Расчёт тарифных ставок рабочих-строителей по данным статотчетности

В отличие от реального и фактического ФОТ, которые относятся к категории индивидуальных показателей, статистические показатели з/потражают среднерегиональный уровень, учитывают условия и особенности оплаты труда в регионе. Статистические тарифные ставки усредняют размер з/п рабочих, по большинству подрядных организаций на данной территории за отчетный период времени. Тарифные ставки на базе статнаблюдений являются ориентиром для инвесторов, заказчиков и других участников строительства в процессе согласования договорных тарифов на оплату труда.

Основой для определения статистических тарифных ставок являютсярезультаты работы территориальных комитетов госстатистики. Данные подготавливаются и публикуются в бюллетенях о средней з/п 1-го рабочего, начисленной за отчетный период по формам П-4 и 3-Ф «Сведения о численности, з/п и движении работников». При использовании статпоказателей оплаты труда, подготовленных теркомитетом по статистике, следует учитывать некоторые особенности сбора, обработки и публикации статинформации:

1. Методика и порядок получения и использования данных едины в РФ, поэтому результаты расчетов в различных регионах сопоставимы.

2. Показатели средней з/п принимаются без выплат социального характера и не входят в фактический ФОТ (эти выплаты составляют примерно 2% от средней з/п).

3. Данные статотчетности по отрасли «строительство» могут включать показатели по проектным органиациям.

4. Средняя номинальная з/п должна приниматься по неизменному кругу стройорганизаций – крупных, средних, малых.

5. В статистические показатели средней з/п рабочих, используемые в сметном ценообразовании, не должны включаться данные по строительству, выполненному хозспособом.

При изменении базы формирования статинформации необходимо корректировать публикуемые данные путем разработки коэффициентов приведения разновременных показателей к сопоставимому виду.

Данные статистических бюллетеней об оплате труда рабочих представляются в виде абсолютных значений средней з/п 1-го рабочего за месяц и % к предыдущему периоду.

Для применения в сметных расчетах целесообразно определять норматив статистического ФОТ, рассчитанный на обобщенный измеритель (Нсфот – в руб/чел-час):

Ст с.фот. = ЗПср.мес/Тмрас., где

ЗПср.мес– средняя з/п 1-го рабочего в строительстве данного региона за текущий месяц (по данным комитета статистики) – руб/мес; (2006 г.-7700 руб., 2007 г. – 9850 руб., 2008 г. – 11900 руб.).

Тмрас., – расчетный фонд рабочего времени за текущий месяц (ч/мес.).

По расчетным данным тарифов з/п рабочих за последний отчетный год проектируются прогнозные тарифы оплаты труда за текущий год. Текущей ценой для проектирования сметного фонда оплаты труда рабочих является средняя тарифная ставка оплаты труда 1-го рабочего-строителя в расчете на 1 час (день, смену, месяц) рабочего времени.

Рекомендуется использовать в сметных расчетах универсальныйнорматив – часовые тарифные ставки (руб/чел-час). Этот показатель можно преобразовать в нормативы на другие единицы измерения времени (специализированные и средние). В то же время, если за основу взять нормативы на длительный период (день, месяц), то производные от них рассчитываются со значительным усреднением базы расчета и неизбежной ошибкой округления.

Особенности: 1) Статистические показатели в экспресс-информациях отражают величину ФОТ из всех источников: нормативных, премиальных, компенсационных. 2) В статотчетность включается з/п рабочих по всем работам основного и вспомогательного производства, работы по временным зданиям и сооружениям и работы, относящиеся к накладным расходам, все доплаты, премии и компенсации по условиям труда и договора стройподряда за отчетный период. 3) Статотчетность отражает средние данные об оплате труда за отчетный период по всем рабочим специальностям, независимо от профессионального уровня рабочих. Поэтому расчетные тарифные ставки, используемые в сметных расчетах, определяются искусственными приемами и слабо отражают действительную стоимость труда квалифицированных стройрабочих разных специальностей.

По отчетным данным статистических наблюдений можно выявить динамику измерения уровня з/п в целом по отрасли «строительство» в регионе. Определить в сегодняшних условиях различия в оплате труда рабочих разных специальностей и различной квалификации невозможно ввиду несовершенства и практической деятельности статкомитетов.

Результаты государственного статнаблюдения допускается использовать без ограничения для планирования и управления бюджетными капвложениями. Для независимых инвесторов и подрядных стройорганизаций ориентирование на статистический уровень оплаты труда может привести к серьезным ошибкам при финансировании и осуществлении строительных проектов. С высокой степенью достоверности при определении договорных тарифных ставок оплаты труда рабочих могут применяться показатели темпов роста з/п как по региону, так и по отдельным отраслям промышленности.

Наши рекомендации