Формообразование изделий

Потребительские свойства ювелирных изделий

Потребительскими называют свойства ювелирных товаров, проявляющиеся непосредственно при их использовании как предметов потребления. Они должны удовлетворять определённые потребности (чаще эстетические) человека в процессе их эксплуатации. Потребительские свойства включают социальные, функциональные, эргономические, гигиенические и эстетические свойства, безопасность и надёжность потребления.

Социальное свойство товара – это соответствие его потребностям населения, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребления.

Функциональные свойства обуславливают соответствие товара целевому назначению как предмета потребления. Это относится как к форме, так и к конструкции изделия, которые должны соответствовать его назначению.(подстаканник должен удерживать стакан, портсигар – папиросы, пудреница – пудру.)

Эргономические свойства товара обуславливают удобство и комфорт его использования потребителем. Конструкция и форма должны обеспечивать удобство пользования ими.

Гигиенические свойства обуславливают благоприятные условия для организма и работоспособности человека при взаимодействии с товаром. Материалы, применяемые при изготовлении ювелирных товаров, должны соответствовать номенклатуре материалов Госсанинспекцией Министерства здравоохранения РФ.

Надёжность потребления товаров – это потребительское свойство, обуславливающие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления.

Безопасность потребления обеспечивает защиту человека от опасных и вредных воздействий, возникающих при пользовании товаром. Все ювелирные изделия не должны иметь режущих кромок, выступов и других деталей, которые в процессе пользования травмировали бы кожу человека.

Эстетическое свойство товара характеризует его способность выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность и социально-культурную значимость. Эстетическое свойство ювелирного изделия включает в себя его рациональную красоту, новизну и лаконизм формы, разумность размера или миниатюризации, соответствие пластики и фактуры свойствам материалов и технологии производства, высокое качество обработки поверхности. Большое значение имеет также чётко выраженное стилевое единство с гаммой предметов гарнитура украшений.

Однако важнейшим требованием эстетики ювелирных изделий является соответствие содержания и формы, пользы и красоты. Ювелирные изделия могут считаться красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соответствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуманном внешним оформлением..

Особенность потребительских свойств ювелирных товаров состоит в том, что главным является эстетическое свойство. Красота изделий – основной критерий при их оценке потребителем.

Потребительские свойства камней

Основными потребительскими свойствами ювелирных камней являются их прозрачность, блеск, цвет, светопреломление и светорассеивание, твердость, плотность, спайность. Определенная особенность потребительских свойств ювелирных товаров заключается также в том, что срок службы ювелирных изделий из драгоценных металлов исчисляется десятками и даже сотнями лет.

Классификация и ассортимент изделий.

Ювелирные изделия по назначению делят на группы:

— предметы личных украшений;

— предметы туалета;

— предметы сервировки стола;

— предметы для украшения интерьера;

— принадлежности для часов;

— сувениры.

Ювелирные изделия различаются в зависимости от применяемого материала, а также характеризуются формой и конструктивными особенностями,отделкой (изделия могут быть гладкие, гравированные, с чернью, эмалью и др.).

Ювелирные изделия выпускают отдельными предметами и в наборах (гарнитурах).

К предметам личных украшений относят серьги, кольца, бусы, браслеты, кулоны, медальоны, цепочки, колье.

К предметам туалета относят пудреницы, зажимы для галстуков, зеркала в оправе, шкатулки, флаконы для духов и др.

К принадлежностям для часов относят браслеты, бортовые цепочки— ремни для часов и др. Бортовые цепочки предназначены для крепления карманных часов к борту жилета. Сувениры — изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры, а также памятные даты, дости­жения в спорте и др.

По назначению ювелирные изделия подразделяют на следующие группы: предметы личных украшений, предметы сервировки стола, предметы украшения интерьера, предметы туалета, принадлежности для часов, письменные принадлежности, курительные принадлежности, сувениры.

Виды изделий

Аффиш, афиш — большая брошь, обычно круглой формы, которой застегивали длинный вертикальный разрез на сюрко.

Бандо (украшение) — драгоценная лента для волос. Бант-склаваж, Бармы, Бисерник (украшение) — девичья головная повязка (Россия), поднизь, любая вещь, снизанная из бисера.

Бомбилатка — украшение на чепце из различных материалов — стекла, стеклянных шариков, цепочек, олова и т п. , Браслет, Браслет-склаваж, эсклаваж (от фр. «рабство») — два браслета, соединенных цепочкой, Брелок, Брошь.

Брошь-заколка — разновидность броши с элементом крепления в виде иглы, с предохранителем или без него, Булавка, Булавка для галстука

Булла (украшение) — др. рим. амулет в виде шарика или кружка (часто золотого), который носили на шее до совершеннолетия дети граждан, Бусы, Бармы, Блохоловка,

Варворка, ворворка, варварка — бусина на шнурке (Др. Русь), Венец, Венок, Височные кольца, Гребень (украшение), Диадема.

Жазеран — золотая цепь, украшенная розетками с драгоценными камнями. В 16 в. ее укладывали в один-два ряда вокруг стоячего воротника, произвольно располагая оставшуюся длину на груди, Жиковина — перстень.

Зажим для галстука, Заколка,Заноска — булавка, которой закалывали убрус, платок (Др. Русь). Запонка, Змеевик (медальон), Зубной коралл, погремушка.

Кадас — украшение для предплечья (Индия), Камея, Клипса (украшение), Коллар (колье), Колье, Колье-ошейник,Кольцо (украшение)

Кордельер (cordeliere) — длинная цепь, по большей части золотая, которая свисала с пояса (XVI век), носили и в 1820-х.

Корона, Кулон (украшение), Колты, Кольцо

Лунница — подвеска в форме полумесяца (Др. Русь, 10-13 вв.), Медальон,Наперсток, футляр, колпачок, Нательный крест, тельник, крестик, распятие, Ободок, Ожерелье, Ожерелье-склаваж, Перстень, Перстень-печатка, Подвеска (украшение), Пряжка, Серьги.

Понятие формы

Фо́рма (лат. forma «внешний вид») - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

В реальном мире наблюдается бесконечное разнообразие форм. Поэтому в обыденном употреблении используется лишь приблизительное соответствие конкретного предмета какой-либо простейшей геометрической фигуре (например, «тело кубической формы»). Также в речи применяется приблизительное подобие формы конкретного предмета форме широко известного объекта (например, «нитевидная форма», «бочкообразная форма»).

Бесформенными называются либо объекты, форма которых непохожа ни на одну из простых геометрических фигур, либо объекты эстетически непривлекательной формы.

Форма предмета, наряду с цветом, размерами, освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета.

Формообразование изделий

Наши рекомендации