Оценка эффективности действующей стратегии

Нельзя принимать решения по поводу будущей стратегии, не имея четкого представления о состоянии организации и оценки ее текущей стратегии. Если у организации нет стратегии, то у ней нет продуманного плана действий, нет путеводителя и единой программы достижения желаемых результатов. Стратегия должна охватывать все основные функции управления и структурные подразделения по всем функциональным видам деятельности организации: операции (производство), финансы, маркетинг, человеческие ресурсы, НИОКР. Каждому подразделению должна быть определена своя роль в этой стратегии.

Для оценки эффективности действующей стратегии необходимо определить, в какой мере она соответствует миссии и целям и какое место занимает в отрасли, сколько имеет каналов и уровней распределения, на какие географические рынки и группы потребителей ориентируется, какие использует формы продвижения товаров.

Анализ стратегии проводится по всем функциональным видам деятельности организации: производство, маркетинг, финансы, НИОКР и человеческие ресурсы. Определяется их полнота, логическая обоснованность, внутренняя согласованность и ситуационная взаимосвязанность с условиями внешней среды организации. Кроме того, учитываются рыночная доля, деловая репутация организации среди потребителей, ее имидж, в каких областях она является лидером (в росте объема продаж, технологии, инновациях, качестве товара, в издержках, низких ценах, в обслуживании потребителей и т. д.). Лучшим доказательством эффективности действующей стратегии организации является анализ результатов ее финансовой деятельности за последние годы.

Финансовое состояние организации определяется на основе анализа форм 1, 2 и 5 бухгалтерской отчетности. Для анализа составляется агрегированный баланс, на основе которого рассчитывается система показателей, характеризующих устойчивость финансового положения, эффективность использования средств и текущую платежеспособность организации. Кроме того, учитываются размеры и деловая репутация организации. С помо­щью балльной оценки и оценки значимости каждой группы показателей устанавли­вается рейтинг организации, в зависимости от которого дается характери­стика ее финансового состояния.

Составление агрегированного баланса организации

Агрегированный баланс (АБ) составляется путем группировки показа­телей баланса организации (форма 1) и представляется в виде таблицы 2.8.

Таблица 2.8

Агрегированный баланс организации

Группировка статей актива и пассива На начало периода На конец периода Рост, %
абсолют­ная вели­чина в процентах к итогу абсолют­ная вели­чина в про­центах к итогу
1. Быстро реализуемые активы (денежные сре­дства и краткосрочные финансовые вложения). 2. Средне реализуемые активы (дебиторская за­долженность, прочие оборотные активы). 3. Итого            

Окончание табл. 2.8

Группировка статей актива и пассива На начало периода На конец периода Рост, %
абсолют­ная вели­чина в процентах к итогу абсолют­ная вели­чина в про­центах к итогу
4. Медленно реализуемые активы (запасы и затраты). 5. Итого текущие (лик­видные) активы. 6. Трудно реализуемые активы (основные сред­ства и нематериальные активы). 7. Убытки (прошлых лет и отчетного периода)          
8. Итого актив баланса   100 %   100 %  
9. Краткосрочные пассивы: • в том числе кредиты и краткосрочные займы, • кредиторская задолженность, • прочие из раздела 9. 10. Долгосрочные пассивы. 11. Постоянные пассивы (источники собственных средств)          
12. Итого пассив балан­са   100 %   100 %  

Расчет показателей устойчивости финансового положения,
эффективности использования средств и их ликвидности

На основании данных АБ и формы 2 (Ф2) бухгалтерской отчет­ности рассчитывается система показателей, которая харак­теризует:

1. Устойчивость финансового положения (табл. 2.9).

2. Эффективность использования средств (табл. 2.10).

3. Текущую платежеспособность (ликвидность средств) (табл. 2.11).

Таблица 2.9

Расчет показателей устойчивости
финансового положения предприятия

Наименование показателей Экономическое содержание Метод расчета Рекомен­дуемые нормы
Коэффициент автономии – К1 Отношение собствен­ного капитала к стои­мости активов ст. 11 АБ К1= ––––––––– ст. 8 АБ 0,5
Коэффициент мобильности средств – К2 Отношение мобильных средств к немобиль­ным средствам ст. 5 АБ К2= ––––––––– ст. 6 АБ 0,5
Коэффициент маневренности средств – К3 Отношение разницы мобильных средств и краткосрочных обязательств к мобильным средствам ст. 5 АБ – ст. 9 АБ К3 = ––––––––––––––– ст. 5 АБ 0,2
Обеспечен­ность задол­женности собственным капиталом – К4 Отношение собственного капитала к сумме долгострочной задолженности по кредитам, займам и долгосрочной кредиторской задолженности ст. 11 АБ К4 = ––––––––––––– ст. 9 АБ (кроме прочих) 1,0
Обеспечен­ность долго­сроч­ной задолженности собственным капиталом – К5 Отношение собственного капитала к сумме долгосрочной задолженноти по кредитам, займам и долгосрочной задолженности ст. 11 АБ К5 = ––––––––––– ст. 10 АБ 4,0

Таблица 2.10

Наши рекомендации