Экономическая безопасность

Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых яв­ляется проблема экономической безопасности, т.е. определение оптимальных условий взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленно развитых стран, особенно не имеющих собст­венных запасов энергии и сы­рья, открытость экономики является существенным фак­тором, влияющим на их даль­нейшее развитие. Все осталь­ные страны также участвуют в международном разделении труда, а следовательно, в ус­тановлении и развитии коммерческих отношений друг с другом, что приводит к усиле­нию взаимосвязей и взаимо­зависимости субъектов между­народного разделения труда и возникновению необходимости сочетать выгоды от специали­зации и кооперации с защи­той от негативного внешнего воздействия. В результате воз­никает риск нестабильности национальной экономики, ко­торый обусловлен тем, что торговые (коммерческие) от­ношения, в которые вступают страны по мере своего «откры­тия», не могут быть абсолютно безопасными. Поэтому при развитии внешней торговли в отдельных странах может иметь место только относи­тельная экономическая безо­пасность, определяющаяся взаимозависимостью.

Взаимозависимость может привести к экономической зависимости, представляющей собой такие причинно-следственные связи, при которых внешние факторы оказывают значительное влияние на развитие той или иной ситуации. Зависимость возникает тогда, когда для решения любой проблемы требуются соответствующие изменения в виде приспособления.

Под приспособлением подразумевается способность государства влиять на негативную ситуацию, вызванную внешними факторами, таким образом, чтобы либо устранить внешнюю причину, либо ликви­дировать последствия, либо переложить издержки приспособления на другие страны. Возможности приспособления имеют четко ограни­ченные пределы. Среди мер по приспособлению можно выделить следующие:

диверсификация торговых связей;

укрепление и интенсификация разностороннего сотрудничества;

нажим (в том числе военный и экономический);

экономия и создание резервов;

формирование экспортных производств.

Зависимость проявляется прежде всего в экономической чувстви­тельности, под которой подразумевается подверженность националь­ной экономики негативному воздействию внешних факторов до того момента, пока не будет осуществлено определенное приспособ­ление к данной ситуации в целях устранения ее неблагоприятных последствий. Более высокой степенью зависимости является эко­номическая уязвимость, под которой понимается неизбежность под воздействием внешних факторов чрезмерных издержек приспо­собления, даже после корректировки или кардинального изменения внутренней ситуации. Экономическая уязвимость возникает тогда, когда пройден критический порог издержек приспособления. Именно экономическая уязвимость создает проблему экономической безо­пасности, хотя этого еще недостаточно.

Достаточным условием нарушения экономической безопасности является угроза. Угроза — это ограничение доступа к материальным, трудовым, научно-техническим ресурсам и к системе .маркетинга. Выделяются два типа:

силовая угроза;

угроза экономическому благосостоянию.

Оба типа угрозы исходят из преднамеренных действий государства или тенденций развития мировой экономики. Инструментами угрозы являются:

экономическая блокада;

эмбарго;

системы увязывания;

различные методы дискриминации.

Таким образом, национальную экономическую безопасность можно определить как положение, при котором обеспеченность товарами и услугами в данной стране защищена от действия внешних факторов, воспринимающихся как угроза эффективному функционированию национальной экономики. Если уровень ВНП не находится в сущест­венной зависимости от внешних преднамеренных или случайных событий, тогда национальная экономика в безопасности. Если же уровень ВНП реагирует на внешние факторы и их последствия невозможно нейтрализовать, тогда уровень экономической безопасности снижается. Наряду с понятием национальной экономической безопасности существует понятие международной экономической безопасности, под которой понимается система правил, основанных на взаимном доверии и равенстве, создающих экономические и ин­ституциональные условия прочного мира. Всеобщая безопасность означает предоставление гарантий в том, что ни одна сторона не сможет извлекать ни экономических, ни политических односторон­них преимуществ из существования экономических зависимостей в рамках мирового хозяйства.

Конкурентоспособность

Если экспортная и импортная квоты служат для определения степени открытости национальной экономики, т.е. для опреде­ления степени ее вовлечения в международное разделение труда, то для более общей характеристики положения и роли страны в мировой экономике применяется рейтинг конкурентоспособности, разработанный Международным институтом развития управления в Лозанне (International Institute for Management Development, IMD). Подробный рапорт с рейтингом публикуется ежегодно с 1980 г., а содержащиеся в нем данные часто являются предпосылкой для при­нятия инвестиционных решений.

Рейтинг конкурентоспособности 47 стран определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 300 показателей сгруп­пированы в восемь агрегированных факторов:

внутренний экономический потенциал;

внешнеэкономические связи;

государственное регулирование;

кредитно-финансовая система;

инфраструктура;

система управления;

научно-технический потенциал;

трудовые ресурсы.

Около 2/3 критериев рассчитывается на базе статистических дан­ных, 1/3 получается по оценкам аналитиков, экспертов и опросам руководителей крупных корпораций.

Оценки касаются не всех стран, а только промышленно развитых, некоторых развивающихся (прежде всего новых индустриальных), а также стран с переходной экономикой. Эти страны ранжируются по количеству баллов по специальной методике. Сумма баллов сви­детельствует не только об уровне развития производительных сил, но и способности страны гибко реагировать на изменения в миро­вой экономике. Рейтинг ведущих стран по уровню их конкуренто­способности на мировом рынке представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Рейтинг стран по уровню конкурентоспособности на мировом рынке *

1995 г. 1998 г. 1999 г.
1. США США США
2. Сингапур Сингапур Сингапур
3. Гонконг Гонконг (КНР) Финляндия
4. Япония Нидерланды Люксембург
5. Дания Финляндия Нидерланды
6. Норвегия Норвегия Швейцария
7. Нидерланды Швейцария Гонконг (КНР)
8. Люксембург Дания Дания
9. Швейцария Люксембург Германия
10. Германия Канада Канада
11. Новая Зеландия Ирландия. Ирландия
12. Канада Великобритания Австралия
13. Чили Новая Зеландия Норвегия
14. Швеция Германия Швеция
15. Финляндия Австралия Великобритания
16. Австрия Тайвань Япония
17. Бельгия Швеция Исландия
18. Тайвань Япония Тайвань
19.Великобритания Исландия Австрия
20. Франция   Новая Зеландия

* БИКИ. № 56. 18.05.99 г.; Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Международный бизнес России. 1997. № 1. С. 4.

С 1987 по 1993 г. список возглавляла Япония, но уже в 1994 г. в связи с кризисными явлениями в некоторых отраслях, ростом курса иены к американскому доллару она опустилась на 3-е место, а в 1995 г. — на 4-е место. В 1998 г. Япония занимала 18-е место, а в 1999 г., несмотря на азиатский кризис, поднялась на 16-е место. В то же время авторы рапорта считают, что экономика Японии в ближайшие годы будет сталкиваться с экономическими и социаль­ными трудностями.

С 1994 г. абсолютным лидером в рейтинге конкурентоспособ­ности экономики являются США, что обусловлено применением инновационных технологий во многих отраслях, государственным контролем за стоимостью рабочей силы, а также некоторым сниже­нием курса доллара.

Второе место с 1995 г. стабильно занимает Сингапур, на позицию которого в 1999 г. не повлиял даже азиатский кризис.

В Европе происходят быстрые изменения, влияющие на конку­рентоспособность стран. Например, Финляндия в 1999 г. заняла 3-е место, а в 1995 г. была на 15-м. Авторы рапорта обращают также внимание, что смена правительства и реструктуризация промышлен­ности в Германии должны в ближайшие годы повысить конкуренто­способность немецкой экономики. В 1999 г. в рейтинге впервые «появилась Словения (40-е место). Авторы рапорта считают, что вы­сокая квалификация управленческого персонала и легкий доступ к современным технологиям обеспечат в ближайшие годы быстрый рост конкурентоспособности этой страны. В то же время конкурентоспо­собность некоторых европейских стран снизилась. Например, Нор­вегия опустилась с 6-го на 13-е место, что связано с уменьшением доходов от продажи нефти в связи с падением мировых цен.

Россия впервые оценивалась в 1995 г. и заняла в этом списке последнее место. На таком же месте находилась Россия в 1998 г. и 1999 г. Сильными сторонами российской экономики считаются научно-технический потенциал и трудовые ресурсы, а слабыми — роль государства в экономике, система управления и кредитно-финансовая сфера. К наиболее конкурентоспособным отраслям от­носятся аэрокосмическая, приборостроение, судостроение, отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.

Подобный рейтинг публикуется и Мировым экономическим форумом на основе экспертных оценок участников форума.

Наши рекомендации