Методика выполнения задания. Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис
Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис. 2.
|
Рис.2. Матрица «рост/доля» БКГ
Матрица состоит из четырёх квадрантов. По осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Граница между высокими и низкими темпами роста установлена на уровне 5%. Граница между «высокой» и «низкой» относительными долями рынка проходит на уровне 1. Каждое хозяйственное подразделение фирмы представлено в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли фирмы от всех видов деятельности.
В Excel создайте таблицу 6 следующего вида:
Таблица 6
Исходные данные для построения матрицы «рост/доля» БКГ
№ | Доля рынка | Темп роста отрасли | Доля в общей прибыли |
-0,2 | 9,1 | ||
- 1,2 | 7,0 | ||
-0,4 | 5,9 | ||
- 1,74 | 3,0 | ||
-0,62 | 1,2 |
(Заметим, что отрицательные значения приводятся только для удобства построения диаграммы).
Постройте по этим данным пузырьковую диаграмму: выделите 2-4 столбца таблицы, щёлкните кнопку «Мастер диаграмм» и выберите тип - «пузырьковая». Её вид совпадает с рис. 2.
Контрольные вопросы к заданию
- Проанализировать положение каждого из пяти направлений деятельности фирмы.
- Каким образом финансовые ресурсы фирмы могут распределяться между хозяйственными подразделениями с целью оптимизации делового портфеля в целом?
- Сможет ли данная структура делового портфеля обеспечить фирме хорошее положение в будущем?
- В чём преимущества и недостатки матрицы «рост/доля»?
Ситуация
Фирма «НАМБЕР», которая выпускает парфюмерную продукцию, разработала новый продукт - дезодорант с тальком. Разработчики считают, что новый продукт позволит решить три проблемы. Которые возникают при использовании других дезодорантов: избежать чувства дискомфорта при нанесении на кожу, пятен на одежде и дерматитов вследствие содержания химических веществ. Новый дезодорант имеет преимущества по таким параметрам:
- гигиеническая пудра (тальк) приятна при нанесении на тело (мягкая и теплая);
- продукт не загрязняет одежду;
- содержит только натуральные компоненты;
- не просто маскирует запах пота, но и действует на биологическом уровне.
О продукте известно следующее:
- не прошел лабораторную проверку;
- не останавливает потоотделение, а лишь тормозит его;
- на рынке нет других дезодорантов, основой которых является тальк;
- не до конца продуманы вопросы организации производства.
Задание
Проанализировав ситуацию, принять решение – начинать производство этого продукта или нет, и если да, то какую стратегию выхода на рынок выбрать.
Задачи
Задача 1.
Предприятие производит продукцию одного наименования, цена изделия -18000 грн., средние переменные расходы составляют 900 грн., общие постоянные расходы - 150 тыс.грн.
Определить критический объем выпуска и реализации продукции в денежном и натуральном выражении.
Задача 2.
Предприятие выпускает изделия по цене 380 тыс.грн. за единицу. Общая величина постоянных расходов в 1 квартале составила 720 млн.грн., удельные переменные издержки - 300 тыс.грн. Во 2 квартале общая величина постоянных расходов снизилась на 10%.
Рассчитать, как изменение постоянных расходов отразилось на величине критического объема продукции.
Литература /1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13/.
Раздел 5. Стратегические альтернативы развития предприятия и декомпонование корпоративной стратегии
Место текущих планов в стратегическом управлении предприятием. Взаимосвязь между текущими планами и стратегией предприятия. Значение стратегических программ и бюджетов для разработки текущих планов. Методы декомпонования стратегии предприятия.
Разработка альтернативных вариантов стратегических действий. Критерии выбора стратегии и их ранжирование. Методы матричного анализа, их преимущества и недостатки. Новые методы обоснования стратегических решений. Роль менеджеров среднего и низшего звена в принятии стратегических решений. Стратегическая роль функциональных руководителей и Совета директоров. Экспертные методы в стратегическом выборе. Организация процедуры отбора экспертных характеристик. Методы Дельфи, теории игр.
Ведущая роль стратегии предприятия. Текущие (тактические) планы, которые обеспечивают достижение стратегических целей. Обратная связь между разработкой и выполнением текущих планов и стратегией предприятия.
Декомпонование стратегии предприятия. Декомпонование как процесс разделения во время задания стратегического плана и определение показателей текущих планов. Связь между комплексной и функциональными стратегиями и содержанием текущих планов. Количественная определенность стратегических целей в текущих планах. Значение стратегических программ и бюджетов для разработки текущих планов.
Методы декомпонования стратегии предприятия. Интерполятив-ный характер декомпонования. Метод прямых вычислений. Возможность применения графо-аналитического метода. Методы динамического програмирования при декомпоновании стратегии. Многовариантность расчетов и необходимость применения вычислительной техники.
Формирование руководителей предприятий рыночной формации. Сочетание «собственник – генеральный менеджер» в одном лице. Отсутствие системы стратегического планирования и прогнозирования. Неумение руководства предприятий ставить цели и задачи, определять критерии эффективности работы. Формирование новой стратегии подбора кадров. Решение проблемы внедрения маркетинга. Выход крупных иностранных компаний на украинский рынок. Недоверие к консалтингу и консалтинговым фирмам. Определение и осознание рыночной миссии предприятия. Оптимизация организационных структур. Формализация процесса принятия решений на предприятии.
Вопросы, тесты, ситуация и задачи для самопроверки
Вопросы
- Каким критериям должны соответствовать стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), в которых фирма будет функционировать в перспективе?
- Что является основным критерием оценки выбранной стратегии?
- В чем заключается главная цель оборонительной стратегии?
- Какие основные ключевые факторы должны быть учтены в первую очередь при выборе стратегии?
- Как влияет внешняя среда на выбор стратегии?
Тесты
1. Делегирование полномочий - это...
а) переложение лицом, принимающим решение (ЛПР), своих обязанностей на подчиненных;
б) передача руководителем части своих обязанностей и ответственности подчиненным;
в) передача руководителем части своих прав и обязанностей подчиненным.
2. Какие из перечисленных показателей являются критериями оценки результативности труда руководителя организации:
а) снижение себестоимости продукции;
б) доля на рынке;
в) прибыль.
3. Релевантная информация...
а) недостаточная информация, необходимая для принятия решений;
б) излишняя информация для принятия решений;
в) необходимая информация для принятия хозяйственного решения.
4. Какой путь выявления проблем фирмы наиболее предпочтителен при ограниченности ресурсов...
а) анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы;
б) экспертный опрос руководителей и специалистов;
в) наблюдение за выполнением управленческих функций на фирме с помощью специалистов-консультантов.