Определение грузооборотов предприятия, маршрутов транспорта и потребного количества транспортных средств

Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и последующей организации их работы необходимо определить грузооборот завода, цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов.

Грузооборотом завода или цеха называется число груза, подлежащее перевозке за определенный период времени (год, квартал, месяц, сутки, смена).

Грузовым потоком называется число грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки.

Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков.

Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов; в каждой из них указываются пункты, наименование и количество груза.

Расчет грузооборота завода производится на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и грузовых потоков и служит основой для расчета количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (табл. 9). Схемы маршрутов могут быть различными.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, и двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными (одно- или двухсторонними), рис. 25.

Таблица 9

Шахматная ведомость грузопотоков

Куда Откуда Ст. ж/д Общ. за-вод. скл. Цех №1 Цех№2 Цех№3 Склад отходов Итого вывезли
Ст. ж/д - - - - -
Общ. за-вод. Скл. - - -
Цех №1 - - - -
Це№2 - - - -
Цех№3 - - - - -
Склад отходов - - - - - - -
Итого поступит


Рис. 25. Схема маршрутов

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся грузом (рис. 26).



 
   


Рис. 26. Схема кольцевого маршрута

На основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производится выбор транспортных средств и расчет их потребности.

Число транспортных средств, необходимых для внешних и межцеховых перевозок, может быть определено по одной из формул:

а) односторонний маятниковый маршрут движения:

(127)

где Nj — количество изделий j-ого типоразмера (наименования), перевозимых в течение планового (расчетного) периода, шт.; Qшт.j — вес единицы изделия j-ого типоразмера изделия, кг; q — грузоподъемность единицы транспортного средства; Кис — коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства; Fэ — эффективный фонд времени работы единицы транспортного средства, для односменного режима, ч.; Ксм – число рабочих смен в сутки; L — расстояние между двумя пунктами маршрута, м.; Vср — средняя скорость движения транспортного средства, м/мин; tз, tp — время на одну погрузочную и разгрузочную операцию за каждый рейс, мин.; j=1, n — номенклатура перевозимых изделий.

б) двухсторонний маятниковый маршрут движения:

(128)

Для кольцевых перевозок:

а) с нарастающим грузопотоком

(129)

б) с затухающим грузопотоком

(130)

в) с равномерным грузопотоком

(131)

где Кпр – число погрузочно-разгрузочных пунктов; L’ - длина всего кольцевого маршрута, м.;

Количество груза перевозимого за одну смену определяется по формуле:

(132)

где Др - число рабочих дней в году; Ксм - число смен в сутки; - годовой грузооборот на данном маршруте, кг, т.; Кн - коэффициент неравномерности перевозок (принимается Кн=0,85).

Время пробега транспортного средства по заданному маршруту определяется по формуле:

(133)

Расчет времени, затрачиваемого транспортным средством при прохождении одного рейса:

или (134)

Расчет количества рейсов, совершаемых единицей транспортного средства за сутки, производится по формуле:

(135)

где Кви - коэффициент использования фонда времени работы транспортного средства.

Производительность одного рейса определяется по формуле:

(136)

Количество транспортных средств для внутрицеховых перевозок может быть определено по одной из приведенных формул.

4.3.3. Организация, планирование и диспетчирование работы транспортного хозяйства

Организация работы транспортного хозяйства предприятия определяется планом производственно-хозяйственной деятельности.

Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плата (транстехплана) с разбивкой по кварталам.

Транстехплан, как правило, включает: а) производственную программу выпуска продукции заводом б) план по труду; в) лимиты материально-технического обеспечения; г) план по себестоимости транспортных работ; д) план организационно-технических мероприятий; е) сводку технико-экономических показателей.

При разработке транстехплана определяются: грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ, потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах (шахматная ведомость, грузовые потоки и расчеты потребности в транспортных средствах); потребность в кадрах и фонды заработной платы; потребность в топливе (горючем) и смазочных материалах; объемы ремонтных работ и потребность в материалах и запасных частях; цеховые расходы (смета затрат).

Кроме того, составляется смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг. Себестоимость транспортных услуг определяется в виде двух показателей: себестоимости транспортировки 1 тонны груза и себестоимости погрузки и выгрузки 1 тонны груза.

Расчеты по транстехплану производятся на основании технически обоснованных норм работы транспортных средств, материальных затрат и других плановых нормативов. Услуги транспортного цеха, оказываемые другим цехам, рассчитываются по цеховой себестоимости. Работы, выполняемые транспортным цехом для своего хозяйства, оцениваются, исходя только из статей основных расходов, без включения цеховых и общехозяйственных расходов.

Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в составлении месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основании квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, складов, отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.

В зависимости от типа производства организация и сменносуточное планирование транспортных работ изменяются.

В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми согласно шахматной ведомости. Это позволяет организовать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств - по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).

В серийном производстве, грузопотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день, указывая в нем распределение транспортных средств по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику.

В единичном и мелкосерийном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, складов и отделов.

Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.

Диспетчирование транспортной работы заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов. В своей работе транспортный диспетчер тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. Техническими средствами диспетчера транспортного хозяйства являются диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др. средства.

Оперативное регулирование (диспетчирование) сводится к наблюдению за выходом на линию определенного, графиком и сменно-суточными заданиями, количества транспортных средств, к контролю за выполнением суточного плана перевозок, к ликвидации аварий, замене транспорта в случае поломок.

Оперативный учет по работе транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.

В сводку технико-экономических показателей включаются

1) коэффициент использования парка транспортных средств по времени (число часов фактической работы парка, деленное на фонд рабочего времени парка);

2) коэффициент использования пробега (пройденное расстояние с грузом в км, деленное на полный пробег с грузом и порожняком);

3) коэффициент использования тоннажа (фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на номиналь — амортизация оборудованияную грузоподъемность, умноженную на число ездок;

4) стоимость 1 машино-часа:

(137)

где - зарплата с начислениями обслуживающего персонала; - амортизация оборудования; R- текущий ремонт оборудования; e - энергоресурсы (топливо); М -материалы (смазочные, обтирочные и др.); - прочие расходы (связанные с уходом и надзором).

5) себестоимость переработки 1-ой тонны груза:

(138)

где Q - количество тонн груза перевозимого за 1 час.

6) расход энергии (топлива) — нормы и отклонения.

7) расход смазочных и обтирочных материалов — нормы и ОТК.

Наши рекомендации