Глава iv. общие положения

50. Летная подготовка является основой профессиональной подготовки курсантов авиационных организаций и наиболее сложным видом обучения. Она требует непрерывного совершенствования методической подготовки всего преподавательского и летно-инструкторского состава, высокой организации полетов, всесторонней подготовки к полетам и образцового выполнения документов, регламентирующих летную работу.

51. Успех летного обучения курсантов обеспечивают:

твердое усвоение ими основ организации летной работы и обеспечения безопасности полетов;

высокая морально-психологическая подготовка к полетам;

прочные знания инструкции летчику (руководства по летной эксплуатации), практической аэродинамики, особенностей техники выполнения элементов полетов и правил эксплуатации авиационной техники;

полная и всесторонняя подготовка к полетам, обеспечивающая успешное выполнение каждого полетного задания;

точное выполнение полетных заданий, строгое выдерживание установленных режимов и соблюдение дисциплины полета;

систематический учет и анализ допускаемых ошибок на основе данных объективного контроля, проведение мероприятий по их устранению.

52. Ни один курсант (спортсмен), независимо от его летной успеваемости и сроков обучения, не может быть выпущен в полет (на прыжок) без полной подготовки и проверки его готовности соответствующими командирами (начальниками).

53. Летчик-инструктор и командир звена, занимаясь обучением и воспитанием курсантов, обязаны знать моральные качества, общее и физическое развитие, успеваемость, дисциплинированность, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности и жилищно-бытовые условия.

54. Летная подготовка в авиационных организациях РОСТО характеризуется-

высокой интенсивностью полетов и большой загруженностью воздушного пространства,

выполнением полетов по нескольким видам летной подготовки одновременно,

разным уровнем успеваемости курсантов;

большой зависимостью полетов от метеорологических условий, особенно самостоятельных полетов курсантов,

необходимостью постоянного и надежного радио- и радиолокационного контроля за самолетами и вертолетами в воздухе,

близким расположением района полетов соседних аэродромов и воздушных трасс,

сжатыми сроками летной подготовки курсантов. Эти особенности учитываются при разработке инструкций по производству полетов в районах аэродромов, а также при организации и проведении полетов.

Выбор зон пилотажа, маршрутов полета, зон групповых полетов и полетов по приборам должен обеспечивать безопасность полетов и максимальное использование средств связи и РТО полетов для непрерывного контроля за самолетами (вертолетами) в воздухе

55. Для прохождения летного обучения (подготовки парашютистов) приказом начальника авиационной организации курсанты распределяются по эскадрильям (отрядам, звеньям и летным группам)

В зависимости от поставленных задач и возможностей авиационной организации летная группа, закрепляемая за одним летчиком-инструктором, комплектуется в количестве

спортсменов-летчиков на поршневых самолетах,

вертолетах и планерах 8-10 человек

курсантов на вертолетах 5-7 человек.

на реактивных самолетах 4-6 человек.

Учебные группы по подготовке парашютистов из допризывной молодежи комплектуются в количестве не более 30 человек, каждая из которых закрепляется за штатным специалистом авиационного звена парашютной подготовки.

56. Перевод курсантов из одной летной группы в другую разрешается только в исключительных случаях решением начальника авиационной организации.

57. С целью закрепления у курсантов знаний авиационной техники и выработки практических навыков по обслуживанию и подготовке ее к полетам разрешается привлекать их к работе на самолетах (вертолетах, планерах) в парковые дни в период летной практики.

План-график привлечения курсантов к выполнению указанных работ разрабатывается инженерно-авиационной службой с учетом конкретной обстановки и утверждается начальником авиационной организации.

58. В процессе летной подготовки каждый курсант ведёт тетрадь наземной подготовки и тетрадь подготовки к полетам, а также рабочую книжку курсанта установленного образца, в которой чернилами записывает задание на полеты, ежедневный налет и замечания инструктора, старших начальников об ошибках, допущенных в полетах, и указания по их устранению.

59. На курсантов учебных авиационных организаций с начала летного обучения заводятся летные книжки летчиков, а на спортсменов АК, АСК, АТСК - летные книжки спортсменов, в которых ведется поденный учет фактически выполненных полетов (налета) и заполняются соответствующие разделы.

60. Курсантам летной группы разрешается производить полеты на всех самолетах (вертолетах) авиационной организации, на которых производится обучение, за исключением первых 15 тренировочных полетов по кругу которые, как правило, должны выполняться на одном и том же самолете (вертолете). Во всех случаях при полетах на самолете (вертолете) другой серии летчик-инструктор обязан ознакомить курсанта с особенностями этого самолета (вертолета) и провести тренаж в кабине.

61. В обучении курсантов, в периодическом контроле качества их техники пилотирования, а также с целью выявления недостатков и обобщения положительного опыта в методике обучения курсантов обязан участвовать весь руководящий летный состав.

Контрольные полеты руководящего состава с курсантами должны выполняться в течение всего периода обучения.

В период прохождения вывозной программы командир звена (командир отряда, заместитель командира отряда), обязан проверить не менее 60% курсантов своего звена (отряда), кроме того, всех курсантов летных групп летчиков-инструкторов, имеющих опыт обучения менее двух лет; командир эскадрильи и его заместитель, начальник клуба и его заместитель - не менее 30% курсантов каждой летной группы; начальник учебной авиационной организации и его заместители - 7- 10% курсантов.

В процессе прохождения последующих задач летной подготовки указанные лица выполняют полеты с курсантами с целью контроля методики обучения по упражнениям КУЛП или на допуск к самостоятельным полетам.

В течение учебного года начальник учебной авиационной организации обязан проверить не менее 15%, а его заместители по 20% курсантов каждой эскадрильи;

командир эскадрильи (заместитель), начальник клуба (заместитель) - всех курсантов своих подразделений;

командир звена, командир отряда (заместитель) - всех курсантов звена (отряда) не менее двух раз каждого.

62. Планирование летной (парашютной) подготовки переменного состава (курсантов, спортсменов) на учебный год осуществляется в соответствии с ежегодными Организационно-методическими указаниями ЦК РОСТО РФ, на основании контрольных заданий, определяемых специальными директивами.

Перед началом летного обучения штабом учебной авиационной организации составляется на учебный год план-график летной подготовки переменного состава, выписки из которого направляются в каждую эскадрилью.

Аналогичные выписки должны быть в каждом звене (отряде) и летной группе.

В эскадрильях на основании выписки составляются графики учета летной подготовки переменного состава.

В аэроклубах и авиаспортклубах 1-го разряда планы - графики летной подготовки составляются заместителями начальников клубов по летной подготовке, в АСК 2-го разряда и АТСК - командирами звеньев, а там, где их нет по штату, - начальниками клубов.

63. При полетах с курсантами в авиационных организациях на каждый месяц должен составляться график распределения летных смен по эскадрильям, а там, где нет эскадрилий, - по отрядам или звеньям.

В конце каждой недели начальник авиационной организации анализирует итоги выполнения эскадрильями (отрядами, звеньями) планов летной (парашютной) подготовки и намечает мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Наши рекомендации