Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Глава 1. Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории

Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Главные направления современной экономической мысли

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗНАЧЕНИИ И СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.

Объясняется это тем, что изучение экономической теории - это реализация объективной необходимости познания мотивов хозяйственной деятельности людей, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней.

Интересно вспомнить, что в прошлом веке А. С. Пушкин, которому Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

В конце XIX в. Н. Бунге в книге "Основание политической экономии"; отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридман писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от изучающих ее, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А. Хейльброннера, "выносливости верблюда и терпения святого".

Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях и быть готовыми к практической деятельности. Решить эту задачу призван ряд курсов общественных наук, в том числе и курс экономической теории. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Глубокий кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться и на современном состоянии экономической науки. Ее кризис как частной формы проявления общего кризиса естествен, поскольку экономическая теория есть отражение экономической жизни общества. Как свидетельствует история развития экономической теории, именно экономические кризисы всегда служили мощным толчком ее развития. Так, теория "экономике" А.Маршалла появилась и получила широкое распространение после кризиса 1872 г. и последовавшей за ним двадцатилетней депрессии, кейнсианство - после кризиса 1929-1933 гг. и последующей депрессии, монетаризм - после кризисных явлений 60-70-х годов и т. д.

Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли - это не локальное явление, а общемировая тенденция XX в., которая отмечается многими выдающимися умами. Так, Дж. Гэлбрейт писал: "Экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, перестает быть наукой и превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих на наименование наукой". Русские ученые Н. Д.Кондратьев, В.И.Вернадский, А.А.Богданов, Е.Е.Слуцкий, Л.Н.Гумилев и другие также доказывали необходимость пересмотра наших представлений о мире.

Современный кризис экономической теории России принял конкретную форму кризиса марксизма. И это не случайно, потому что именно марксизм был у нас господствующей идеологией и потому что именно марксизм в нашей административно-командной системе хозяйствования был использован для апологетики данной экономической системы.

Сегодня мы обвиняем марксизм в догматизме. Однако нельзя не признать, что марксизм - это существенный этап в развитии экономической теории. П. Самуэльсон особо выделяет в истории экономической мысли лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: А. Смита, К. Маркса, Д. Кейнса. Другой видный американский ученый Дж. Гэлбрейт считал, что учение К. Маркса слишком ценно, чтобы целиком отдать его марксистам. И. Шумпетер также относил К. Маркса к великим ученым, но это не мешало ему критиковать марксизм. В начале XX в. учение К. Маркса подвергалось критике в работах русских экономистов (например, Туган-Барановского, Рубина, Железнова и др.).

Нельзя не отметить, что накопление догм представляет собой неизбежное явление в любой науке. Догма - это бесполезная истина. То, что было истиной в процессе познания на одном этапе движения мысли, на другом этапе абсолютизируется, становится аксиомой с застывшим содержанием и является уже бесполезным. Но жизнь меняется, меняются и наши представления о жизни, тогда и возникает потребность в новых концепциях, новых подходах, новой парадигме, требующих изменения самого хода общественной мысли. Новая теория предстает как непосредственная реакция на кризис.

Выход из современного социально-экономического кризиса России и некоторых других стран видится сегодня большинством ученых и практиков в переходе к рыночной экономике, ориентированной на рост благосостояния населения, в отказе от закрытой экономики и замене ее открытой экономикой, которая получила развитие в ряде стран Запада, в США, Японии и др. Отсюда естественны и наши поиски в богатом мировом опыте преподавания экономической теории. При этом, конечно, не следует слепо копировать достижения западных ученых. Если в целом оценивать западную экономическую науку, нельзя не видеть, что она в значительной степени математизирована и несоциальна, перегружена графиками, элементарными формулами, абстрактными рассуждениями.

Наши рекомендации