Порядок формирования и распределения прибыли

Получение прибыли — непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы — объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость — обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития [11, с.47].

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно [15, с.394].

Расчет налогооблагаемой (расчетной) прибыли производится в такой последовательности. Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия.

Основную часть валовой прибыли предприятия получают от реализации товарной продукции путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов затрат на производство. В состав валовой прибыли входит также прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между продажной ценой и остаточной стоимостью [27, с.34].

Важным элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но значение, которых усиливается в условиях развития предпринимательства.

Исчисленная в установленном выше порядке валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли.

В приложении А представлены: факторы формирования показателей прибыли в процессе распределения.

Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы. Балансовая прибыль — финансовый результат от всех видов деятельности предприятия. Состоит из прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыли от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях, штрафы, пени, неустойки полученные и уплаченные и др.).

Формирование и распределение прибыли строится по следующей схеме:¾ прибыль от выпуска продукции (в оптовых отпускных ценах) равно (объем товарной продукции) минус (себестоимость);¾ прибыль от реализации продукции или услуг равно (прибыль от выпуска) плюс, минус (прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции);¾ прибыль валовая, или по отчету минус балансовая прибыль равно (прибыль от реализации) плюс, минус (результаты от прочей реализации) плюс, минус (внереализационные результаты);¾ прибыль расчетная, или налогооблагаемая прибыль равно (прибыль валовая) минус (рентные платежи) минус (прибыль, не облагаемая налогом или облагаемая в особым порядке) минус (резервный фонд предприятия);¾ прибыль чистая равно (прибыль валовая) минус (налог на прибыль) минус отчисления в централизованные фонды).

Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется по его усмотрению на потребление, накопление и развитие, в том числе на инвестиции. Известны три метода формирования прибыли прямой метод, или метод прямого счета. Этот метод предполагает как глобальный расчет прибыли — по всему объему выпуска (реализации) продукции или услуг, так и локальный — по каждому виду товара или ассортиментной группе с последующим суммированием согласно объему производства;¾ нормативный метод, оценивающий массу прибыли по коэффициенту рентабельности (незаменим для оптимизации ассортимента по критерию рентабельности продукции);¾ контрольный или экономический, или аналитический (факторный) метод, применимый и как контрольный, и как самостоятельный, предпочтительный в условиях инфляционной нестабильности.

Балансовая прибыль предприятия состоит из четырех частей:¾ прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в отпускных ценах (валовым доходом) и фактической себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг), налогами во внебюджетные фонды (жилищный фонд, фонд поддержания сельского хозяйства), налогами на добавленную стоимость, акцизами;¾ прибыль (убыток) от реализации, ликвидации и прочего выбытия основных средств, от реализации МБП и нематериальных активов рассчитывается как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами, связанными с их реализацией и налогом на добавленную стоимость;¾ прибыль (убыток) от реализации материальных ценностей и других активов – это разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и затратами на их приобретение, реализацию и налогом на добавленную стоимость;¾ прибыль (убыток) от внереализационных операций. К ним относятся суммы полученных (уплаченных) штрафов, пени, неустойки и других экономических санкций; прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия; потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; убытков от стихийных бедствий; убытков от недостач или порчи объектов основных средств (при отсутствии виновных); прочих доходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Вопрос 37

Принципы налогообложения

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Вопрос 38

Расчётно-кассовое обслуживание (РКО) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – одна из основных функций банка. Это комплекс услуг по хранению, перемещению и регистрации движения финансовых средств компаний.

Правовое регулирование

Порядок осуществления российскими банками расчётно-кассового обслуживания юридических лиц регламентируется следующими правовыми нормами:

ФЗ «О банках и банковской деятельности»,

Гражданский кодекс РФ,

ряд Положений Центробанка РФ.

Помимо этого, соответствующие взаимоотношения между банком и его клиентом регулируются посредством подписанного обеими сторонами договора об РКО. Заключить такой договор с выбранным банком имеет право любая коммерческая и некоммерческая организация вне зависимости от формы собственности, имеющая статус юрлица или предпринимателя. Открыв расчетный счёт в рублях или иностранной валюте (долларах, евро), его владелец может распоряжаться средствами для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности (именно этим счёт расчётный отличается от текущего).

В рамках договора банк берёт на себя обязанность по хранению денежных средств клиента, своевременному зачислению поступающих сумм, их перечислению и выдаче по распоряжению руководства предприятия, а также по оперативному, корректному совершению прочих действий, определённых договором и не противоречащих законодательным нормам.

Из чего состоит расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц?

Комплекс услуг, предоставляемых по договору РКО, заключается в следующем:

обеспечение оперативного, бесперебойного движения денежных потоков клиента;

проведение операций с валютой;

приём/выдача наличных денежных средств.

Выполнение этих задач осуществляется разными способами с применением специальных финансовых инструментов, главным и основным из которых является расчётный счёт. Только после его открытия могут быть доступны другие банковские продукты по обращению финансов.

Безналичные операции

Расчётно-кассовое обслуживание безналичных операций – это:

обеспечение оперативного выполнения поручений клиента;

систематическое информирование о поступлении/выбытии денежных средств;

подготовка и выдача итоговых результатов финансовых операций (выдача выписок).

Для управления финансами банки предоставляют пакет услуг – основных и дополнительных, – из которых предприятие самостоятельно выбирает необходимые и наиболее удобные.

Компания взаимодействует с кредитным учреждением посредством передачи ему поручений на проведение действий с денежными средствами. Для этого существует два способа.

Классический – передача распоряжений на бумаге лично или через доверенное лицо. Так как для этого затрачивается время на поездку в офис банка, то постоянно им пользуется малое число предприятий.

Онлайн-банкинг – метод управления финансами, основанный на дистанционном представлении (через интернет) платёжных поручений/требований. Этот способ предпочитают большинство организаций.

Каждый из них имеет свой тариф и отдельно указывается в договоре на РКО.

Получив распоряжение компании (любым способом) на совершение платежа, банк выполняет его по условиям заключённого между ними стандартного соглашения, то есть согласно общему режимному графику. По желанию клиента после подписания специального договора к типовому комплекту РКО добавляется дополнительная функция – осуществление расчётов с поставщиками по системе Банковских Электронных Срочных Платежей (БЭСП). То есть финансовое учреждение за отдельную плату выполняет поручения клиента сразу в момент их поступления, а не по общему режиму, установленному внутренними правилами.

Валютные операции

Если компания желает осуществлять деятельность не только в рублях, то ей необходимо открыть валютный счёт, точнее, три: текущий (для распоряжения имеющейся у юрлица иностранной валютой), транзитный (для учёта поступающей выручки) и для учёта приобретенной на внутреннем рынке иностранной валюты.

В состав услуг по РКО валютных счетов входит:

приобретение/реализация валюты по поручению компании;

продажа обязательной части валютной выручки;

конверсионные операции;

перечисление/получение средств в инвалюте по экспортно-импортным сделкам клиента.

Эквайринг/Интернет-эквайринг

Если предприятие находится на расчётно-кассовом обслуживании в кредитном учреждении, ему может быть доступна (после подписания отдельного договора) услуга по приему банковских карт для оплаты товаров в торговой точке – эквайринг. Финансовая организация, осуществляющая такую деятельность, называется банком-эквайером. При этом она должна не только установить соответствующее оборудование в магазине, но и своевременно проводить все мероприятия, связанные с использованием карт.

Аналогичная услуга предоставляется при приёме оплат с использованием платёжных карт в сети Интернет. В этом случае терминалы для считывания информации о карте заменяет специальная форма, которую заполняет покупатель, а деятельность называется интернет-эквайрингом.

Операции с наличными денежными средствами

После подписания договора на РКО организация может оформить в обслуживающем банке чековую книжку. Она служит для получения наличных денег на финансирование хозяйственной стороны деятельности компании, выдачу заработной платы, оплату поставщикам.

Альтернативой чековой книжке служит корпоративная банковская карта. Её оформление сопровождается открытием специального счёта, по которому кредитная организация ведёт реестр операций, выдаёт выписки с оборотами и остатками.

В состав РКО входит и приём наличных денег. Уполномоченный сотрудник предприятия вносит их на счёт, оформляя при этом приходный кассовый ордер.

Если предприятию систематически требуется вносить/получать большие суммы денег, то в целях безопасности оно может воспользоваться услугой инкассации, доступной после открытия расчётного счёта и подписания соответствующего договора.

Вопрос 39

Управление предприятием

Управление - это руководство, направление деятельности предприятия и его рабочего персонала.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленным действующим законодательством, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Составляющие

Планирование как установление целей предприятия на определенную перспективу, определение способов их достижения и ресурсного обеспечения;

Организация как упорядочение всех элементов, образующих в совокупности предприятие, обеспечение нормального порядка их функционирования;

Мотивация участников хозяйственной деятельности как процесс стимулирования их труда в направлении реализации поставленных целей;

Учёт и контроль как фиксация хозяйственных процессов (состояний) и отслеживание (с корректировкой) хода их движения.

Сердцевина управления

Сердцевина управления - управление рабочим персоналом, то есть координация (согласование) действий людей путем опоры на их интересы ради осуществления целей развития.

Методы управления

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационная структура

В организационной структуре управления выделяются прежде всего две схемы:

Централизованная система управления (наиболее ответственные решения принимаются на высшем уровне управления)

Децентрализованная (при которой права принимать важнейшие решения распределяются между различными уровнями оргструктуры.

Функции

Функции управления выполняет специальный слой работников - управляющие(менеджеры). В той части, в которой решения принимает непосредственно рабочий персонал предприятия или его подразделений, осуществляется самоуправление.

Вопрос 40

Организационная структура предприятия

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.

Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения (либо функциональные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.

Линейно-функциональные структуры управления используются в большинстве предприятий. Дивизиональная (или отделенческая) структура управления -наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).

Вопрос 41

Процесс планирования

Планированием называют процесс оптимального распределения ресурсов, необходимый для достижения поставленных целей и задач, а также совокупность процессов, которые связаны с их постановкой и реализацией. Планирование является неотъемлемой частью тайм-менеджмента (управления временем) и, при умелом применении, многократно повышают его эффективность.

В самой простой и официальной интерпретации планирование характеризуется следующими этапами:

Директивное планирование – подразумевает обязательное исполнение поставленных задач, всегда имеет конкретного адресата и характеризуется повышенной детализацией. В качестве примера можно назвать постановку задач, связанных с решением вопросов государственной/национальной значимости, работой на предприятиях и т.д.

Индикативное планирование – антипод первого: не подразумевает обязательного и точного исполнения, имеет более рекомендательный и направляющий характер. Данный вид планирования широко распространён в системе макроэкономического развития различных государств.

По срокам достижения целей

Краткосрочное (текущее) планирование – рассчитывается на период до 1 года и может состоять из планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полгода. Самый распространённый вид планирования. Применяется, как обычными людьми в процессе каждодневной жизни, так и руководителями различных организаций.

Среднесрочное планирование – рассчитывается на срок от 1 года до 5 лет. Данная форма планирования распространена в деятельности государственных учреждений, фирм и предприятий, но нередко применяется и стратегически-мыслящими людьми. В некоторых случаях может совмещаться с текущим планированием, что в комплексе является скользящим планированием.

Долгосрочное (перспективное) планирование – рассчитывается, как правило, на несколько (5, 10, 20) лет вперёд. Чаще всего этот вид планирования применяется на крупных предприятиях с целью выполнения задач социального, экономического, научно-технологического характера и т.д.

По содержанию плановых решений

Стратегическое планирование – в основном, является долгосрочным. С помощью него определяются основные направления в деятельности организаций: расширение деятельности, создание новых направлений, стимулирование рабочего процесса, изучение рынка и его сегментов, изучение спроса, особенностей целевой аудитории и т.д. Распространено в деятельности организаций.

Тактическое планирование – чаще всего является так же – долгосрочным. Основной его целью является создание необходимых условий для реализации возможностей, найденных посредством применения стратегического планирования. Как правило, тактическое планирование применяется при планировании экономического, социального, производственного развития организации. Распространено в деятельности организаций.

Оперативно-календарное планирование – завершающий этап стратегического и тактического планирования. Служит, главным образом, для реализации процесса достижения поставленных результатов. При помощи него конкретизируются все показатели, и организуется, непосредственно, работа организации. Оперативно-календарное планирование подразумевает определение времени выполнения поставленных задач, осуществление подготовки реализации процесса, ведение учёта, контроля и анализа процесса. Распространено в деятельности организаций.

Бизнес-планирование – служит для оценки целесообразности, актуальности и эффективности планируемых мероприятий. Составление бизнес-плана происходит очень тщательно, с учётом всевозможных показателей, возможностей, предложений и т.п. Распространено в деятельности организаций и работе бизнесменов.

Кроме рассмотренных видов планирования, учитывающих первостепенные аспекты, существуют и учитывающие второстепенные. Они, в свою очередь, различаются:

По степени охвата

Общее планирование – охватывает все детали контекста.

Частичное планирование – охватывает некоторые детали контекста.

По объектам планирования

Целевое планирование – подразумевает определение требуемых для достижения целей.

Планирование средств – подразумевает планирование необходимых для достижения результата средств (финансов, информации, персонала, оборудования и т.д.).

Программное планирование – подразумевает разработку необходимых для достижения результата программ.

Планирование действий – подразумевает определение необходимых для достижения результата действий.

По глубине

Агрегированное планирование – происходит с учётом общих параметров.

Детальное планирование – происходит с учётом всех деталей и особенностей.

По координации планов во времени

Последовательное планирование – подразумевает продолжительный процесс, который состоит из нескольких более мелких этапов.

Одновременное планирование – подразумевает единовременный непродолжительный этап.

По учёту изменения данных

Жёсткое планирование – подразумевает обязательное соблюдение заданных параметров.

Гибкое планирование - подразумевает возможность несоблюдения заданных параметров и появление новых.

По очерёдности

Упорядоченное планирование – подразумевает поочерёдное выполнение планов, одного за другим.

Скользящее планирование – подразумевает продление плана на последующий период после его завершения в текущем периоде.

Внеочередное планирование – подразумевает реализацию плана по мере появления в этом необходимости.

Вопрос 42

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще некоторые используют словосочетание «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики государства на 25 (одно поколение) или даже 50 лет (два поколения). Стратегическое планирование есть результат расчёта плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

Сущность

Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей — государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей.

Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.

Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни.

Стратегическое бизнес планирование

Сущность

Сущность стратегического бизнес планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период (целей), определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действий по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей.[3]

Преимущества бизнес-планирования

Стратегическое планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности предприятия, в том числе:

обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;

позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы в деятельности предприятия;

улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;

создает предпосылки для развития стратегического мышления и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;

способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;

обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия.

Вопрос 43

Технико-экономическое планирование (ТЭП)

Основным содержанием ТЭП является формирование целостной системы показателей деятельности фирмы. В этой связи разрабатываются различные по времени реализации планы, базирующиеся на изучении и анализе предшествующих периодов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, оценке и анализе внутренней среды организации, факторов внешнего влияния, ситуации на рынке продукции.

Расчеты необходимых показателей и разработку соответствующих планов осуществляют сотрудники функциональных служб и отделов фирмы. Основными функциями ТЭП являются:

разработка проектов годовых планов по производству и объему продаж, труду и зарплате, себестоимости, рентабельности, финансам и т. п.;

доведение плановых заданий по количественным и качественным показателям до соответствующих производственных подразделений;

разработка плановых калькуляций себестоимости и оптовых цен на различные виды продукции;

ведение статистического учета и отчетности;

систематический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.

Составлению планов ТЭП предшествует прогнозирование, являющееся важнейшей информационной основой для планирования.

Прогнозирование - это научно обоснованное предположение о ходе развития системы, которое является основой для разработки перспективных планов. Прогнозы носят вероятностный характер и, в отличие от планов, не определяют путей и средств осуществления намеченных целей. Они способствуют повышению уровня преемственности, обоснованности, рациональности и реальности планов. При разработке прогнозов используются методы математического моделирования, экстраполяции и др. Цель прогнозирования - оценка внутренних слабых и сильных сторон фирмы, её будущих возможностей, адаптации к изменяющейся внешней среде, а так же оценка перспективного развития внешней среды организации по различным направлениям и уровням: экономики страны в целом, региона, отрасли; рынков, деятельность которых отвечает интересам данной фирмы. Эта информация необходима для формирования общих целей развития фирмы и отдельных её подразделений.

Прогнозирование тесно связано с маркетингом и является базой для рыночной стратегии фирмы. Именно в маркетинге сочетаются прогнозы двух категорий: долгосрочный и краткосрочный. Долгосрочный прогноз в основном касается стратегических решений, таких как разработка новых товаров, выход на новые рынки, решения в области инвестирования, планы денежных потоков и т. д. Краткосрочный прогноз относится к таким позициям, как бюджет, финансы, сырье и материалы, рабочая сила, планы производства и т. п.

Перспективное планирование имеет две формы: долгосрочное и стратегическое и предполагает период планирования от 5 до 15 лет.

Долгосрочное планирование основывается на том, что технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности фирмы на будущий период можно установить, используя метод экстраполяции, т. е. продолжения ряда ранее достигнутых показателей на будущее по выявленной закономерности.

Система оперативного планирования – совокупность методов и средств оперативного планирования и регулирования хода процесса производства.

Ее функциями являются:

– выбор единиц измерения производственной программы цеха;

– расчет нормативов организации производственного процесса;

– разработка методов контроля за ходом производства продукции с помощью общезаводских или цеховых графиков движения продукции по стадиям производственного процесса;

– оперативно-диспетчерское регулирование производственного процесса и устранение возникших отклонений;

– оперативный учет выполнения планов цехов.

Эта система лежит в основе как внутрицехового, так и межцехового оперативного планирования. Содержание системы дифференцируется в зависимости от типа организации производства.

Вопрос 44

Маркетинг в системе управления фирмой

Теория маркетинга возникла в США как реакция на обострение проблемы сбыта товаров и услуг. Сфера производства не входила в предмет маркетинга, однако в 40—50-е гг. XX в. он стал составной частью менеджмента. Маркетинг является комплексной системой организации производства, сбыта продукции, ориентированной на исследование и прогнозирование конкретного рынка (нескольких независимых рынков).

Главная задача маркетинговых служб фирмы — определить, в каком цикле находится товар на рынке и на основе этого определить стратегию маркетинга.

Цель маркетинга — создание системы опережающего оперативного отражения данным производством запросов рынка. Процесс управления предполагает ряд функций:

1. Комплексное изучение рынка и анализ рыночных возможностей.

2. Отбор целевых рынков.

3. Планирование товарного ассортимента.

4. Определение политики цен.

Наши рекомендации