Требования к персоналу

Группа параметров Содержание параметров
Способности Уровень полученного образования; необходимые знания (основные и дополнительные), практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности, опыт работы в определенных должностях, навыки сотрудничества и взаимопомощи    
Свойства Личностные качества, необходимые для определенного вида дея­тельности, способность к восприятию профессиональных нагрузок, способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п.
Мотивационные установки Сфера профессиональных интересов; стремление к самовыражению и самореализации, способность к обучаемости, заинтересованность в работе по определенной должности, определен­ность профессиональных перспектив

Указанные качественные параметры определяются характе­ром труда в той или иной должности или на том или ином рабочем месте. В свою очередь, характер труда определяет те требования, которые предъявляются к рабочему месту. Изуче­ние требований к рабочим местам должно отражать состояние на настоящее время и на будущее (прогноз требований).

При анализе требований к рабочему месту следует учиты­вать задачи трудового процесса на рабочем месте, а также взаи­мосвязи данного рабочего места с другими звеньями организа­ционной структуры.

Предметом анализа и прогнозирования, кроме требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация со­трудника, выраженная через параметры требований к персона­лу. На взаимодействии аналитической информации о требова­ниях к рабочему месту и фактической квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.

Изучение требований к должностям и рабочим местам долж­но основываться на регламентирующих документах, таких, как:

• Общероссийский классификатор профессий рабочих, долж­ностей служащих и тарифных разрядов;

• тарифно-квалификационные характеристики общеотрасле­вых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих.

Свое конкретное выражение требования к должности долж­ны находить во внутри организационных регламентирующих до­кументах:

• описание работы или должности (должностная инструкция), включающее в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должно­сти или рабочего места;

• спецификация работы, отражающая личностные характе­ристики, необходимые для работы;

• квалификационная карта, включающая сведения об общем и специальном образовании, навыках работы;

• карта компетенции («профиль» идеального сотрудника), опи­сывающая личностные характеристики, способности к выполнению тех или иных функций, типы поведения и социальных ролей и т.п.

Исследование внешней и внутренней среды организации.Пред­метом исследования в данном случае являются факторы или усло­вия, в которых происходит производственная деятельности орга­низации. Значение исследования условий среды определяется его влиянием на подготовку мероприятий: по взаимодействию с рын­ком труда, по развитию персонала внутри организации, по ком­муникативным связям как внутри, так и вне организации.

Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но долж­на учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинг персонала, мож­но отнести следующие факторы, представленные в табл. 13.

Под внутренними факторами понимаются такие факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воз­действию со стороны организации.

Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности области персонала. Анализ внешней и внутрен­ней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда.

Изучение рынка труда.Предмет изучения рынка труда - весь предназначенный к использованию потенциал рабочей си­лы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.

Существенные направления анализа внешнего рынка труда представлены далее; структура рынка труда, в том числе сек­торная, региональная, возрастная, квалификационная, про­фессиональная; мобильность рабочей силы; источники покры­тия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда; стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет уста­новить количественное и качественное состояние таких пара­метров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.

Исследование внутреннего рынка труда направлено на по­крытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников.

Таблица 13

Наши рекомендации