Конкуренция. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции
Вопросы для обсуждения
Совершенная конкуренция: понятие, условия существования. Функции конкуренции. Типы конкурентного поведения. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Методы конкурентной борьбы.
Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли и минимизация убытков. Долгосрочное конкурентное равновесие фирмы.
Практические задания
8.2.1 Условия совершенной конкуренции не выполняются, если:
а) кривая спроса на продукт для фирмы имеет отрицательный наклон;
б) предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) фирма в равновесии;
в) кривая спроса на продукт фирмы является горизонтальной линией;
г) кривая предельных издержек (МС) пересекает кривую средних общих издержек (АТС) в точке минимума последней.
8.2.2 В краткосрочном периоде фирма на совершенно конкурентном рынке прекратит производство, если:
а) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек ;
б) средние постоянные издержки (AFC) выше цены продукта;
в) предельный доход ниже цены товара;
г) цена продукта ниже минимума средних общих издержек (АТС).
8.2.3 Совокупный доход предприятия составляет 600 тыс. денежных единиц. Если предприятие платит зарплату работникам – 300 тыс. денежных единиц, затраты на сырье и материалы составляют 100 тыс. денежных единиц, неявные издержки предприятия составляют 150 тыс. денежных единиц, тогда бухгалтерская прибыль равна:
а) 350 тыс. денежных единиц;
б) 300 тыс. денежных единиц;
в) 200 тыс. денежных единиц;
г) 50 тыс. денежных единиц.
8.2.4 Спрос на продукцию фирмы – совершенного конкурента:
а) имеет единичную эластичность;
б) абсолютно эластичен;
в) эластичен;
г) не эластичен.
8.2.5 Функция общих издержек фирмы имеет вид TC=50Q+2Q2. Сколько прибыли получит фирма, реализуя продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 250 рублей.
а) 5000; в) 5300;
б) 4500; г) 4000.
8.2.6 Рынок совершенной конкуренции не характеризуется:
а) дифференциацией товара;
б) ценовой дискриминацией;
в) совершенно эластичной кривой спроса на товар фирмы;
г) огромным количеством участников рынка.
8.2.7 Несовершенная конкуренция присутствует на рынках:
а) чистой монополии; в) совершенной конкуренции;
б) олигополии; г) чистой конкуренции.
8.2.8 Рынок монополии характеризуется:
а) огромным количеством участников рынка;
б) ценовой дискриминацией;
в) совершенно эластичной кривой спроса на товар фирмы;
г) единственным поставщиком товара.
8.2.9 Рынок монополии не характеризуется:
а) совершенно эластичной кривой спроса на товар фирмы;
б) единственным поставщиком товара;
в) огромным количеством участников рынка;
г) ценовой дискриминацией.;
8.2.10 Рынок олигополии характеризуется:
а) входными барьерами в отрасли;
б) функционированием в отрасли нескольких крупных фирм;
в) огромным количеством участников рынка;
г) совершенно эластичной кривой спроса на товар фирмы.
8.2.11 Предоставление более продолжительного срока гарантийного обслуживания на купленный товар относится к:
а) ценовой дискриминации покупателей;
б) монополистической конкуренции;
в) методам неценовой конкуренции;
г) методам ценовой конкуренции.
8.2.12 Естественные монополии возникают в результате:
а) решения Всемирной торговой организации;
б) действия патентов;
в) явного положительного действия эффекта масштаба;
г) сговора местных производителей.
8.2.13 Рост прибыли фирм, действующих на конкурентном рынке не способствует:
а) расширению производства в действующих фирмах;
б) повышению цены на используемые ресурсы;
в) притоку в отрасль новых фирм;
г) оттоку ресурсов из отрасли.
8.2.14 Механизмом регулирования классической рыночной экономики в условиях совершенной конкуренции является:
а) корпоративное регулирование, сочетающие рыночные и плановые методы;
б) всеобъёмлющий характер государственного регулирования преимущественно на основе администрирования;
в) рыночный, посредством свободных, равновесных цен и экономических циклов;
г) государственное регулирование хозяйства преимущественно на основе экономических методов.
8.2.15 Кривая спроса на продукцию отдельного производителя на рынке совершенной конкуренции:
а) восходящая; в) горизонтальная;
б) вертикальная; г) нисходящая.
8.2.16 Рынок совершенной конкуренции более эффективен по сравнению с другими типами рынков потому, что на нем:
а) производится стандартная продукция;
б) продавец контролирует рыночную цену;
в) больший объем производства и ниже цена товара;
г) производится дифференцированная продукция.
8.2.17 На рынке совершенной конкуренции отдельный продавец:
а) не влияет на цену;
б) добивается установления приемлемой ему цены в конкурентной борьбе;
в) контролирует цену и объем продаж;
г) влияет на цену.
8.2.18 Какое понятие не свойственно для рынка совершенной конкуренции:
а) огромное число продавцов;
б) свободный вход на рынок;
в) огромное число покупателей;
г) разнообразие продукции.
8.2.19 Предельной называется фирма, которая:
а) получает максимальную прибыль;
б) компенсирует выручкой только постоянные издержки;
в) получает нулевую экономическую прибыль;
г) за счет выручки компенсирует только переменные издержки.
8.2.20 Для рынка совершенной конкуренции не характерна:
а) огромное число продавцов;
б) свободный вход на рынок;
в) рекламная деятельность;
г) огромное число покупателей.
8.2.21 Понятие совершенно конкурентная фирма означает, что эта фирма:
а) использует разнообразные методы конкуренции;
б) не оказывает влияние на формирование рыночной цены;
в) оказывает влияние на рыночную цену;
г) использует только неценовые методы конкуренции.
8.2.22 Если совокупный доход фирмы, производящей радиоприемники, составляет 1000 ден. единиц в месяц при объеме выпуска 500 штук, ее постоянные издержки составляют 800 ден. единиц в месяц, а переменные – 100 ден. единиц в месяц, то ее средняя прибыль равна:
а) 1 ден. ед.; в) 100 ден. ед.;
б) 0,2 ден. ед.; г) 5 ден. ед.
8.2.23 Функция общих издержек фирмы имеет вид ТС=70Q+3Q2. Реализуя продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 250 рублей, она получит прибыль ____ рублей.
а) 2550; в) 2800;
б) 2700; г) 2600.
8.2.24 Функция общих издержек фирмы имеет вид ТС=35Q+Q2. Реализуя продукцию на совершенно конкурентном рынке по цене 155 рублей, она получит прибыль ____ рублей.
а) 3550; в) 3500;
б) 3600; г) 3750.
8.2.25 К методу неценовой конкуренции не относятся:
а) сервисное обслуживание; в) реклама;
б) сезонные распродажи; г) ценовые скидки.
8.2.26 В конкуренции между продавцами проигрывают те, у кого цены:
а) соответствуют рыночным;
б) цены на продукцию устанавливает государство;
в) выше, чем рыночные;
г) ниже, чем рыночные.
8.2.27 В России такая форма монополии, как трест, получила наибольшее распространение в:
а) сельском хозяйстве; в) в легкой промышленности;
б) строительной отрасли; г) на транспорте.
8.2.28 Условиям олигополии наиболее соответствуют рынок:
а) автомобилей; в) картофеля;
б) ценных бумаг; г) банковских услуг.
8.2.29 Расставьте типы конкуренции в порядке сокращения количества участников рынка.
а) монополистическая конкуренция;
б) совершенная конкуренция;
в) монополия;
г) олигополия.
8.2.30 Если рынок яблок конкурентен, то в точке краткосрочного равновесия:
а) цена яблок равна предельным издержкам их производства;
б) цена равна их предельной полезности для покупателей;
в) цена яблок всегда равна средним издержкам производства;
г) верно а и в.
8.2.31 Определите, как изменяется предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объемов продаж:
а) не изменяется; в) снижается быстрее цены;
б) возрастает; г) снижается медленнее цены.
8.2.32 Поясните, какое из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции:
а) однородность продукции; в) реклама;
б) мобильность ресурсов; г) большое число покупателей.
8.2.33 Функция издержек конкурентной фирмы:
TC = Q2 +4Q + 16.
Определите, при какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль в долгосрочном периоде.
8.2.34 Какого рода слияния во всех случаях уменьшают степень конкуренции на рынке:
а) горизонтальные слияния;
б) конгломерантные слияния;
в) слияния фирм в обрабатывающей промышленности;
г) вертикальные слияния.
8.2.35 Ломаная кривая спроса показывает:
а) что издержки остаютс относительно стабильными;
б) что фирмы не реагируют на увеличение цены конкурентами, но уменьшают цены в ответ на снижение цен конкурентами;
в) что цена товара не превышает предельного дохода;
г) что фирмы состоят в карательном соглашении;
д) что фирмы получают максимум прибыль.
8.2.36 Ломаная кривая спроса объясняет, почему:
а) олигополия является крупной фирмой;
б) затруднителен сговор в рыночной структуре олигополии;
в) цены, устанавливаемые олигополией, устойчивы;
г) потребители предпочитают покупать продукты у производителей на олигополистическом рынке.
8.2.37 Фирма, действующая на конкурентном рынке, имеет функцию средних переменных затрат AVC = 0,1qi + 2. Постоянные затраты на производство составили 3.
Найдите функцию предложения данной фирмы и отрасли в целом, если известно, что на рынке работает 100 подобных фирм.
8.2.38 Отраслевой спрос выражен функцией Qd = 400 – 10P. В отрасли имеются 100 фирм с издержками, выраженными уравнением: TCi = 16 + 4qi + qi2.
Определите функцию предложения отрасли.
8.2.39 Рыночная цена продукции конкурентной фирмы – 20 долл. Затраты на производство некоторой партии составили 17000 долл. Известно, что фирма действует рационально.
Определите размер партии, при котором фирма будет получать нормальную прибыль.
8.2.40 Расставьте типы конкуренции в порядке роста входных барьеров.
а) монополия;
б) олигополия;
в) совершенная конкуренция;
г) монополистическая конкуренция.