Основные принципы нормирования оборотных средств АТП
Нормативом оборотных средств называется размер денежных средств, необходимых для обеспечения бесперебойной автотранспортной деятельности хозяйствующих субъектов.
При нормировании производственных запасов определяют текущий и страховой уровни запасов. Текущий запас материальных ресурсов необходим для обеспечения равномерной работы в период между заказом (выставлением счета на поставку) и получением продукции на склад автотранспортного предприятия. Принимая во внимание равномерный характер расходования материальных ресурсов из запасов, текущий уровень (в днях) принимают равным половине интервала между поставками. Для учета отклонений в процессе доставки материальных ресурсов рассчитывают дополнительно страховой запас, равный половине текущего
запаса. При этом средняя продолжительность интервала между поставками определяется в соответствии с контрактами на поставку продукции.
Средний интервал (I) определяется как средневзвешенная величина конкретного интервала (IК) с соответствующим объемом поставки (QK):
Текущий запас устанавливается следующим:
Тогда страховой запас составит:
Итого нормативный уровень производственных запасов определен как сумма текущего и страхового запасов в размере 6 дней.
Далее осуществляют расчет дневного расхода конкретного вида материальных ресурсов (Рдн) по объему потребления (Ргод) и длительности календарного периода (Дк):
где Ргод — объем потребления материальных ресурсов за год; Дк — число календарных дней.
На основе рассчитанных величин норматива запаса (в днях) и дневного расхода материального ресурса устанавливают расчетный уровень норматива оборотных средств конкретного наименования материального ресурса:
Норматив оборотных средств определяется по каждому наименованию материально-технических ресурсов, необходимых для эксплуатации автотранспортных средств и содержания производственно-технической базы предприятия.
Расчет норматива оборотных средств должен учитывать как интенсивность потребления материально-технических ресурсов, так и периодичность (интервал) их поступления на склад автотранспортного предприятия. При этом избыток оборотных средств, отвлекаемых из денежного оборота хозяйствующего субъекта, приводит к их иммобилизации, соответственно росту затрат на хранение материально-технических ресурсов и, в конечном итоге, к увеличению себестоимости перевозок грузов. Недостаток оборотных средств (производственных запасов) приводит к вынужденным простоям, потере работоспособности автомобильного парка и срыву выполнения обязательств перед заказчиками автотранспортных услуг.