Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг

Качество продукции - один из основных определяющих показателей выпускаемой продукции в условиях рынка.

Качество выпускаемой продукции влияет на конкурентоспособность.

выпускаемой продукции.

Качество продукции - совокупность свойств продукции. удовлетворяющих определенные потребности рынка в соответствии с ее назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества

При этом показатели качества могут быть:

- единичные, характеризующие одно из свойств продукции

- комплексные, характеризующие несколько свойств;

- обобщающие, характеризующие совокупность свойств продукции. К задачам анализа качества относится;

1. Оценка технического уровня продукции;

2. Выявление отклонения технического уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с теоретически возможным;

3. Оценка структуры выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления;

4. Обоснование возможностей повышения качества продукции, сокращение брака и т.д.

Процесс оценки технического уровня продукции включает набор показателей, характеризующих свойства продукции, К таким показателям относятся:

1. Удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества:

- потенциальный;

- мировой;

- допустимый.

2. Удельный вес экспортируемой продукции,

3. Объем забракованной продукции.

Качество продукции характеризуется специальным документом -сертификатом качества.

Для проведения анализа по качеству выпускаемой продукции проверяется динамика доли продукции идущей на экспорт в общем объеме выпуска продукции и доля сертифицированной продукции в общем объеме.

По результатам анализа, предприятие должно разрабатывать мероприятия по снятию с производства продукции низкого качества, не пользующейся спросом.

Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг - student2.ru

На данном предприятии после проведенного анализа следует отметить положительный факт роста в общем объеме готовой продукции доли сертифицированной продукции. Однако доля продукции идущей на экспорт снижается.

Доля новой продукции в общем объеме готовой продукции стабильна Это свидетельствует о том, что на предприятии осуществляется контроль за конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Продукция стабильно обновляется,

Развитее предприятия будет зависеть от обновления продукции, которое характеризуют следующие показатели:

- общий уровень обновления продукции;

- новизна продукции;

- сменяемость продукции.

Следует иметь в виду, что новизна продукции может иметь три уровня

- продукция не имеет аналогов в мировой практике;

- продукция не имеет аналогов в РФ;

- продукция новая для предприятия - изготовителя. Общий уровень обновления продукции характеризуют 1 коэффициент обновления:

Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг - student2.ru

Qh- объем новой продукции в отчетном периоде,

Qm- объем модернизированной продукции в отчетном периоде,

Q - объем всей продукции в отчетном периоде.

2 коэффициент снятия:

Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг - student2.ru

Qch. - объем снятой с производства продукции Q - объем всей продукции в отчетном периоде

опережения доли новой продукции предприятия над долей продукции снятой с производства.

Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг - student2.ru

К обновления - доля новой продукции,

К снятия - доля снятой с производства продукции,

Качество продукции можно проанализировать через коэффициенты

сортности.

Коэффициент сортности - это отношение стоимости всей продукции к стоимости ее в предположении, что вся она высшего сорта (в зависимости от установленного порядка сортов на предприятии).

Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг - student2.ru

Прежде всего, можно сделать вывод, что качество продукции снизилось, т.к. доля продукции I сорта сократилась за счет увеличения выпуска продукции II - сорта.

Опенку качества можно дать, рассчитав коэффициент сортности.

Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг - student2.ru

Для того чтобы определить потери (накопления) от изменения фактической сортности в объеме готовой продукции в сравнении с запланированной, необходимо пересчитать фактически выпущенную продукцию по запланированной структуре сортности.

Тема 1.3. Анализ качества готовой продукции, работ, услуг - student2.ru

Теперь пересчитаем этот выпуск b штуках в стоимостном выражении:

(102 * 500) и- (123 * 400) + (92 * 350) = 51000 + 49200 4- 32200 - 132400 руб.

Если сравнить, какой объем готовой продукции могло получить предприятие, сохранив при фактическом физическом выпуске плановую структуру сортов, с фактическим стоимостным оборотом, то можно рассчитать потери или накопления в стоимостном обороте.

1317.0-1324,0 = -7,0 тыс. руб.

По результатам данного анализа предприятие имело потери в объеме готовой продукции в сумме 7,0 тыс. руб.

Если качество продукции в значительной степени определяется дорогой высококачественной сырьевой базой, то такая продукция будет иметь на рынке высокую цену, которая не всегда соответствует потребительской платежеспособности. Такая продукция может легко превратиться в труднореализуемую. Труднореализуемая продукция относится к низколиквидным активам, и отрицательно влияет на финансовые результаты предприятия. Выявлять такую продукцию необходимо. Улучшения качества выпускаемой продукции следует добиваться за счет внедрения более совершенных технологий, использования более квалифицированных работников, более совершенного оборудования, путем автоматизации и механизации производства.

Наши рекомендации