Место каждой из подсистем целевого управления в системе управления

Организацией и подходы к их разработке.

Архитектура системы целевого управления организацией

Сейчас можно отметить, что российские компании начали использовать архитектурный подход при совершенствовании своей деятельности и при внедрении ИТ- приложений, хотя нам еще далеко до таких лидеров в этой области как США.

Архитектура предприятия должна стать основой для определения

- структуры компании (цели, KPI, SBC система бюджетирования, система управленческого учета, организационная структура и т.д.),

- информации необходимой для ведения бизнеса (данные, документы, информация и т.д.)

- информационных технологий используемых для поддержки бизнес-процессов.

Цель - это предвидение в мышлении результата бизнес деятельности.

Задача руководителя - превратить цель организации в цели отдельных служб и подразделений, заставить их работать на один результат наиболее эффективным образом.

При этом общая цель должна быть разложена на отдельные составляющие, которые будут ориентирами в деятельности отдельных подсистем организации.

Построение дерева целей

Примеры конкретных целей компании

Рассмотрим некоторые примеры целей организации в различных сферах ее деятельности.

Маркетинг
• Продвижение на рынке.
• Расширение ассортимента продукции.

Производство
• Снижение издержек.
• Повышение эффективности производства.
• Улучшение конкурентоспособности продукции.
• Разработка и внедрение новых технологий.

Персонал
• Повышение квалификации.
• Оптимизация кадров предприятия.
• Система стимулирования.
• Повышение производительности труда.

Финансы
• Эффективное управление финансами компании.
• Улучшение платежеспособности и рентабельности.
• Повышение инвестиционной привлекательности.

Для организации имеет огромное значение грамотная постановка целей. Это исходная точка для планирования всей ее деятельности, дерево целей лежит в основе построения отношений внутри компании, системы мотивации. Только достигая поставленные задачи, можно контролировать и оценивать результат работы персонала, отдельных подразделений организации и всей ее структуры в целом.

Определение подсистем целевого управления

KPI. Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators,) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации.

Маркетинг

- Объем рынка

- Индекс потребительской удовлетворенности

- Индекс проникновения продукта на рынок

- Эффективность ценовой политики и т.д.

Финансы

- Стоимость компании с учетом стоимости

- Рентабельность

- Ликвидность

Валовая прибыль и т.д

Производство

- Объем производства

- Динамика производства

- Длительность процксса производства и т.д.

Персонал

- Коэффициент загруженности

- Квалификация

Производительность труда и др

Цели на этапах жизненного цикла организации

Становление

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл ее продукции.

Цели ещё нечёткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает Предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлечённые самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами.

На этом этапе особенно важна нематериальная составляющая мотивации: возможность самореализации, интересная работа, признание успеха.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для неё характерна простая структура управления.

Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке.

Некоторые компании могут остановиться в своём развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.

Лекция 3

Управленческий учет

Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).

Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится предприятие, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.

Наши рекомендации