Методика выполнения задания. Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис

Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис. 2.

Методика выполнения задания. Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис - student2.ru

Звезды
Методика выполнения задания. Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис - student2.ru Методика выполнения задания. Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис - student2.ru Методика выполнения задания. Матрица «рост/доля» БКГ представлена на рис - student2.ru

Рис.2. Матрица «рост/доля» БКГ

Матрица состоит из четырёх квадрантов. По осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Граница между высокими и низкими темпами роста установлена на уровне 5%. Граница между «высокой» и «низкой» относительными долями рынка проходит на уровне 1. Каждое хозяйственное подразделение фирмы представлено в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли фирмы от всех видов деятельности.

В Excel создайте таблицу 6 следующего вида:

Таблица 6

Исходные данные для построения матрицы «рост/доля» БКГ

№   Доля рынка   Темп роста отрасли   Доля в общей прибыли  
  -0,2   9,1    
  - 1,2   7,0    
-0,4   5,9    
- 1,74   3,0    
-0,62   1,2    

(Заметим, что отрицательные значения приводятся только для удобства построения диаграммы).

Постройте по этим данным пузырьковую диаграмму: выделите 2-4 столбца таблицы, щёлкните кнопку «Мастер диаграмм» и выберите тип - «пузырьковая». Её вид совпадает с рис. 2.

Контрольные вопросы к заданию

  1. Проанализировать положение каждого из пяти направлений деятельности фирмы.
  2. Каким образом финансовые ресурсы фирмы могут распределяться между хозяйственными подразделениями с целью оптимизации делового портфеля в целом?
  3. Сможет ли данная структура делового портфеля обеспечить фирме хорошее положение в будущем?
  4. В чём преимущества и недостатки матрицы «рост/доля»?

Ситуация

Фирма «НАМБЕР», которая выпускает парфюмерную продукцию, разработала новый продукт - дезодорант с тальком. Разработчики считают, что новый продукт позволит решить три проблемы. Которые возникают при использовании других дезодорантов: избежать чувства дискомфорта при нанесении на кожу, пятен на одежде и дерматитов вследствие содержания химических веществ. Новый дезодорант имеет преимущества по таким параметрам:

- гигиеническая пудра (тальк) приятна при нанесении на тело (мягкая и теплая);

- продукт не загрязняет одежду;

- содержит только натуральные компоненты;

- не просто маскирует запах пота, но и действует на биологическом уровне.

О продукте известно следующее:

- не прошел лабораторную проверку;

- не останавливает потоотделение, а лишь тормозит его;

- на рынке нет других дезодорантов, основой которых является тальк;

- не до конца продуманы вопросы организации производства.

Задание

Проанализировав ситуацию, принять решение – начинать производство этого продукта или нет, и если да, то какую стратегию выхода на рынок выбрать.

Задачи

Задача 1.

Предприятие производит продукцию одного наименования, цена изделия -18000 грн., средние переменные расходы составляют 900 грн., общие постоянные расходы - 150 тыс.грн.

Определить критический объем выпуска и реализации продукции в де­нежном и натуральном выражении.

Задача 2.

Предприятие выпускает изделия по цене 380 тыс.грн. за единицу. Общая величина постоянных расходов в 1 квартале составила 720 млн.грн., удельные пе­ременные издержки - 300 тыс.грн. Во 2 квартале общая величина постоянных расходов снизилась на 10%.

Рассчитать, как изменение постоянных расходов отразилось на величине критического объема продукции.

Литература /1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13/.

Раздел 5. Стратегические альтернативы развития предприятия и декомпонование корпоративной стратегии

Место текущих планов в стратегическом управлении предприятием. Взаимосвязь между текущими планами и стратегией предприятия. Значение стратегических программ и бюджетов для разработки текущих планов. Методы декомпонования стратегии предприятия.

Разработка альтернативных вариантов стратегических действий. Критерии выбора стратегии и их ранжирование. Методы матричного анализа, их преимущества и недостатки. Новые методы обоснования стратегических решений. Роль менеджеров среднего и низшего звена в принятии стратегических решений. Стратегическая роль функциональных руководителей и Совета директоров. Экспертные методы в стратегическом выборе. Организация процедуры отбора экспертных характеристик. Методы Дельфи, теории игр.

Ведущая роль стратегии предприятия. Текущие (тактические) планы, которые обеспечивают достижение стратегических целей. Обратная связь между разработкой и выполнением текущих планов и стратегией предприятия.

Декомпонование стратегии предприятия. Декомпонование как процесс разделения во время задания стратегического плана и определение показателей текущих планов. Связь между комплексной и функциональными стратегиями и содержанием текущих планов. Количественная определенность стратегических целей в текущих планах. Значение стратегических программ и бюджетов для разработки текущих планов.

Методы декомпонования стратегии предприятия. Интерполятив-ный характер декомпонования. Метод прямых вычислений. Возможность применения графо-аналитического метода. Методы динамического програмирования при декомпоновании стратегии. Многовариантность расчетов и необходимость применения вычислительной техники.

Формирование руководителей предприятий рыночной формации. Сочетание «собственник – генеральный менеджер» в одном лице. Отсутствие системы стратегического планирования и прогнозирования. Неумение руководства предприятий ставить цели и задачи, определять критерии эффективности работы. Формирование новой стратегии подбора кадров. Решение проблемы внедрения маркетинга. Выход крупных иностранных компаний на украинский рынок. Недоверие к консалтингу и консалтинговым фирмам. Определение и осознание рыночной миссии предприятия. Оптимизация организационных структур. Формализация процесса принятия решений на предприятии.

Вопросы, тесты, ситуация и задачи для самопроверки

Вопросы

  1. Каким критериям должны соответствовать стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), в которых фирма будет функционировать в перспективе?
  2. Что является основным критерием оценки выбранной стратегии?
  3. В чем заключается главная цель оборонительной стратегии?
  4. Какие основные ключевые факторы должны быть учтены в первую очередь при выборе стратегии?
  5. Как влияет внешняя среда на выбор стратегии?

Тесты

1. Делегирование полномочий - это...

а) переложение лицом, принимающим решение (ЛПР), своих обязанностей на подчиненных;

б) передача руководителем части своих обязанностей и ответственности подчиненным;

в) передача руководителем части своих прав и обязанностей подчиненным.

2. Какие из перечисленных показателей являются критериями оценки результативности труда руководителя организации:

а) снижение себестоимости продукции;

б) доля на рынке;

в) прибыль.

3. Релевантная информация...

а) недостаточная информация, необходимая для принятия решений;

б) излишняя информация для принятия решений;

в) необходимая информация для принятия хозяйственного решения.

4. Какой путь выявления проблем фирмы наиболее предпочтителен при ограниченности ресурсов...

а) анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы;

б) экспертный опрос руководителей и специалистов;

в) наблюдение за выполнением управленческих функций на фирме с помощью специалистов-консультантов.

Наши рекомендации