Механизм функционирования рынка

Исходя из сущности рыночной системы хозяйствования в ос­нове механизма функционирования рынка лежат стихийный спрос и предложение, а главными его элементами являются цена, при­быль, покупательная способность, конкуренция и решения по выбору товаров и уедут. Величина спроса, отражающая уровень общественных потребностей, ограничена размерами доходов по­купателей, т.е. их покупательной способностью. Предложение ха­рактеризует динамику и масштаб общественного производства и представляет собой совокупность товаров и услуг, поступающих на рынки для реализации.

Характер соотношения между спросом и предложением нахо­дит свое проявление в движении цен: чем выше цена, тем мень­ше спрос и больше предложение, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос и меньше предложение. Иными словами, цена побуждает к росту производства и потребления или ограничивает их. Цена должна быть на таком уровне, чтобы производители охотно выпускали продукты и услуги для продажи, а потребители с удо­вольствием покупали бы их..

Из этого также следует принципиальный вывод о том, что производители, стремясь к увеличению продаж своей продукции на рынке, вынуждены в силу ограниченности покупательной способности вступать в борьбу между собой за покупателя, кото­рая называется конкуренцией.

Конкуренция за рынки сбыта, за покупателя происходит в самых различных формах. Она выражается в предоставлении благоприят­ных условий покупателю в приобретении товаров, производимых фирмой, по сравнению с другими. Такими условиями являются: цена, сроки поставки, условия платежа, послепродажное обслуживание и др. Основное условие эффективности конкуренции — достаточное количество продавцов и покупателей. По западным оценкам, число производителей однородной продукции должно колебаться в пределах не менее 8—15, в противном случае рынок считается монополизированным. Конкуренция в условиях выхода на рынок множества фирм, компаний и предприятий является основным фактором, принуждающим их постоянно искать пути повышения эффективности производства. Чтобы выжить и расти, надо постоянно предлагать новые товары, снижать издержки про­изводства. Дело в том, что каждый производитель на производство своего товара сделал соответствующие затраты. У разных произво­дителей затраты различны, а на рынке в соответствии со спросом и предложением устанавливается цена товара, выражающая обще­ственно необходимые затраты труда. Чем меньше издержки произ­водства индивидуального производителя по данному товару по срав­нению с общественным, тем большую прибыль он получает, а сле­довательно, имеет большую возможность по совершенствованию своего производства. В таких условиях каждый товаропроизводитель стремится снизить издержки производства с помощью внедрения новейших технологий и техники.

Из этого следует принципиальный вывод о том, что конку­ренция в условиях рынка является способом успешного функци­онирования предприятия на рынке. Она отвергает все ненужное, непрогрессивное, тормозящее развитие производства.

Конкуренция существует в двух формах: внутриотраслевая и межотраслевая. В первом случае она сводится в основном к сбива­нию цен с целью вытеснения соперника, во втором — осуществ­ляется за наиболее прибыльные сферы приложения капитала. В результате межотраслевой конкуренции происходит перелив ка­питала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высо­кой нормой прибыли, что в конечном итоге ведет к образованию средней нормы прибыли, одинаковой для всех отраслей произ­водства.

А. Смит указывал, что достоинства рыночного механизма пол­ностью реализуются только тогда, когда на рынке имеют место падения и гармония (соответствие) в конкуренции. Он ввел по­нятие так называемой идеальной, свободной конкуренции. По его мнению, идеальная конкуренция является техническим, эконо­мическим термином: она существует только тогда, когда ни фер­мер, ни предприниматель не могут оказывать какое-либо личное влияние на уровень рыночной цены, поскольку производимые ими товары по своему объему не являются превалирующими на рынке. Иными словами, идеальная конкуренция возможна в ус­ловиях, когда количество фирм или степень соперничества тако­вы, что ни одна фирма не может устанавливать цену товара само­стоятельно.

Экономическая система, развивающаяся на основе идеальной свободной конкуренции, обеспечивает рациональный объем вы­пуска товаров и услуг и распределение факторов производства. В данном случае экономика работает в рамках границы возможнос­тей производства.

В условиях свободного предпринимательства власть и капитал принадлежат единому собственнику: он единолично принимает решения на основе собственного опыта, интуиции. Предприни­матель приспосабливается к воздействию рыночных сил, которые он не в состоянии контролировать.

В этом случае рынок представляет собой инструмент стихий­ного распределения экономических факторов производства — рабочей силы и капитала — между различными сферами их при­менения. На нем происходит оценка и оплата этих ресурсов: их оценка соответствует степени решения производственных задач, в выполнении которых они участвуют. Доходы фирмы не могут в течение долгого времени превышать уровень, необходимый для компенсации усилий, а также вложенный предпринимателем ка­питал, что обусловливается появлением новых фирм и конкурен­цией с их стороны. Поэтому для того чтобы выжить, вырваться вперед, каждая фирма должна постоянно изыскивать что-то но­вое, предлагать покупателю более совершенные товары и услуги, снижать издержки производства.

Стремление к получению лучших условий для сбыта своей про­дукции, как отмечалось выше, предполагает систематическое осу­ществление инноваций в производство на основе использования новой техники и технологии. А это в свою очередь является ис­ходным моментом, оказывающим воздействие на все стороны развития предприятий и влияющим не только на способ изготов­ления продуктов и услуг, но и на процессы концентрации произ­водства, его организацию.

Дело в том, что в изначальной основе технология сама по себе предполагает наличие совместных знаний многих специалистов, а следовательно, требует и определенной их организа­ции. Но это еще не все. Известно, что для ее внедрения необхо­димы оборудование и инструменты, вычислительная техника и т.д., иными словами, все вещественные вложения технологии. Для каждого данного условия развития и применения техноло­гии существует оптимальный размер производства, при кото­ром наиболее рационально, с экономической точки зрения, сочетаются необходимые специалисты, соответствующая организация и требуемый объем капиталовложений. И чем слож­нее, с технической точки зрения, изготовление продукта, тем требуется больший первоначальный капитал. Для большинства нововведений необходим достаточный капитал на период раз­работки и освоения, а это уже не по силам отдельным собственникам капитала и средств производства, что в итоге вызывает к жизни новые формы организации хозяйственной деятельности — корпорации, которые в значительной степени монополизируют производство и сбыт товаров.

Образование монополий существенно меняет характер конку­ренции: появляется система тайных скидок и уступок по сравне­нию с объявленными ценами, общие и частичные распродажи товаров по сниженным иенам, сговор и т.д.

В результате появления монополий рынки автомобилей, ста­ли, химических товаров, алюминия и других ценных цветных металлов, электробытовых приборов, вычислительной техники, большинства пищевых продуктов промышленного изготовления, мыла, табака и т.д. поделены не между множеством мелких про­изводителей, каждый из которых не может существенно влиять на величину цены, а между горсткой производителей, оказыва­ющих значительное влияние на уровень цен и объем производ­ства и спроса. Иногда рынки поделены между двумя, тремя, че­тырьмя очень крупными производителями. Так, в автомобиль­ной промышленности США на долю четырех самых больших компаний в последнее время приходилось свыше 90% продаж автомобилей на внутреннем рынке, 11%— фотографического оборудования, 59% — мыла и т.д.

В результате меняется характер развития организации. Распола­гая огромными материальными и людскими ценностями, моно­полия уже не может просто (слепо) следовать за стихией рынка, как это происходит в условиях свободного предпринимательства. Она стремится влиять на характер спроса и предложений на рын­ке, прогнозировать их развитие. Именно это привело к необходи­мости планирования хозяйственной деятельности внутри корпо­раций.

Экономическое развитие корпораций происходит на основе развитой системы планирования, которая охватывает все ее хо­зяйственные и производственные сферы. Это позволяет организо­вать производство в соответствия с требованием рынка и тем са­мым иметь возможность влиять на ценообразование. Например, около 100 самых больших компаний контролируют почти 50% промышленных активов США. В США имеется несколько видов корпораций: частные, такие, как «Форд моторе», которые управ­ляются и организуются частными инвесторами; общественные (типа РОЮ и Р5Ь1С), организуемые и управляемые с помощью прави­тельства; смешанные — с участием правительства и частных инве­сторов (к ним относится, в частности, корпорация «Эмтрак» — железная дорога).

Собственниками корпорации являются акционеры, которые владеют акциями. Последние бывают двух типов: привилегиро­ванные и обычные. Обычная акция — сертификат, показываю­щий владение в корпорации. Все паи (доли) обычной акции яв­ляются равными по стоимости, и все их держатели (акционеры) пользуются одинаковыми правами. Привилегированные акции отличаются от обычных тем, что их владельцы получают свою долю сразу из получаемой прибыли, а обладатели обычных — только после завершения всех вычетов из нее. Акционеры выби­рают совет директоров, который избирает президента и вице-президента.

Чем крупнее фирма, тем больше ее влияние на установление цен и издержек производства. Она также становится менее зави­сима от внешнего вмешательства. На мелком предприятии с не­сложным производством власть исходит от собственника капитала на средства производства. В крупной высокоорганизованной фирме власть переходит к самой организации — к техноструктуре корпорации, члены которой не являются собственниками ее финансовых и материальных ресурсов. Например, «Дженерал мо­торе», «Дженерал электрик», «Шелл», «Юнилевер», «ГВМ». Здесь власть акционеров практически равна нулю.

Вознаграждение членов техноструктуры напрямую зависит от их профессионализма, а не от рынка, как это происходит в усло­виях свободного предпринимательства. Отсюда большая диффе­ренциация в оплате. Безусловно, это является мощным стимулом для высокопроизводительного труда этой категории менеджеров.

Наши рекомендации