Несудебные и негосударственные судебные формы защиты прав

И ОХРАНЯЕМЫХ

ИНТЕРЕСОВ

Раздел XII

Нотариат

Глава 18. Нотариальный порядок защиты и охраны прав и интересов

§ 1. Понятие, задачи и система нотариата.

§ 2. Принципы нотариальной деятельности.

§ 3. Виды нотариальных действий.

§ 4. Компетенция нотариальных органов.

§ 5. Основные правила совершения нотариальных действий.

§ 6. Нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорного права.

§ 7. Совершение исполнительных надписей.

§ 8. Удостоверение сделок.

§ 9. Иные нотариальные действия по удостоверению бесспорных фактов.

§ 10. Охранительные нотариальные действия.

§ 1. Понятие, задачи и система нотариата

Защита государственных интересов, субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц осуществляется различными органами, среди которых важное место отводится нотариату.

Нотариат (лат. «nota» – знак) – это система государственных органов и должностных лиц, назначение которых состоит в удостоверении сделок и иных бесспорных фактов, имеющих юридическое значение.

Виды нотариальных действий, составляющих содержание нотариальной деятельности, устанавливаются законодательством.

Организация и деятельность нотариата в Республике Беларусь регулируется Законом от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» 1(с изм. и доп.) (далее – Закон о нотариате) и другими актами законодательства.

В систему нотариата входят:

1. Государственные нотариусы

Для совершения нотариальных действий в районах, городах, районах в городах Министерством юстиции образуются государственные нотариальные конторы и их филиалы. Одна из государственных нотариальных контор в столице и областных центрах учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы для совершения наиболее сложных нотариальных действий и осуществления методического руководства государственными нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы. Организация и деятельность государственных нотариальных контор регулируется Положением о государственной нотариальной конторе и Положением о первой государственной нотариальной конторе (утв. приказом Министерства юстиции Республики Беларусь от 8 декабря 2000 г. № 338 1).

Нотариальные действия в государственных нотариальных конторах совершают заведующие, заместители заведующих, старшие государственные нотариусы, государственные нотариусы. На должности государственных нотариусов назначаются граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование.

Для определения уровня профессиональной подготовки лиц, желающих занять должности государственных нотариусов, в Республике Беларусь создана Квалификационная комиссия по вопросам нотариальной деятельности (действует на основании Положения о квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 октября 2003 г. № 28 2). По результатам сдачи квалификационного экзамена лицом, желающим заниматься нотариальной деятельностью, Комиссия принимает решение о допуске его к нотариальной деятельности, на основании которого Министерство юстиции выдает такому лицу свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью.

Сдаче квалификационного экзамена предшествует прохождение стажировки сроком до одного года. Прохождение стажировки (сроком до 6 месяцев) и сдача квалификационного экзамена обязательны также в случае 3-летнего перерыва в работе в качестве нотариуса (ст. 26 Закона о нотариате).

Управление государственной нотариальной конторой осуществляется заведующим, который наряду с решением вопросов организации работы возглавляемого им учреждения вправе совершать все нотариальные действия в качестве государственного нотариуса.

2. Уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов

В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор и нотариальных бюро, нотариальные действия совершают должностные лица, на которых решением местного исполнительного и распорядительного органа возложено выполнение нотариальных функций. Это может быть руководитель, его заместитель, секретарь или иной член исполнительного и распорядительного органа (ст. 11 Закона о нотариате).

3. Должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь

По общему правилу совершение нотариальных действий за границей возложено на консульские учреждения Республики Беларусь. Перечень консульских должностных лиц, совершающих нотариальные действия, установлен Консульским уставом Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. 1). В соответствии с п. 1.3 указанного нормативного акта к ним относятся руководитель консульского учреждения, генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты.

В случае выполнения консульских функций дипломатическими представительствами Республики Беларусь нотариальные действия совершают дипломатические агенты указанных представительств (ст. 12 Закона о нотариате)

4. Частные нотариусы

С 1 февраля 1993 г. в Республике Беларусь в порядке эксперимента разрешено совершение нотариальных действий частными нотариусами (на основании постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об организации в городе Минске частной нотариальной практики» 1 с изменениями от 18 января 1994 г. 2 , согласно которым проведение эксперимента было распространено на всю республику).

Лицензия на право занятия частной нотариальной деятельностью на срок не менее 5 лет и не более 10 лет может быть выдана гражданину Республики Беларусь, имеющему высшее юридическое образование, а также при соблюдении иных условий, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Лица, претендующие на получение лицензии, со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену не должны занимать должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы (п. 3 ст. 33 Закона о нотариате).

Лицензия на занятие частной нотариальной деятельностью выдается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании заявления гражданина и заключения квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности.

Обязательным условием осуществления частным нотариусом нотариальной деятельности является заключение договора страхования своей деятельности на случай причинения ущерба в результате неправильного совершения нотариального действия (ст. 34 Закона о нотариате).

После получения лицензии гражданин должен обратиться с заявлением о регистрации в управление юстиции по месту осуществления нотариальной деятельности (ст. 35 Закона о нотариате). Организационной формой осуществления нотариальной деятельности являются нотариальные бюро (ст. 16 Закона о нотариате).

Помимо названных органов и должностных лиц, ст. 51 Закона о нотариате указывает таких должностных лиц (в частности, капитанов морских судов, начальников экспедиций, главных и дежурных врачей больниц, командиров воинских частей, начальников мест лишения свободы), которым в случаях, предусмотренных ст. 186 и 1047 ГК, предоставлено право удостоверять доверенности и завещания. Данные должностные лица не относятся к числу осуществляющих нотариальную деятельность и не входят в систему нотариата. Удостоверенные ими доверенности и завещания лишь приравниваются к нотариально удостоверенным.

§ 2. Принципы нотариальной деятельности

В соответствии со ст. 5 Закона о нотариате нотариальная деятельность в Республике Беларусь основывается на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариального действия. Представляется необходимым к числу принципов нотариальной деятельности отнести также принципы содействия гражданам и юридическим лицам в защите своих прав и интересов и государственного языка нотариального делопроизводства.

Исходя из общеправового принципа законности, который закреплен в ст. 7 Конституции Республики Беларусь и применительно к нотариату конкретизируется в Законе о нотариате, нотариусы и уполномоченные должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней актами законодательства.

К основным нормативным актам, определяющим правила совершения нотариальных действий, относятся Конституция Республики Беларусь, Закон о нотариате, Консульский устав, инструкции Министерства юстиции. При удостоверении сделок нотариусы и уполномоченные должностные лица руководствуются нормами граждан-ского законодательства. Действия по обеспечению доказательств, необходимых для ведения дел за рубежом, совершаются по правилам, установленным Гражданским процессуальным и Хозяйственным процессуальным кодексами Республики Беларусь, а также иными актами законодательства.

Нотариусы и уполномоченные должностные лица не удостоверяют сделки, противоречащие закону, не принимают для совершения нотариального действия документы, не соответствующие требованиям законодательства. В случаях, предусмотренных актами законодательства, нотариусы и уполномоченные должностные лица обязаны отказать в совершении нотариального действия.

Законность совершенных нотариальных действий или отказа в их совершении проверяется по жалобам заинтересованных лиц в судебном порядке.

С принципом законности тесно связаны принципы беспристрастности и независимости лица, совершающего нотариальные действия.

Нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (п. 1 ст. 7 Закона о нотариате).

Для обеспечения принципа беспристрастности нотариальной деятельности законодательство о нотариате предусматривает правило о том, что нотариусы и уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес, а также нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер).

Кроме того, государственным нотариусам, лицам, занимающимся частной нотариальной деятельностью, и должностным лицам местных исполнительных и распорядительных органов запрещено совершать нотариальные действия на имя и от имени работников своих соответственно государственной нотариальной конторы, нотариального бюро, местного исполнительного и распорядительного органа.

Должностные лица исполнительных и распорядительных органов не вправе совершать нотариальные действия также на имя и от имени данного исполнительного и распорядительного органа (п. 2 ст. 7 Закона о нотариате).

В указанных случаях нотариальные действия совершаются нотариусом любой другой государственной нотариальной конторы, частным нотариусом, работающим в составе любого другого нотариального бюро, или уполномоченным должностным лицом другого местного исполнительного и распорядительного органа, а если в соответствии с актами законодательства нотариальные действия должны быть совершены определенным нотариусом, уполномоченным должностным лицом – в месте, определяемом управлением юстиции соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета.

В силу принципа беспристрастности нотариальной деятельности запрещено оказание нотариусом при заключении договоров посреднических услуг (ст. 39 Закона о нотариате), а также занятие иной деятельностью, в отношении которой для государственных служащих предусмотрены ограничения.

В соответствии с принципом независимости нотариальной деятельности (ст. 8 Закона о нотариате) нотариусы и уполномоченные должностные лица при совершении нотариальных действий подчиняются только требованиям законодательства. Противоправное воздействие на нотариусов, уполномоченных должностных лиц при исполнении ими возложенных на них обязанностей не допускается.

Исходя из задач нотариата, нотариусы и уполномоченные должностные лица обязаны оказывать гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов. Данный принцип закреплен в п. 2 ст. 40 Закона о нотариате.

В ходе совершения нотариальных действий нотариусы и уполномоченные должностные лица обязаны разъяснять заявителям их права и обязанности, а также предупреждать их о последствиях совершаемого нотариального действия с тем, чтобы юридическая неосведомленность не привела к нарушению их прав и не могла быть использована им во вред.

По просьбе заинтересованных лиц нотариусы и уполномоченные должностные лица вправе со взиманием платы согласно установленным тарифам давать правовые консультации по совершению нотариальных действий, составлять проекты сделок, заявлений, изготавливать копии документов, выписки из них, оказывать другие правовые и технические услуги.

Принцип содействия в осуществлении прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, получил дальнейшее развитие в работе нотариата по так называемому «принципу одного окна», в соответствии с которым нотариус, кроме предусмотренных законом случаев, самостоятельно истребует сведения и документы, необходимые для совершения нотариального действия.

В связи с тем что основной целью нотариальной деятельности является обслуживание гражданского оборота, в сфере которого действует принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (ст. 2 ГК), нотариальная деятельность строится на принципе тайны нотариального действия (ст. 9 Закона о нотариате).

Сведения (документы) о совершенном нотариальном действии выдаются только лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых было совершено это действие. Иным лицам такие сведения могут быть сообщены только в случаях, предусмотренных законодательными актами.

В частности, при соблюдении предусмотренных ст. 9 Закона о нотариате условий информация о совершенных нотариальных действиях предоставляется по требованию судей общих и хозяйственных судов, органов уголовного преследования, таможенных органов, налоговых органов, а также по требованиям прокуроров и их заместителей, органов комитета государственного контроля.

Правом ознакомления со сведениями и документами, касающимися совершаемых (совершенных) нотариальных действий, обладают должностные лица органов юстиции, уполномоченные на осуществление контроля за нотариальной деятельностью, а также иных государственных органов в пределах их компетенции (ст. 47 Закона о нотариате).

В отношении двух нотариальных действий Закон о нотариате предусматривает специальные правила выдачи сведений о них. Сведения о завещании выдаются завещателю, а другим лицам – только после его смерти. Сведения, полученные при принятии мер по охране наследства из банков и небанковских кредитно-финансовых организаций об имеющихся у них во вкладах, на счетах или переданных им на хранение деньгах (валюте), валютных и иных ценностях, принадлежащих наследодателю, нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам (п.п. 4.5 ст. 9 Закона о нотариате).

Наряду с нотариусами и уполномоченными должностными лицами, непосредственно совершающими нотариальные действия, правила о соблюдении тайны нотариального действия распространяются также на лиц, которым о совершении данного действия стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей (консультантов, секретарей, машинисток, иных сотрудников государственных нотариальных контор, консульских учреждений, местных исполнительных и распорядительных органов, частных нотариальных бюро, должностных лиц органов юстиции, осуществляющих контроль за нотариальной деятельностью).

Лицо, виновное в разглашении тайны нотариального действия, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

В соответствии с принципом государственного языка нотариального делопроизводства (п. 3 ст. 20 Закона о нотариате, п. 13.8 Консульского устава) оно ведется, в том числе в консульских учреждениях, на русском или белорусском языке.

Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть ему переведены. Перевод осуществляется нотариусом, если он владеет соответствующим языком, либо переводчиком, известным нотариусу или уполномоченному должностному лицу, совершающему нотариальное действие.

При необходимости оформляемые документы подписываются лицом, не владеющим языком нотариального делопроизводства, на языке, которым оно владеет.

§ 3. Виды нотариальных действий

К подведомственности нотариата отнесено совершение около двадцати нотариальных действий, примерный перечень которых приведен в ст. 48 Закона о нотариате. Входящие в систему нотариата органы и должностные лица вправе совершать и иные действия, предусмотренные актами законодательства, в частности обеспечивать доказательства, необходимые для ведения дел в органах ино-странных государств (ст. 105 Закона о нотариате), совершать морские протесты (п. 13 Консульского устава).

Все нотариальные действия в зависимости от цели и содержания можно разделить на четыре группы:

1. Нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов, имеющих юридическое значение. К этой группе относятся нотариальные действия по удостоверению сделок (договоров, завещаний, доверенностей и др.), а также следующие действия:

– свидетельствование подлинности подписи на документах;

– свидетельствование верности копий документов и выписок их них;

– свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

– удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

– удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

– удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

– удостоверение времени предъявления документов;

– передача заявлений граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;

– принятие в депозит денег и ценных бумаг;

– обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств;

– совершение морских протестов.

2. Нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорного права:

– выдача свидетельств о праве на наследство;

– выдача свидетельств о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака.

3. Нотариальные действия, направленные на придание исполнительной силы платежным и долговым документам:

– совершение исполнительных надписей;

– совершение протестов векселей;

– предъявление чеков к платежу и удостоверение не­оплаты чеков.

4. Охранительные нотариальные действия:

– принятие мер по охране наследства и управлению им;

– принятие документов на хранение.

§ 4. Компетенция нотариальных органов

Компетенция органов и должностных лиц, входящих в систему нотариата, неодинакова. Разграничение компетенции между органами, совершающими нотариальные действия, по кругу тех действий, которые вправе совершать каждое из звеньев системы нотариата, называют предметной компетенцией.

Самой широкой компетенцией обладают нотариусы 1. Она определена п. 1 ст. 48 Закона о нотариате и включает совершение всех видов нотариальных действий, за исключением морских протестов.

Однако компетенция частных нотариусов имеет особенности, связанные с тем, образованы ли в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой частный нотариус вправе осуществлять нотариальную деятельность, нотариальные округа.

В пределах нотариального округа, т.е. территории, на которой в этом случае он вправе осуществлять нотариальную деятельность, частный нотариус совершает все нотариальные действия, предусмотренные п. 1 ст. 48 Закона о нотариате (ст. 15 Закона о нотариате).

Если нотариальные округа не образованы, частный нотариус не вправе:

® выдавать свидетельства о праве на наследство;

® выдавать пережившему супругу либо на имя умершего супруга свидетельство о праве собственности на долю имущества, нажитого супругами в период брака (п. 2 ст. 48 Закона о нотариате).

В населенных пунктах, где нет нотариусов, соответствующие должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов вправе совершать следующие нотариальные действия:

® удостоверять завещания и доверенности;

® по поручению нотариуса принимать меры по охране наследства или управлению им;

® свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

® свидетельствовать подлинность подписи на документах;

® выдавать дубликаты нотариально удостоверенных документов, хранящихся в делах местного исполнительного и распорядительного органа.

Вместе с тем уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов не имеют права оформлять документы, предназначенные для действия за пределами Республики Беларусь (п. 2 ст. 49 Закона о нотариате).

Должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 50 Закона о нотариате. К их компетенции отнесено совершение морских протестов, а также нотариальных действий, которые входят в компетенцию государственных нотариальных контор, за исключением таких, как:

® передача заявлений граждан и юридических лиц другим гражданами и юридическим лицам;

® совершение протестов векселей;

® предъявление чеков к платежу и удостоверение не-оплаты чеков.

Консульские учреждения не вправе также удостоверять договоры об отчуждении и залоге недвижимого имущества, право собственности или иное право на которое зарегистрировано в Республике Беларусь (п. 1 ст. 50 Закона о нотариате).

Компетенция должностных лиц по удостоверению завещаний и доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным, определена ст. 186 и 1047 ГК, а также ст. 51 Закона о нотариате.

Должностные лица обязаны, как только представится возможность, направить удостоверенное ими завещание через Министерство юстиции либо соответствующее управление юстиции в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя (п. 2 ст. 51 Закона о нотариате).

§ 5. Основные правила совершения нотариальных действий

Основные правила совершения нотариальных действий определяют место и сроки их совершения; основания отложения и приостановления нотариального производства; возмещение расходов, связанных с совершением нотариальных действий; установление личности, проверку документов и дееспособности, порядок подписи документов; регистрацию нотариальных действий; основания к отказу в их совершении, обжалование действий нотариуса. Эти правила регулируются Законом о нотариате и другими актами законодательства.

Место совершения нотариальных действий

Граждане и юридические лица вправе обращаться с просьбой о совершении нотариального действия к любому нотариусу, уполномоченному должностному лицу с учетом их компетенции.

Отдельные виды нотариальных действий, прямо предусмотренные актами законодательства, должны быть совершены в определенном нотариусом органе.

Так, принятие мер к охране наследства, выдача свидетельства о праве на наследство совершаются в нотариальном органе по месту открытия наследства (ст. 1066, 1083 ГК); принятие в депозит денег и ценных бумаг – по месту исполнения обязательства (ст. 308 ГК).

При наличии ограничений, вытекающих из принципа беспристрастности (ст. 7 Закона о нотариате), нотариальное действие, которое в соответствии с актами законодательства должно быть совершено определенным нотариусом или уполномоченным должностным лицом, совершается в месте, определяемом управлением юстиции, соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета.

По общему правилу нотариальные действия совершаются в помещении государственной нотариальной конторы (нотариального бюро), местного исполнительного и распорядительного органа, консульского учреждения (ст. 53 Закона о нотариате, п. 13.2 Консульского устава). Если граждане или представители юридических лиц по уважительным причинам не могут явиться для совершения нотариальных действий, то последние могут быть совершены по месту их пребывания. В этом случае место совершения нотариального действия должно быть указано в удостоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальных действий.

Расходы, связанные с совершением нотариальных действий

За совершение нотариальных действий нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов взимается государственная пошлина в размерах, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины» 1. За оказание государственным нотариусом дополнительных платных услуг и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, с граждан и юридических лиц взимается плата согласно установленным тарифам (ст. 24 Закона о нотариате).

Помимо государственной пошлины частные нотариусы за совершение нотариальных действий и оказание нотариальных услуг взимают нотариальный тариф, ставки которого установлены в зависимости от вида нотариального действия или услуги (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1998 г. № 1206 (с изм. и доп.) «Об утверждении ставок нотариального тарифа, взимаемого частными нотариусами за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с их совершением» 2).

Уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов за составление проектов сделок, заявлений, изготовление копий документов и выписок из них взимают государственную пошлину (п. 7 ст. 24 Закона о нотариате).

За нотариальные действия, совершаемые вне помещения нотариальных контор или нотариального бюро, пошлина взимается в двойном размере. При этом должны быть оплачены фактически произведенные расходы, связанные с выездом для совершения этих действий (п. 5 ст. 24 Закона о нотариате).

Лица, указанные в ст. 4 Закона «О государственной пошлине» и п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574, от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождены. Иные лица могут быть освобождены от ее уплаты исходя из имущественного положения решением Совета депутатов (ст. 5 Закона «О государственной пошлине»).

За совершение нотариальных действий должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений заинтересованные лица уплачивают консульский сбор, а также суммы в возмещение фактических расходов, связанных с совершением нотариальных действий: по оплате почтовых, телефонных, телеграфных, транспортных, канцелярских и других услуг. Консульские сборы взимаются в соответствии с Тарифом консульских сборов Республики Беларусь. Согласно п. 15.2 Консульского устава руководителям дипломатических представительств и консульских учреждений за границей предоставлено право снижать ставки консульских сборов или совсем не взимать их с отдельных лиц по их письменному заявлению, если приведенные ими причины будут признаны уважительными.

При совершении нотариальных действий по обеспечению доказательств заинтересованные лица обязаны также внести суммы, необходимые для выплаты свидетелям и экспертам.

Размеры государственной пошлины, нотариального тарифа, консульского сбора, взимаемые за совершение нотариального действия, указываются в каждом нотариальном документе.

Сроки совершения нотариальных действий. Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариальных действий

Нотариальное действие совершается при наличии всех необходимых сведений и документов, в том числе подтверждающих уплату государственной пошлины и иных установленных Законом о нотариате платежей, в день обращения лица за его совершением. Если при совершении нотариального действия требуется выполнение большого объема работы, данный срок продлевается до трех дней (п. 1 ст. 54 Закона о нотариате).

При истребовании необходимых сведений и документов от государственных органов и иных организаций Республики Беларусь нотариусом самостоятельно (п. 1 ст. 531Закона о нотариате) срок совершения нотариального действия не должен превышать одного месяца со дня, следующего за днем обращения заинтересованного лица к нотариусу (п. 1 ст. 54 Закона о нотариате).

Однако в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 54 Закона о нотариате, допускается отложение и приостановление совершения нотариального действия.

Совершение нотариального действия откладывается:

® на срок до 1 месяца – в связи с необходимостью направления документов на экспертизу, а также если в соответствии с законодательством нотариус обязан убедиться в отсутствии у заинтересованных лиц возражений против совершения этого действия;

® на срок не более десяти дней – по заявлению заинтересованного лица, желающего обратиться в суд для оспаривания права или факта, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо. Например, по заявлению наследника, если он желает обратиться в суд за установлением факта принятия наследства (ст. 364 ГПК), может быть отложена выдача свидетельства о праве на наследство другим наследникам. Если в указанный срок заинтересованное лицо не представит сообщение суда о поступлении соответствующего заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом (до вступления в законную силу судебного постановления по данному делу).

Об отложении или приостановлении совершения нотариального действия нотариус выносит постановление.

Установление личности, проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также подлинности подписей лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий

Совершение нотариального действия допускается только при условии установления личности гражданина, обратившегося за его совершением, его представителя или представителя юридического лица (ст. 55 Закона о нотариате).

Установление личности гражданина производится на основании паспорта или других документов, удостоверяющих личность.

Личность несовершеннолетних, не достигших 16 лет, устанавливается, как правило, на основании свидетельства о рождении.

Личность иностранного гражданина проверяется по его паспорту, в котором должны быть проставлены штампы регистрации органов внутренних дел и виза.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при обращении к нотариусу для совершения какого-либо нотариального действия должны предъявить ему вид на жительство.

При удостоверении сделок выясняется дееспособность граждан и проверяется правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются его полномочия (ст. 56 Закона о нотариате).

Удостоверяя сделки и совершая некоторые другие нотариальные действия (в частности, принимая заявления о принятии наследства, об отказе от наследства, свидетельствуя подлинность подписи на документе), нотариус, уполномоченное должностное лицо обязаны проверить подлинность подписей лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. С этой целью нотариально удостоверяемые сделки, заявления, свидетельствуемые документы подписываются в присутствии нотариуса или уполномоченного должностного лица.

Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или неграмотности не может расписаться собственноручно, по его поручению в его присутствии и в присутствии нотариуса, уполномоченного должностного лица сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин (за исключением лица, в пользу которого совершается данное нотариальное действие), с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия. О том, что подпись сделана рукоприкладчиком, указывается в удостоверительной надписи.

В соответствии с п. 3 ст. 57 Закона о нотариате нотариус, уполномоченное должностное лицо могут не требовать явки известных ему должностных лиц (представителей) юридических лиц, если у них имеются документы, подтверждающие полномочия указанных лиц, образцы подписей этих лиц, полученные при личном обращении, и подлинность их подписи не вызывает сомнения.

Требования к документам, предъявляемым для совершения нотариальных действий, и к документам нотариального делопроизводства

В соответствии с п. 1 ст. 531Закона о нотариате 1при обращении за совершением нотариальных действий заинтересованные лица представляют нотариусу документы, удостоверяющие их личность, дееспособность граждан и правоспособность юридических лиц. Если за совершением нотариальных действий обращаются представители, они должны подтвердить свои полномочия.

При нотариальном удостоверении сделки с недвижимостью, в подготовке которой в соответствии с заключенным заинтересованным лицом договором участвовала риэлтерская организация, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, риэлтерская организация обеспечивает предоставление нотариусу всех сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия (ч. 2 п. 1 ст. 531Закона о нотариате).

Все иные необходимые документы в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, могут быть представлены ими самостоятельно или должны быть истребованы нотариусом (кроме сведений документов, для выдачи которых требуется вынесение судебного постановления) от государственных органов и иных организаций Республики Беларусь.

Если для совершения нотариального действия требуются сведения или документы, выдаваемые компетентными органами иностранных государств, они представляются заинтересованными лицами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь, истребуются нотариусом.

Нотариус обращается с запросом о представлении сведений или документов не позднее дня, следующего за днем обращения к нему заинтересованного лица; указанные сведения и документы должны быть представлены государственными органами и иными организациями Республики Беларусь в двухнедельный срок со дня получения запроса нотариуса, а срок совершения нотариальных действий в этом случае не должен превышать одного месяца со дня, следующего за днем обращения лица за совершением нотариального действия.

Если за выдачу сведений или документов предусмотрена плата, они представляются нотариусу без ее взимания, а затем заинтересованное лицо должно произвести оплату и представить нотариусу подтверждающие документы вместе с документом об оплате государственной пошлины.

Наши рекомендации