Пути повышения эффективности производства продукции животноводства

Резервы увеличения эффективности продаж и как следствие увеличение суммы прибыли определяются по каждому виду продукции животноводства. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (см. рис. 1)

Резервы увеличения суммы прибыли
         
Увеличение объема реализации продукции   Повышение цен   Снижение себестоимости товарной продукции
       
   
Повышение качества товарной продукции   Поиск более выгодных рынков сбыта   Реализация в более оптимальные сроки
               

Рис. 1 Источники увеличения прибыли от реализации продукции

Рост объема производства продукции животноводства, а, следовательно, и реализации, может быть обеспечен как за счет увеличения среднегодового поголовья животных, так и за счет роста продуктивности животных. Это может быть достигнуто за счет рационального обслуживания животных, совершенствования форм и методов организации производства, управления и т.д. Одним из эффективных, но мало используемых в сельском хозяйстве путей повышения эффективности деятельности предприятия является совершенствование продвижения товара на рынок.

Экономическая целесообразность применения концепции маркетинга в аграрных структурах направлена на эффективное использование ресурсов, производство конкурентоспособной продукции, выгодное товародвижение, получение максимальной коммерческой отдачи. Применение маркетинговой деятельности в агробизнесе определяется развитием связей между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, где важное значение приобретает взаимная заинтересованность всех партнеров агробизнеса в получении конечного результата. Важное внимание при этом отводится не только правильной формулировке цели и задач в рыночном управлении.

Совершенствование маркетинговых отношений в сельскохозяйственных организациях будет способствовать стабилизации и развитию хозяйственных связей и экономики в условиях конкурентной среды.

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.

Развитие производства молока, как наиболее экономически рентабельного вида продукции даст возможность анализируемому хозяйству более полно использовать резервы, позволит увеличить рентабельность, прибыль и окупаемость затрат. Выгодное положение анализируемого предприятия перед конкурентами может позволить хозяйству расширить свое производство, осваивать новые пути реализации и переработки продукции.

На наш взгляд необходимо уменьшить количество звеньев в «цепочке» движения сельскохозяйственной продукции от поля (фермы) до конечного потребителя. Отсюда можно говорить о необходимости развития в сельском хозяйстве перерабатывающей отрасли.

Современные условия хозяйствования диктуют необходимость самому предприятию заниматься процессом розничного сбыта своей продукции.

От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить положение данного вида продукции на рынках сбыта.

Одним из направлений освоения этих резервов является создания на предприятии маркетингового отдела, осуществляющего поиск наиболее выгодных каналов реализации продукции и стимулирование продаж.

Существует несколько путей повышения конкурентоспособности продукции. К ним относится: снижение цены реализации, улучшение качества продукции, улучшение упаковки, рекламная деятельность.

Продвижение продукции на рынке требует дополнительных денежных затрат. Для продвижения молока достаточно эффективно себя проявляет себя розничная продажа молока на рынках и с передвижных точек продажи. Эта деятельность требует денежных затрат на заработную плату водителям, продавцам, на горючее и так далее в сумме примерно 200 тысяч рублей в год. Так же в Орловском регионе достаточно эффективна торговля на ярмарках достаточно часто проводимых администрацией области. Затраты на участия в таких мероприятиях складываются из транспортных расходов, расходов на оформление своего торгового места, заработной платы персоналу и общехозяйственных затрат.

Проведем анализ предлагаемой системы повышения эффективности продажи молока ЗАО «Славянское» за счет мероприятий по его продвижению на рынок. Роль производства зерна в экономике предприятия в отчетном году

Показатели Года Предприятие в целом Отрасль растениеводства В том числе
зерно
Выручка от продажи, тыс. руб.
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.
Производственные затраты тыс. руб.
Затраты труда, тыс. чел-час
Прибыль+(убыток -), тыс. руб.

Роль производства молока в экономике предприятия в отчетном году

Показатели Года Предприятие в целом Отрасль животноводства В том числе
молоко
Выручка от продажи, тыс. руб.
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.
Производственные затраты тыс. руб.
Затраты труда, тыс. чел-час
Прибыль+(убыток -), тыс. руб.

По данным таблиц можно сделать вывод, что выручка от продаж по предприятию (на 35,31% и составила 145129 тыс. руб.), в целом по растениеводству (на 39,97 % и составила 15668 тыс. руб.) , а в том числе и зерна (на 4193 тыс. руб. и составила 5544 тыс. руб.) возросла в течении анализируемых периодов( 2006 – 2008 года). Тоже самое произошло и с выручкой как в целом по животноводству (на 40,54% и составила 127419 тыс. руб.), так и по молоку отдельно(на 25139 тыс. руб. и составила 42873 тыс. руб.).

Соответственно произошел рост полной себестоимости проданной продукции по предприятию и она составила 108993 тыс. руб., в целом по растениеводству (на 145,88 % и составила 11645 тыс. руб.) , а в том числе и зерна (на 1571 тыс. руб. и составила 2328 тыс. руб.)

Следовательно увеличилась и полная себестоимость проданной продукции как в целом по животноводству и составила 94279 тыс. руб.), так и по молоку отдельно(на 14636 тыс. руб. и составила 23523 тыс. руб.).

Производственные затраты в целом по предприятию сократились на 27,90 % и составили в отчетном году 87796 тыс. руб.

Однако в отрасли растениеводства ( на 48,19%), животноводства ( на 49,23%), а в том числе по зерну ( на 36,82%) и молоку (на 164,81 %) увеличились.

Затраты труда по предприятию в целом снизились и составили в отчетном году 34 тыс. чел.-час. по сравнению с 2006 годом 40 тыс. чел.-час. Можно предположить, что это связано с НТП, покупкой нового более современного оборудования и т.д. Также они снизились в целом по растениеводству ( с 28 до 26 тыс. чел.-час.) и животноводству (с 140 до 133 тыс. чел.-час.). Однако по зерну( на5,88%) и молоку(на 20 %) в отдельности они увеличились.

Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Прибыль по предприятию в целом увеличилась на 3,65%. В отрасли растениеводства наоборот она снизилась на 37,68%, т.е. произошел убыток, напротив, в том числе по зерну на 2622 тыс. руб. произошло увеличение прибыли с она составила 3216 тыс. руб.Прибыль как по животноводству в целом( на 3774 тыс. руб.) так и по молоку ( на 118,72%) увеличилась.

Из выше полученных данных можно сказать, что производство молока играет большую роль, чем производство зерна за анализируемый период времени ( с 2006 по 2008 года).

По данным таблиц видно, что использование предлагаемой методики реализации позволит получить прибыли гораздо больше существующей. У ЗАО «Славянское» существуют огромные резервы для улучшения эффективности продажи своей продукции.

Таким образом, для дальнейшего развития безубыточного производства ЗАО «Славянское» необходимо обратить внимание исходя из проведенного анализа на факторы влияющие на увеличение, а прежде всего на факторы снижающие объем получаемой прибыли и разработать необходимые методы ликвидации последних.

На прибыль в изучаемом хозяйстве негативное влияние оказывает увеличение себестоимости производимой продукции. Для того, чтобы предприятие не несло убытком и работало рентабельно необходимо внедрять ресурсосберегающие технологии, более рациональные формы организации и оплаты труда.

Выводы и предложения.

Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности предприятия как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, внедрения рекомендаций по повышению эффективности предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.

Для получения правильных выводов о результатах хозяйственной деятельности в ЗАО «Славянское», сопоставлялись средние данные за 2006 – 2008 годы.

Данное предприятие имеет углубленную специализацию в области животноводства, так как удельный вес выручки от реализации этой продукции в общей сумме выручки наивысший. Кроме молока, мяса предприятие производит зерновые. Выручка от реализации продукции животноводства имеет довольно высокий удельный вес в общей выручке ( в 2008 году 89,05%), в основном за счет производства молока (29,96%) и мяса (58,4%).

При анализе хозяйственной деятельности предприятия так же выяснилось, что оно рентабельно и работает с прибылью, которая к 2008 году заметно возросла (на 18,42% в 2008 году, по сравнению с 2006 г.).

Имеет место и увеличение себестоимости продукции (на 50,56% в период с 2006 по 2008 года), так как произошло увеличению затрат практически по всем статьям (на корма, оплату труда, нефтепродукты, амортизацию).

Затраты предприятия в 2008г. выше затрат в 2006г. на 33969 тыс. руб. Увеличение затрат состоялось по материальным затратам (на 28125тыс. руб. или 40,79%), отчислениям на социальное страхование ( на 1066тыс. руб. по отношению к структуре затрат), амортизации (на 2079 тыс. руб. ), кормов (на 4352 тыс.руб.) Наибольшее увеличение затрат произошло по статье материальных затрат .

Таким образом, фактическая себестоимость всей произведенной продукции в 2008 году выше уровня 2006г. на 36600 тыс. руб., или на 49,43%.

Значительные резервы также лежат в области экономии материалов, а также снижении их расхода. Улучшение ситуации с контролем качества продукции, повышение квалификации рабочих позволит предприятию сократить затраты.

В животноводстве 70% составляет кормовая база. При достижении высокого урожая, снизится себестоимость животноводства, а следовательно произойдет увеличение прибыли.

Здесь также играет фактор правильности уборки и сбора урожая, приобретения более современной техники, достижения более качественной продукции, чтобы добиться более высокий цен реализации.

Достичь повышение эффективности в животноводстве можно также, увеличив суммы расходов на медикаменты, покупки ГСМ и семян, удобрения и на корма. Так же прибыльность предприятия зависит от эффективной работы менеджеров, нужно знать, где можно купить более качественные семена, ГСМ, удобрения , корма и т.д. и по более выгодной цене.

Производственная себестоимость получилась больше себестоимости проданной продукции, так как предприятие не стало реализовывать всю произведенную продукции, оставив ее на следующий год или про запас.

Только комплексное исследование повышения эффективности производства продукции , отдельных затрат позволяет достичь предприятию экономического эффекта, увеличения прибыли и конкурентоспособного положения на рынке.

Список литературы.

1. Амерханов Х. Интенсификация выращивания и откорма молодняка- важнейший резерв увеличения производства говядины/ Х.Амерханов// Молочное и мясное скотоводство.-2001.-№2.-с.2-4.

2.Гордеев, А. Наращивать производство животноводческой продукции // Экономика сельского хозяйства России. – 2004. – N1. – С. 3-4.

3. Добрынин В.А., Беляев А.В., Дунаев П.П. и др. Экономика сельского хозяйства./ Под ред. Добрынина В.А. –М: Агропромиздат, 1998. -476 с.

4. Залепухин А., Каюмов Ф. Мясное скотоводство предстоящего дясятилетия/А. Залепухин// Молочное и мясное скотоводство.- 2001.- №6.- с.11.

5. Зубриянов Ф. Высококачественная говядина- Пензенский вариант/ Ф.Зубриянов, В. Лященко, З. Бахтеева// Молочное и мясное скотоводство. – 2001. -№8.- с. 23-24.

6. Киселёва Е.Б. Рынок мяса и мясопродуктов в 2003 году//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2003.- №3.-с.52-55.

7. Мадисон В. В помощь «новому» скотоводству/ В. Мадисон, Л. Мадисон// Мясное и молочное скотоводство.-2003.-№4.-с.10-16.

8. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве. Т.1.Ч.1. Бухгалтерский финансовый учёт: Учебник.-4-е изд.,перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 480 с.

9. Рафикова Н. Об анализе себестоимости сельскохозяйственной продукции // Экономист. – 1996. – №5. – с. 92-94.

10. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс.-2-е изд., испр.- М.: ИНФРА-М, 2003.- с.303. 11.Трегубов В.А. Обзор состояния и прогноз производства продукции животноводства на 2003 год // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2003.- №3.- с.55-58.

12. Федеральный закон « О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993.-№ 5155-1.

13. Черекаев А., Бельков Г. Состояние мясного скотоводства и перспективы его развития / А. Черекаев // Молочное и мясное скотоводство.- 2001. - №6. – С.3-5.

14.Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд./ Под ред. Е. Кантора. - СПб.: Питер ,2007. -400 с.: ил.- ( Серия «Учебник для вузов»).

15. Экономика сельского хозяйства. И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И куликов и др./ Под ред. И.А. Минакова-М.: Колос.-2002.- 328 с.: ил.

Основным показателем экономической эффективности производства продукции являются следующее отношение.

Э = ВП / (Пз + Кфос) (1.4.1.)

где Э – эффективность производства,

ВП – валовая продукция,

Пз – текущие производственные затраты,

Фос – основные фонды.

В 2008 г эффективности производства продукции составила 0,39 (Э =51179/ 121765 + 6629,5=0,39

Одним из путей повышения экономической эффективности производства продукции является увеличение валовой продукции

Рост производства продукции животноводства может быть достигнут путём увеличения его поголовья.

Пути повышения эффективности производства продукции животноводства - student2.ru

Отсюда,

валовая продукция = продуктивность головы × численность поголовья

при том же уровне продуктивности головы(107,2 прод./гол.), увеличим численность поголовья до 600 голов

х = 107,2 × 600 = 64320 прод.

Э =64320/ 121765 + 6629,5=0,5

Еще один путь снижение производственных затрат. Снизим затраты до 118000, тогда эффективность производства при уровне валовой продукции 2008 года составит 0,41.

Наши рекомендации