Качество машиностроительной продукции
При проведении обновления машиностроительной продукции основной проблемой является удовлетворение платёжеспособного спроса на машины и оборудование и другую продукцию. При этом важно установить эффективное соотношение цены и качества изделий.
Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: «характеристики» — «свойства» — «качество».
Характеристика — это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем (например, вольт-амперная характеристика, характеристика дифференциального уравнения). В экономике, например, дается ценовая характеристика конкретного товара и т. п.
Роль количественных характеристик свойств изделий, рассматриваемых применительно к существующим либо перспективным потребностям в них, выполняют показатели качества.
Система показателей оценки уровня качества включает в себя:
I. Единичные показатели качества, характеризующие определенное свойство изделия (производительность, удельное содержание полезного вещества и т. д.).
II. Комплексные показатели качества, характеризующие группу свойств изделия по сравнению с эталоном (сорта, марки, классы), либо некоторую совокупность свойств изделия в единстве с затратами по его производству и эксплуатации (стоимость уборки 1 кг хлебной массы комбайном и др.).
III. Обобщающие показатели качества, характеризующие уровень качества всего объема выпускаемой продукции (удельный вес спиртов высшей очистки в объеме спиртов, выпускаемых заводом, и т. д.).
Единичные показатели качества продукции объединяются в следующие группы:
1. Показатели назначения - технико-экономические (производительность, мощность, точность работы и другие, характеризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обусловливающие область ее применения).
2. Показатели надежности и долговечности. Надежность - это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, долговечностью.
Долговечность - это свойство изделия длительно (с возможным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности. Показатели долговечности - технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы.
3. Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.).
4. Эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.).
5. Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек - изделие - сре да», т.е. характеризуют соответствие изделия антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека.
6. Показатели стандартизации и унификации не характеризуют собственно качество изделия. Они показывают степень использования стандартизированных и унифицированных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.
7. Показатели патентно-правовой защиты отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия. Также не характеризуют качество продукции в полном смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия.
8. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).
Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя.
Комплексные показатели используются в различных звеньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.
Управление качеством продукции — это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:
1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции.
2. Государственную систему стандартизации.
3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники.
4. Государственную статотчетность предприятий по качеству продукции.
5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.
Эффективное управление качеством продукции предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи между производителями и потребителями продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Российской Федерации продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным на уровень государственного управления качеством продукции.