Проведения расследования
Общие условия предварительного расследования предусмотрены гл. 21 УПК РФ (формы предварительного расследования и подследственность, правила соединения и выделения уголовных дел, производство неотложных следственных действий, начало и окончание предварительного расследования, правила о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, обязательности рассмотрения ходатайств, принятия мер попечения о детях, иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и мер по сохранности его имущества). Главы 22 – 30 УПК РФ регламентируют порядок предварительного следствия, в том числе сроки предварительного следствия, порядок производства следственных действий, а также приостановления, прекращения и возобновления производства по делу.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22 и 24 – 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ.
В ходе надзора за соблюдением установленного порядка расследования прокурору следует в первую очередь обращать внимание на соблюдение общих условий предварительного расследования, а именно:
требований закона о формах предварительного расследования и подследственности уголовных дел;
порядка исчисления и продления сроков предварительного расследования;
правил соединения, выделения и восстановления уголовных дел;
правил о недопустимости разглашения данных предварительного расследования;
норм закона об обязательности рассмотрения ходатайств и принятии мер попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и мер по обеспечению сохранности его имущества.
В обязательном порядке в поле зрения прокурора должно находиться исполнение норм закона о сроках производства предварительного следствия и дознания (их исчисления и продления), а также правил производства следственных действий, в том числе при производстве расследования следственной группой (группой дознавателей), участии в их производстве специалиста, переводчика и понятых.
Осуществляя надзор за соблюдением установленного порядка проведения дознания, прокурор уполномочен:
продлять сроки дознания (ч. 3, 4 и 5 ст. 223 УПК РФ);
разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
принимать решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя (ч. 3 ст. 153 УПК РФ);
изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
разрешать споры о подследственности;
передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому органу предварительного расследования (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами подследтвенности, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело и передавать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайства дознавателя о производстве следственного действия в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ;
обжаловать в апелляционном, кассационном и надзорном порядке принятые судом решения по результатам рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и ходатайствам органов дознания и органов предварительного следствия в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ;
рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства;
оценивать полученные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные по делу доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела, признавать полученное доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого либо по собственной инициативе (ст. 88 УПК РФ).
Учитывая, важность соблюдения требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства, прокурору следует обращать самое пристальное внимание на сроки дознания и соблюдение норм УПК РФ об основаниях и порядке их продления. В соответствии со ст. 223 УПК РФ дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен надзирающим прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами районного звена (их заместителями) до 6 месяцев. Дальнейшее продление сроков дознания до 12 месяцев возможно лишь в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Полномочиями по продлению срока дознания до 12 месяцев обладает прокурор субъекта Российской Федерации и приравненные к нему военные прокуроры. Ходатайства дознавателей о продлении срока дознания должны предоставляться соответствующему прокурору за 5 дней до истечения 60-суточного срока, свыше 60 суток – за 10 дней, свыше 6 месяцев – за 15 дней (п. 19 приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137).
Рассматривая вопрос о продлении срока дознания, следует учитывать требование закона о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства (ст. 61 УПК РФ); выяснять причины такого продления и меры, которые необходимо принять для окончания расследования.
При осуществлении надзора следует помнить, что в соответствии со ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Срок предварительного следствия может быть продлен:
до 3 месяцев – руководителем соответствующего следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело;
до 12 месяцев – по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
Генеральный прокурор РФ в приказе от 02.06.2011 № 162 обратил внимание на необходимость наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам (п. 1.13).
Учитывая, что УПК РФ не возлагает на следователя обязанности направлять прокурору копии постановления о продлении сроков предварительного следствия, необходимо ориентировать руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий таких постановлений, а в необходимых случаях запрашивать соответствующие сведения.
В ходе осуществления надзора за соблюдением установленного законом порядка продления процессуальных сроков в случае возобновления предварительного следствия по приостановленному или прекращенному производством уголовному делу необходимо руководствоваться положениями определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 352-О, согласно которому ч. 6 ст. 162 УПК РФ не подлежит расширительному истолкованию и не может рассматриваться как позволяющая неоднократно, тем более по одному и тому же основанию, продлевать срок предварительного следствия, если в результате общая его продолжительность будет более чем на один месяц превышать срок, установление которого в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 162 относится к компетенции соответствующего должностного лица.
В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 11 ст. 211, ч. 1 ст. 214 и п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 УПК РФ.
Генеральный прокурор РФ в приказе от 02.06.2011 № 162 указал на необходимость осуществления действенного надзора за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6№ УПК РФ, о разумном сроке уголовного судопроизводства, надзирающему прокурору необходимо ориентировать руководителей поднадзорных следственных органов на незамедлительное представление ему копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений. В случае необходимости (например, при поступлении жалобы) следует самостоятельно запрашивать соответствующие сведения (п. 1.13).
В ходе осуществления надзора за соблюдением установленного законом порядка продления процессуальных сроков в случае возобновления предварительного следствия по приостановленному или прекращенному производством уголовному делу также необходимо руководствоваться положениями упомянутого выше определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 352-О.
При решении вопроса в соответствии со ст. 165 УПК РФ о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, прокурору следует тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. При несогласии с ним прокурор выносит мотивированное постановление, которое приобщается к материалам уголовного дела.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162 прокурор должен требовать от органов предварительного следствия своевременного направления уведомления о проведении в случаях, не терпящих отлагательства, осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также иных следственных действий, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ (п. 1.6).
Получение в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК РФ, уведомления о производстве следственного действия без получения судебного решения является основанием для проведения прокурорской проверки. Давать правовую оценку постановлению дознавателя, следователя, руководителя следственного органа о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, следует после изучения соответствующих материалов, обосновывающих его вынесение. При этом следует акцентировать внимание на данных, свидетельствующих об исключительности обстоятельств, требующих безотлагательного производства следственных действий, исходя из того, что промедление могло бы повлечь за собой утрату следов преступления, других доказательств, позволило бы скрыться лицам, его совершившим, негативно повлиять на возмещение причиненного преступлением ущерба. При установлении фактов противоправного изъятия предметов, не имеющих отношения к расследуемому делу, необходимо принимать соответствующие меры прокурорского реагирования (например, требование об устранении допущенных нарушений закона).
Следует еще раз подчеркнуть, что в предмет прокурорского надзора не входят вопросы тактики и методики предварительного следствия, прокурор проверяет только соблюдение следователем, руководителем следственного органа требований уголовно-процессуального закона. Следователь, руководитель следственного органа обладают процессуальной самостоятельностью в выборе методики расследования преступления и тактики производства конкретного следственного действия и ограничены только предписаниями закона. Например, ч. 2 ст. 189 УПК РФ прямо указывает, что при производстве допроса задавать наводящие вопросы запрещается; в остальном следователь свободен в выборе тактики допроса; ст. 196 УПК РФ устанавливает перечень вопросов, для выяснения которых во всех случаях необходимо проведение судебно-медицинской экспертизы: причины смерти, характер и степень вреда, причиненного здоровью, психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникают сомнения в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.
Прокурору следует помнить, что соблюдение правил подследственности определяет законность всего проведенного расследования. В случае возбуждения органом дознания уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ в течение 10 суток производит неотложные следственные действия, после чего с соблюдением правил подследственности направляет уголовное дело руководителю следственного органа.
На неукоснительное соблюдение правил подследственности при передаче уголовных дел от одного органа расследования другому указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», отметив, что прокурор не вправе произвольно определять подследственность уголовного дела, а обязан руководствоваться ст. 150 и 151 УПК РФ.
Генеральный прокурор РФ в указании от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о подследственности уголовных дел» подчеркнул необходимость исключения фактов необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке, предусмотренном п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, органам предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания (п. 1.4).
Кроме указанных решений Конституционного Суда Российской Федерации прокурорам следует также принимать во внимание и другие его решения по вопросам уголовного судопроизводства. Например, постановление от 20.07.2012 № 20-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 125 и части 1 статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Р.Г. Мишиной», в соответствии с которым взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 125 УПК РФ и ч. 1 ст. 152 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в силу своей неопределенности эти положения порождают возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения при определении территориальной подсудности жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц межрайонных следственных отделов при производстве предварительного расследования в случаях, когда предварительное расследование осуществляется по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, расположенному за пределами административного района дислокации данного следственного органа.
Типичными нарушениями закона, допускаемыми при проведении расследования дознавателями и следователями, являются:
незаконное (в том числе неуполномоченным руководителем следственного органа) продление сроков предварительного расследования;
нарушение норм УПК РФ о сроках предварительного следствия, вызванное неоправданной объективными обстоятельствами волокитой, допущенной при производстве по делу, и отсутствием законных оснований для продления процессуальных сроков;
нарушение правил исчисления сроков предварительного расследования при соединении, приостановлении и прекращении уголовных дел;
нарушение правил подследственности;
несоблюдение требований УПК РФ об обстоятельствах, подлежащих доказыванию;
нарушение правил производства следственных и иных процессуальных действий, в том числе при отсутствии исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ, производство без судебного решения следственного действия, которое, по общему правилу, допускается только на основании решения суда[35];
непроизводство следственных и иных процессуальных действий в случаях, когда их производство в соответствии с УПК РФ является обязательным[36];
нарушение установленных УПК РФ порядка и оснований для признания лица подозреваемым, обвиняемым.
Эти и иные нарушения закона, допускаемые органами предварительного расследования, должны своевременно выявляться и устраняться прокурорами, что позволит в дальнейшем исключить необходимость возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования.