Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве

1. МЭИ сущность, предпосылки, цели

МЭИ – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму межгосударственных соглашений и согласованных регулируемой межгосударственными органами.

МЭИ как особый аспект интернационализации выражает не просто процесс расширения и либерализации экономических взаимоотношений между странами, но и их постепенное сращивание, то есть формирование единой экономики на основе МРТ.

Первичными факторами для интеграции являлись:

· Приграничная торговля

· Миграция рабочей силы

· Миграция капитала

Последнее время усиливается сближение экономических систем государств, вырабатываются общие правила движения факторов производства и активно развивается международное и региональное сотрудничество, при чем региональное первично по отношению к международному.

Глобальная интеграция активно в индийском, тихоокеанском регионе, на который приходится 60% мировой торговли и 57% ВВП. Так же ведутся переговоры относительно проекта 2 Америк.

Мощные проводники интеграции ТНК.

Предпосылки МЭИ.

Основная – углубление МРТ. Усилению интеграции способствуют:

· Географическая близость границ

· Сопоставимые уровни экономического развития и зрелости рыночных отношений (интеграция развивается более успешно, когда экономика стран находится на подъеме)

· Общие экономические, политические и социальные проблемы развития (страны аграрно-сырьевого профиля, производящие конкурирующие товары слабо заинтересованы во взаимной интеграции, а ищут связи с более развитыми с зарубежными партнерами)

· Этническая, религиозная идентичность народов

· Политическая воля руководства интегрирующийся стран (создание ЕС, НАФТА стали инициативой политических руководителей заинтересованных стран, наоборот, при расположении к интеграции стран СНГ противоречие политических интересов не дают объединяться странам)

· Демонстрационные эффекты – страны, создающие объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике, так как в результате сращивания углубляются процессы специализации, сокращаются транзакционные издержки и ускоряются темпы взаимной торговли. Усиливающаяся конкуренция внутри объединения стимулируют рост качества товара и создания новых технологий, что обычно приводит приток прямых иностранных инвестиций в интеграционное пространство – ЕС

· Эффект домино – означает стремление стран, не вошедших в объединение не остаться в стороне от интеграции

Цели МЭИ

· Прежде всего использование эффекта масштаба с целью привлечения ПИИ (прямые иностранные инвестиции), которые с большей охотой приходят на рынке больших размеров и с меньшими рисками.

· Создание благоприятной внешней среды – для стран, расположенных близко, которые имеют схожие размеры развития, интеграция является важнейшим политическим приоритетом.

· Решение задач торговой политики – региональные блок позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, даже в рамках ВТО (так как интересы участников сильно разнятся).

· Содействие структурной перестройки экономики – подключение стран, создающие рыночную экономику или осуществляющих коренные экономические реформы к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем экономического развития (важнейший канал передачи рыночного опыта и гарантия неизменности рыночного курса – НАФТО).

· Поддержка отраслей национальной промышленности – интеграционное объединение рассматривается как способ поддержать национальных производителей, для которых возникает более широкий рынок.

2. Формы экономической интеграции

Интеграционное объединение принято различать по глубине происходящих процессов. Сама простая прединтеграционная форма сотрудничества – зона преференциальной торговли (участницы предоставляют друг другу льготы во взаимной торговле).

· Первичная форма – зона свободной торговли (ЗСТ). В ней поддерживается свободный от таможенных пошлин и нетарифных ограничений режим торговли товарами и услугами. Соглашение о создании ЗСТ обычно основаны на принципе взаимного моратория на уровне таможенных пошлин – означает невозможность в одностороннем порядке повышать таможенную пошлину и вводить новые торговые барьеры. Однако при этом страны сохраняют полную самостоятельность в проведение своей внутренней и внешней политике, каждая страна имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в ЗСТ. Пример, ЕАСТ (европейская ассоциация свободной торговли), ЛАСТ (латиноамериканская ассоциация свободной торговли).

· Более совершенная форма МЭИ – таможенный союз (ТС). Наряду с ЗСТ установление единого внешнеторгового тарифа странами участницами и проведение общей внешнеторговой политики в отношении 3х стран. В отличие от ЗСТ он имеет более надежную защиту внутренних товаропроизводителей. Он блокирует свои внешние границы таможенным барьером, в то время как 3 страны ЗСТ могут эффективно использовать различия в уровнях таможенных тарифов и ввозить товары через территорию страны, установивший более низкий таможенный тариф. Функционирование ТС не предусматривает унификацию таможенной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров, вне сферы общей тарифной политики остаются крупные отрасли, такие как оборонная промышленность, отдельные сектора энергетики и т.д.

· Общий рынок (ОР) – функционирует на основе ТС, но существенно дополняется согласованной отраслевой политикой. Для регулирования внешней торговли в рамках ОР создаются специальные наднациональные институты и различного рода финансовые структуры для координации экономической политики страны.

· Единый внутренний рынок (ЕВР) – обеспечивает не только свободное передвижение товаров, но так же услуг, капитала и рабочей силы. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления. Они унифицируют экономическую и социальную политику государств.

· Экономический и валютный союз (ЭВС) – предполагает совокупность параллельных мероприятий для создания единого экономического, валютного, финансового и информационного пространства. ЭВС подразумевает твердо-фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы ЦБ во главе с главным банком, наделенным исключительным правом эмиссии денежных единиц. Тем не менее в условиях ЭВС национальные государства сохраняют в своих руках ряд экономических рычагов, в частности такую важную функцию как перераспределение национального дохода через гос. бюджет, это вызывает противоречия между странами ЭВС.

· Завершающая форма интеграции политический союз (ПС) – образование конфедерации государств. Результатом такой интеграции является переход к общей внешней политике, введение единого гражданства, общей политики безопасности. Реализуются сотрудничества в области правосудия, и существенно осуществляется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав.

3. Региональное интеграционное объединение

К началу 21 века в мире действовало 85 региональных торговых, экономических объединений. По данным всемирного банка реально функционирует 20 объединений. Они различаются по глубине, форме интеграции, институциональному устройству и по количеству стран участниц.

· Интеграция в Европе. Наиболее развитое интеграционное объединение – ЕС. Функционирует в форме ЭВС. Базируются на маахстриском договоре об ЕС 1 ноября 1993 года. В соответствии с договором учреждаются: 1. Единое европейское гражданство – все граждане государств ЕС имеют гражданство ЕС; 2. Элементы политического союза – внешняя общая политика, а так же общая политика в области внутренних дел и правосудия; 3. Экономических валютный союз (а. правовая основа для единой валюты – евро; б. институциональная структура валютного союза; в. Точный график перехода к ЕВС; г. Критерий конвергенции макроэкономических показателей).

o Интеграционные процессы в Северной Америке – НАФТО 1994 год

o ЛАИА – латиноамериканская интеграционная ассоциация 1980 год

o ЦАОР – центральный американский общий рынок 1960 год

o КАРИКОМ – карибская зона свободной торговли 1967

o МЕРКОСУР – общий рынок стран южного конуса 1991 год

· Интеграционные процессы в Азии

o АСИАН – ассоциация государств юго-восточной Азии 1967

o АТЕС – азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество 1989

· СНГ

Наши рекомендации