Когда
же "трактор" начинает активно продаваться в Бразилии, то никаких неожиданных
изобретений тут обычно не ожидают. Продукт является уже "вылизанной"
"третьеэтапной" технической системой. Денег на разработку и связанный с ней
риск тратить почти не нужно.
С другой стороны, страны, в которых "третьеэтапный" продукт оказывается
на "второэтапном" рынке, обычно наименее стабильны политически и
законодательно. В конце 90-х годов вполне развитая Турция чуть было не
скатилась в бездну исламистского правления. Производственный гигант Китай
утверждает, что не способен справиться с пиратством в сфере интеллектуальной
собственности. Это огромный фактор риска для западных инвесторов и
"третьеэтапных" компаний. Особенно остро это продемонстрировал российский
кризис 1998 г. Ведь вслед за Россией рухнули биржи буквально во всем мире
развивающихся экономик вплоть до Чили. Как это объяснить?
Большими потерями денег, инвестированных в Россию, это объяснить
нельзя, так как утраченные абсолютные суммы все равно были незначительны по
сравнению с привычными и допустимыми потерями в Америке или Германии. То,
что Россия временно выбыла из мирового товарооборота, тоже ничего не
объясняет. Ведь весь внешнеторговый оборот России на тот момент равнялся
обороту, например, Дании. Но кризис в скандинавских странах, например в
Финляндии, по миру не разбегается. И наличие у России ядерного оружия также
не при чем. Голодные Пакистан и Индия все время в кризисе, а атомные бомбы у
них тоже есть. К тому же внешняя политика России оставалась исключительно
миролюбивой. Так в чем же дело и чем провинились рынки ценных бумаг всех
нестабильных стран?
А дело в шокирующем прецеденте. Когда Россия объявила, что платить не
будет, то сам стиль такого решения был настолько неожиданным для западных
инвесторов и бизнесменов, что просто не мог бы прийти им самим в голову.
Возник вопрос: "А можно ли быть уверенными, что и другие незападные страны
не повторят тот же фокус?" Ведь в конечном счете стабильность базируется на
устоях и традициях. И неуверенность в том, что определенное поведение не
окажется для третьих стран невозможным, т.е. фактор сугубо психологический и
культурный - причина того, что западные инвесторы стали массово изымать свои
инвестиции из стран третьего мира, вызывая там кризис.
Интересно, что указанные факторы риска интуитивно понимают и используют
некоторые российские бизнесмены. Как и у любых других инвесторов, часть их
личного инвестиционного портфеля предназначена для обеспечения максимальной
финансовой стабильности. Тут главное не приобрести, а не потерять. Эту часть
своего портфеля многие российские инвесторы предпочитают держать на
стабильном Западе, зачастую передавая управление деньгами в руки хорошо
зарекомендовавших себя финансовых консультантов. Другая же часть
инвестиционного портфеля предназначена для приумножения состояния. Для нее
риск "вторoэтапного" рынка приемлем. Эти деньги все реже вывозятся
российскими инвесторами за рубеж. Они все больше вкладываются в развитие
российской же индустрии, которая, в отличие от аналогичных отраслей
промышленности Запада, выходит на второй этап рынка.
При этом существуют типы технологий, которые возникают в странах типа
России или Индии, но развивать и внедрять их лучше, перенося на Запад. К
таким технологиям относятся изобретения, ориентированные на
высокотехнологичный рынок, который на Западе уже переходит или даже перешел
на второй этап, а в более бедной стране - еще нет. Рассмотрим, например,
программную продукцию, предлагаемую индивидуальным клиентам, деньги которых
хранятся в банках.
Все работающие американцы хранят свои деньги в банках и пользуются
кредитными карточками. Это классический пример "третьеэтапного" рынка. При
этом все большее число людей располагает все меньшим временем, чтобы ходить
в банк, да еще в часы его работы. На этом фоне с середины 90-х годов, когда
рынок Интернет-услуг стал растущим "второэтапным" рынком, все больше банков
стало переходить на on-line-сервис, т.е. предоставлять возможность своим
клиентам осуществлять операции через компьютер в любое удобное для них время
практически из любой точки Земли.
А теперь посмотрим на две компании, производящие программное
обеспечение: одна - индийская, вторая - польская. Индийская компания
разработала некий удобный и простой в использовании программный продукт для
электронных банковских операций. Продать его напрямую американским банкам
она не могла, так как те покупают только у "своих", в ком давно уверены, но
разработчики нашли партнера-посредника. С его помощью компания стала
продавать свой продукт все большему количеству американских банков,
одновременно получая поток заказов по его адаптации и подсоединению к
имеющимся в банках системам. Растет компания, понемногу но растет.
Их же польские коллеги примерно в то же время создали аналогичный
программный продукт. Однако будучи уверены, что объединение с Европой,
немецкий капитал и падение коммунизма сразу и без замедления создадут для
них огромный рынок, они отказались от попытки, предпринятой индийской
компанией. И не то даже, чтобы у них не было такой возможности, просто они
посчитали, что незачем ездить за тысячи километров и обратно, если все это
будет продаваться в твоем микрорайоне. Но при всем экономическом обновлении
Польши рынок банковских on-line-услуг там еще далек от второго уровня. И
изменить это сможет не какая-то новинка программного обеспечения, а
социальная эволюция. В результате серьезных продаж данной программы на
внутреннем рынке сделано не было, коллектив перебивался случайными заказами,
продолжая мечтать о продвижении своего детища, пока залежавшийся продукт не
устарел окончательно.
Подводя итоги, приходим к выводу, что продукты и сервисы наиболее
выгодно переносить в те страны, где рынок для них находится в начале второй
стадии. А Запад это или Восток, не так важно.