Девять градаций офисной работы
А. Должности, не требующие наличия предыдущего опыта и являющиеся:
(а) достаточно простыми и требующими лишь короткого обучения;
(б) простыми, но все же требующими периода обучения, тщательного контроля или использования методов самоконтроля.
Б. Должности, исполнение обязанностей которых достаточно простое, но вырабатывает у работника на этой должности навыки, превышающие его начальный уровень за счет расширенного обучения как в теоретическом, так и в практическом плане.
В. Должности, требующие продолжительного предыдущего опыта и применения специальных навыков. Рутинные обязанности будут продолжать оцениваться по нормативам, но контроль можно ослабить, чтобы стимулировать проявление инициативы.
Г. Должности, требующие значительного опыта; снижается необходимость в стандартизированных рутинных обязанностях, однако стандартизация сохраняется в заранее установленных методах. Инициатива поощряется в ограниченных пределах, приводя к снижению расхода материалов в рамках процедур контроля.
Д. Должности, требующие либо одного, либо обоих параметров, приведенных ниже, в зависимости от продолжительности работы по специальности, технической работы или на работы по контролю:
(а) технические или специальные знания, потребность в которых возникает при действиях по собственному усмотрению или проявлении инициативы;
556 Приложение 3
(б) контроль за выполнением работы, спускающейся вниз, скажем, за работниками пяти более низких ступеней.
Е. Должности, требующие применения как знаний, так и опыта при исполнении одной или более из перечисленных ниже работ:
(а) технические или профессиональные действия на промежуточном уровне квалификации, установленном соответствующим профессиональным институтом;
(б) выполнение работы или контроль за работой, постепенно усложняющейся, будь она секретарской, технической или административной, требующей принятия решений и проявления инициативы;
(в) контроль, требующий лидерства, руководства работой, обучением других работников и мотивации целой рабочей команды, в которой непосредственный контроль делегируется на более низкий должностной уровень.
М 1. Должности, исполнение которых предполагает соответствие одному или более из перечисленных ниже требований.
(а) специализированные или профессиональные знания выше среднего уровня оценки соответствующего отраслевого института, но не обязательно высший уровень квалификации подобного института;
(б) исполнение работы или осуществление контроля за исполнением работы высокой сложности, включая принятие неординарных решений и регулярное использование принятых решений в рамках общеустановленной политики;
(в) управление значительным числом работников, выполняющих работу уровня Д.
М 2. Должности, исполнение которых требует соответствия одному или более из следующих параметров:
(а) полная, высшая квалификация, присужденная одним из отраслевых институтов и приравниваемая к университетской степени;
(б) исполнение работы или осуществление контроля за исполнением работы существенной сложности и значимости, требующей принятия нерутинных решений, основанных на инициативе, приводящей к внесению коррективов в общеустановленную политику;
Примеры схем оценки сложности работы
(в) управление функциями специалиста, требующих более одного уровня контроля, чтобы осуществлять надзор за целым набором видов деятельности.
М 3. Должности, на которых требования соответствуют одному или более из перечисленных параметров:
(а) в дополнение к высшей квалификации и/или соответствующей университетской степени требуется опыт работы с аналогичным уровнем ответственности и полномочий;
(б) исполнение работы или осуществление контроля за исполнением работы, состоящей из функций, требующих высокого уровня общего опыта и знаний и участия в процессе выработки политики на высшем уровне организации;
(в) управление целым набором специальных функций, где предусматривается отчетность по руководству, контролю и мониторингу работников на должностях управленческого уровня.
Институт приводит примеры применения градационной схемы к различным типам офисных должностей.
Машинопись и секретарские обязанности А. -
Б. Подготовка простых документов путем перепечатки с черновика, в том числе рукописного, со скоростью 35 слов в минуту.
В. Обработка текста в текстовом редакторе, его сохранение в системе хранения текстовых документов, понимание стандартных систем и процедур записи текстов.
Г. Подготовка документов, требующая тщательного размещения слов и цифровых показателей с черновика, включая исправление грамматики и пунктуации с целью подготовки окончательного чистового варианта
документа.
Д. Секретарская работа, требующая умения писать под диктовку с последующей перепечаткой для руководителей, включая переписку, отчеты и проч. Другие виды деятельности включают назначение деловых встреч, ведения документации и общей работы по собственной инициативе.
Приложение 3 |
Е. Контроль за группой машинисток, включая обучение, распределение работы и обеспечение выполнения установленных нормативов.
М1.-М2.-М3.-
Бухгалтерский учет
А.-
Б. Сортировка документов, подготовка записей в бухгалтерские книги и оказание помощи при их занесении в картотеку после ввода данных. Разработка деталей новых счетов для утверждения изменения адресов и т.д.; все под контролем старших по должности работников.
В. Проверка входящих документов, с точными количественными показателями и терминами, расчет отсрочек и скидок, согласованных с условиями заказов и контрактов, и т.д.
Г. Ведение контрольных счетов для обеспечения правильности вводимых в бухгалтерские книги записей. Осуществление необходимой корректировки в пределах собственных знаний и опыта и обращение к старшим по должности с возникающими вопросами.
Д. Подготовка счета затрат и счета подразделений, ответственность за анализ возникающих проблем и выделение отклоняющихся от нормы показателей для последующего их рассмотрения и корректировки.
Е. Контроль за работой персонала отдела, занятого администрированием счетов поставщиков и клиентов, в том числе решение возникающих проблем.
М 1. Подготовка отчетов по последствиям роста цен для размера прибыли, что требует знания продуктов и процессов, а также управленческих бухгалтерских принципов и практики.
М 2. Подготовка отчетов для составления комплексного ежегодного бюджета, требующая детального знания как финансовой, так и управленческой отчетности.
М З.-
Примеры схем оценки сложности работы
Работа на компьютере
А. -
Б. Операции на персональном компьютере: ввод данных и/или текста с использованием стандартной клавиатуры и простейших команд под руководством опытного оператора компьютера и в случаях, когда работа по введению данных требует проверки.
В. Работа с компьютером: загрузка дисков в дисководы, бумаги в принтер, работа с текстовым редактором и осуществление простейших команд в рамках предписанных методов.
Г. Написание специальных программ для конкретных систем, например, для персональных компьютеров, оптических считывающих устройств и т.д.
Д. Изучение установленных компьютерных систем, выявление необходимости установки портативных компьютеров для улучшения работы и повышения производительности. Рассмотрение альтернативных вариантов и подготовка списка необходимого оборудования.
Е. Контроль и работа с командой или сменой компьютерных операторов для компьютерного оборудования среднего размера. Обеспечение соблюдения установленных процедур, ведения записей, регистрации ошибок и распределения работы с учетом приоритетов.
М 1. Выявление системных требований для главных проектов. Контроль работы отдела программирования, координация сотрудничества между системными аналитиками и дизайнерами совместно со старшим руководящим составом компании и пользователями.
М 2. Планирование крупномасштабных или комплексных систем обработки данных, в том числе самые важные сферы операций организации, включающие переговоры о проектах с другими подразделениями.
М 3. Контроль и управление компьютерными системами всех уровней с комплексной сетью, включающей более 250 компьютерных дисплеев.
Прочее
А. Сбор и подготовка к отправке исходящей почтовой корреспонденции, сбор и доставка внутренней корреспонденции к сроку.
Б. Сортировка и составление картотек по алфавиту и по номеру, подготовка файлов.
560 Приложение 3
В. Участие в регистрации, включая отправку заполненных сертификатов после проставления печати и соответствующей регистрации. Координация операций по распределению, прием заказов по телефону и ответы на вопросы, касающиеся доставки.
Г. Ведение личных дел работников и табеля посещаемости, в том числе регулярное предоставление руководству статистических данных относительно заболеваемости и переработки сотрудников.
Регистрация страховых свидетельств с целью обеспечения их своевременного продления.
Д. Ведение статистического учета объема продаж и распространение такой информации в соответствующие подразделения компании.
Контроль за работой небольших команд сотрудников, занимающихся закупками, обработкой заказов и ведением учетных записей.
Е. В управлении собственностью, расчет потребностей в ремонте, подготовка данных о стоимости собственности компании.
Контроль за работой персонала, занятого расчетом и выплатой пенсионного обеспечения.
М 1. Организация и управление курсами обучения для персонала низшего уровня и руководителей среднего звена, оценка достижений и ведение записей финансового и персонального характера, имеющих отношение к курсам обучения.
М 2. Подготовка комплексных отчетов по главным аспектам бизнеса компании, что требует интерпретации информации и расчета прогнозных показателей для обсуждения на встречах высшего руководства компаний.
М 3. Управление сложными видами деятельности, в процессе которого выполнение процедур мониторинга и контроля приводит к формированию политики компании.
Примеры, приведенные выше, сильно сокращены и дают лишь общее представление о должностных обязанностях в рамках каждой градации.