Методы управления предприятием

Для эффективного управления предприятием используется пять основных методов.

1. Организационные методы, суть которых состоит в том, что они должны обеспечивать «упреждающее» управление предприятием. Прежде чем предприятие начнет осуществлять свою деятельность должна быть спроектирована его организационная структура, определены связи между структурными подразделениями, четко определены их функции, права и ответственность, определена их численность, разработаны должностные обязанности и инструкции, определяющие правила поведения персонала в тех или иных ситуациях. Таким образом, организационные методы предшествуя самой деятельности предприятия, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными.

Среди организационных методов по степени общности и уровню действия выделяются три разновидности: регламентирование, нормирование, инструктирование.

С помощью регламентирования проектируют эффективную структуру предприятия определяют взаимодействие ее подразделений. Регламентация заключается в разработке положений о структурных подразделениях, определении их функций, прав, ответственности, установлении связи между собой. Без этого невозможно обеспечить четкое и долговременное взаимодействие и функционирование составных частей организационной системы без вмешательства руководителя. Кроме того, и что очень важно, этим исключается дублирование функций и работ, повышается ответственность каждого работника.

С помощью нормирования управляют численностью подразделений, объемом их работ и расходом материальных средств. Для этого используются нормы численности, нормы управляемости, нормативы соотношений. Применение норм численности позволяет установить оптимальную численность функциональных подразделений и служб предприятия, а также управленческого персонала. Нормы управляемости позволяют установить рациональную численность подразделений и количество подчиненных, приходящихся на одного руководителя разного уровня. С помощью нормативов соотношений устанавливаются количественные пропорции между различными категориями и должностными группами, необходимые для качественного выполнения определенного объема работ.

Инструктирование предназначено для четкого разделения труда между работниками. Каждый руководитель, специалист и служащий должен иметь должностные обязанности, в которой определены его функции, подчиненность, права, обязанности и персональная ответственность.

Таким образом, организационные методы предназначены для того, чтобы заранее четко определить функции, количество работников, их должностные обязанности и меру ответственности. Однако это не значит, что положения, обязанности, численность работников разрабатываются и устанавливаются на весь период функционирования предприятия. Предприятие динамичная система и для эффективного его функционирования, все происходящие изменения должны находить отражение и в положениях, и в инструкциях и в нормах.

2. Экономические методы являются ведущими среди методов управления. Под экономическими методами понимается совокупность средств и инструментов экономического характера, целенаправленно воздействующих на успешное функционирование и развитие предприятия, и высокую мотивацию его коллектива. В качестве таких средств и инструментов используется коммерческий расчет, ценообразование, материальное поощрение за результаты труда, анализ хозяйственной деятельности, планирование и др.

Коммерческий расчет является методом хозяйствования, синтезирующим в себе как функции управления, так и экономические рычаги обеспечивающие соизмерение затрат и результатов и обеспечение высокой рентабельности производства продукции или оказания услуг. В рамках коммерческого расчета используются такие рычаги получение устойчивой прибыли как рационализация себестоимости продукции, распределения капиталовложений, финансирования и использования кредитов. Управление издержками производства направлено на снижение затрат за счет совершенствования технологии производства, разработки и внедрения новой техники, повышение качества продукции, улучшение материально-технического обеспечения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышение производительности труда, экономии на транспортных, экспедиторских, административных и других накладных расходах.

Управление в области финансирования и кредитования призвано определить источники получения финансовых средств и их эффективное использование для получения максимальной прибыли.

С помощью цен и механизма ценообразования, в котором отражены все стороны экономической работы фирмы, оптимизируется объем производимой продукции, издержки производства, численность работников и уровень использования производственных мощностей. Так как в рыночной экономике уровень цен определяется в условиях конкуренции, предприятию для того, чтобы успешно работать на рынке, нужно обеспечить такие издержки производства, чтобы цена реализации продукции позволяла получить прибыль.

Материальное поощрение, которое находит реальное воплощение в установлении форм и методов оплаты труда, систем надбавок и премирования, является действенным методом управления, стимулируя коллектив к высокопроизводительному труду. Предоставление предприятиям право самостоятельно принимать те или иные формы и системы оплаты труда, контрактную систему найма работников, позволяет использовать их целенаправленно и адресно, для эффективного воздействия как на первичные коллективы, так и на конкретных работников.

Анализ хозяйственной деятельности позволяет выявлять глубинные процессы, происходящие в экономике производства, вскрывать намечающиеся негативные и позитивные тенденции в его развитии. Это позволяет своевременно принимать управленческие решения для развития позитивных тенденций.

3. Правовые методы призваны оказывать регулирующее воздействие на отношения в процессе управления предприятием и его подразделениями. Эти нормы выражаются в различных нормативных и законодательных актах, положениях, инструкциях и т.д., исходящих непосредственно от органов государственного управления. Правовые методы имеют не только самостоятельное значение, но и реализуются в любых других методах управления, поскольку все они должны быть правомерными, осуществляться на основе законов нашей страны и не противоречить им. Речь прежде всего идет о соблюдении Трудового кодекса и Хозяйственного права. Соблюдение этих законов обеспечивается существующей в стране системой контроля за соблюдением законности при соблюдении любых актов управления со стороны вышестоящих органов управления и прокурорского надзора.

Руководитель любого уровня должен знать действующие законы и строго руководствоваться ими в своей деятельности.

4. Распорядительные методы представляют собой наиболее оперативный и динамичный способ управленческой деятельности. Они органически дополняют организационные методы, так как обеспечивают оперативное решение задач, которые в силу своей статики не решают организационные методы. С их помощью обеспечивается оперативное перераспределение сил и средств, решение эпизодических задач, корректируется ход производственного процесса.

Эти методы реализуются через приказы, директивы, приказания, постановления различного уровня.

Важнейшим распорядительным методом является контроль исполнения. После издания приказа или распоряжения контроль его исполнения является объективной необходимостью, т.к. он обеспечивает обратную связь и создает условия для своевременной коррекции процессов с помощью других распорядительных методов.

5. Социально-психологические методы предполагают использование знания психологии человека и его поведения в социальной среде, какой является трудовой коллектив. С помощью социально-психологических методов формируются первичные коллективы. Подбор осуществляется с учетом ролевых функций каждого его члена, их совместимостью, что позволяет создать благоприятный морально-психологический климат, целенаправленно мотивировать их производительность и творческую активность.Социально-психологические методы направлены на создание условий обеспечения для развития производственной демократии, благоприятной обстановки в коллективе, в которой человек чувствует себя комфортно. Созданию таких условий способствует стиль руководства, понимание непосредственным руководителем социально-психологических процессов, происходящих в коллективе, знание потребностей, интересов людей и умение на них воздействовать, контактировать с различными социально демографическими группами в коллективе (молодежь, женщины, люди предпенсионного возраста и т.д.); поддержка инициативы и предприимчивости своих работников, стремление найти новые формы организации производства, повысить качество продукции. В свою очередь руководитель должен постоянно ощущать поддержку своих работников. Коллектив должен работать в атмосфере социальной защищенности и взаимоуважения.

Управление предприятием рассматриваемое как процесс, представляет собой серию непрерывных, взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом важным для предприятия. Эти действия называются функциями управления, выполнение которых в сумме и составляют процесс управления.

Что касается предприятия, то его функции управления характеризуют разделение и специализацию труда субъекта управления и определяют основные стадии реализации воздействий на объект управления. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, организация, нормирование, координация, мотивация, контроль и регулирование. Эти функции имеют место на любом уровне и в любой системе управления и составляют содержание управленческого процесса. Схематическое выражение основных взаимосвязей между функциями управления приведено на рис. 35.

Функция прогнозирования реализуется путем осуществления стратегического планирования, представляющего собой управленческий процесс выработки стратегии действий на рынке товаров, в области ценообразования, во взаимоотношениях с рынком производственных ресурсов, во внешнеэкономической деятельности, стратегии снижения трансакционных и производственных издержек, инвестиционной деятельности и др. Эта работа объединена единой глобальной целью – создания и поддержания на высоком уровне конкурентного преимущества предприятия.

Функция планированиеимеет важное значениедля управления предприятием так как именно она задает целенаправленную линию функционирования (план программа) управляемому объекту. Ее реализация предусматривает расчет и определение конкретных показателей, производственных программ или задач каждому подразделению предприятия на различные плановые периоды. При этом предполагается рациональное использование всех имеющихся ресурсов предприятия и его структурных подразделений, находятся наиболее экономичные и оптимальные решения для реализации разработанных планов с минимальными издержками.

Рис. 35. Связи и взаимодействие функций управления

Функция организации определяет структуру предприятия, состав и взаимосвязь входящих в него элементов. Эта функция имеет непосредственное отношение к организации управления системой и реализации каждой из функций управления. Организация и система управления тесно связаны между собой. Организация управления – это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев субъекта управления и ее взаимосвязь с управляемым объектом и другими управляющими системами во времени и пространстве. В этом значении организация управления обеспечивает создание условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.

Функция нормирования представляет собой процесс разработки и установления технически обоснованных норм и нормативов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта управления путем установления обоснованных норм производственных заданий, обеспечивая тем самым равномерность и ритмичность хода производственного процесса, и высокую его эффективность.

Рассчитанные с помощью нормирования нормы времени, выработки, численности, служат основанием для расчета календарно-плановых нормативов (длительность производственного цикла, размеры партии, межоперационных заделов и др.), а следовательно, являются основой планирования и выбора видов движения предметов труда в процессе производства.

Кроме трудовых нормативов, на предприятиях большую роль играют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции (стандарты и технические условия), а также нормативные документы, регламентирующие работу подразделений (положения об отделах и службах, должностные обязанности и инструкции, методики работы и т.д.).

Функция координации и регулирования направлена на обеспечение согласованной и слаженной работы всех производственных, вспомогательных, обслуживающих и функциональных подразделений цехов и предприятия в целом для достижения поставленных задач. Эта функция реализуется в форме воздействия на первичные коллективы, занятые в процессе производства и его обслуживании, со стороны руководителей различного уровня и диспетчерской службы предприятия. Ее необходимость связана с тем, что в ходе производства, разработанные и доведенные до соответствующих подразделений планы и графики, подвергаются воздействию внутренней и внешней среды, в результате чего возникают нарушения в процессе их выполнения. Путем принятия оперативных мер по их предотвращению и, если это не удается, то по устранению выявленных отклонений, диспетчерские службы предприятий выполняют роль гибких инструментов приведения хода производства в строгие рамки, предусмотренные графиком.

Функция мотивации призвана оказать влияние на работников предприятия в форме материального и морального стимулов к эффективному труду. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления.

Функция контроля реализуется в форме воздействия на коллективы или конкретных исполнителей посредством учета и анализарезультатов их производственной деятельности и доведения их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Основой реализации этой функции являются информационные потоки о ходе выполнения производственных заданий, выявленных отклонений от установленных показателей и анализа причин их вызывающих.

В силу единства процесса и структуры управления его функции должны рассматриваться в связи и взаимоотношениях с функциями аппарата. Практическая реализация функций управления на конкретном предприятии связана с выполнением задач, которые призваны решать соответствующие структуры аппарата управления. В этом случае, более точно их следует определять как служебные задачи, либо как функции-задачи соответствующего подразделения.

Единство процесса и структуры управления выражается во взаимопроникновении функций управления и функций- задач, решаемых в управленческом аппарате: выполнение каждой функции-задачи предполагает осуществление всех функций управления, будучи, в свою очередь, способом их реализации.

Контрольные вопросы (тесты) по теме 8.2.

1. Поясните цели и задачи управления предприятием.

2. Поясните основные принципы управления предприятием.

3. Дайте определение методам управления.

4. Дайте классификацию методов управления предприятием.

5. Дайте характеристику организационным методам управления.

6. Охарактеризуйте экономические методы управления.

7. Перечислите и дайте характеристику правовым методам управления.

8. Перечислите и дайте характеристику распорядительным методам управления.

9. Перечислите и дайте характеристику социально-психологическим методам управления.

10. Перечислите основные функции управления предприятием и охарактеризуйте каждую из них.

Наши рекомендации