Нормы расхода топлива для специальных автомобилей

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

- автомобили, выполняющие специальные работы в период стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

- автомобили, выполняющие специальные работы в процессе передвижения (снегоочистители, поливомоечные и т.п.).

Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, относящихся к первой группе, определяется следующим образом:

Qн = (0,01 × Hsc × S + Hт × T) × (1 + 0,01 × D),

где Hsc - индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы Hsc = Нsc + Hw × W)

Hт - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);

S - пробег автомобиля, км;

T - время работы оборудования, час или количество выполняемых операций;

D - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях).

Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

Qн = 0,01 × (Hsc × S¢ + Hs¢¢ × S¢¢) × (1 + 0,01 × D) + Hsd × N,

где Hsc - индивидуальная норма расхода топлива на про бег спецавтомобиля, л/100 км;

S¢ - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs¢¢ - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S¢¢ - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

Hsd - дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова или смеси, л;

N - количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расходы топлива на пробег (на продвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

При работе поливомоечных автомобилей со снегоочистительным оборудованием одновременно с плунжерным снегоочистителем и щеткой норму расхода топлива разрешается увеличивать до 5%.

Величины норм расхода топлива для специальных автомобилей приведены ниже.

Нормы расхода топлива на пробег и работу специальных и специализированных автомобилей для содержания и ремонта городских дорог.

Нормы расхода топлива для специальных
и специализированных автомобилей, выполняющих
специальные работы в период остановки

Модель специального или специализированного автомобиля Базовая модель Норма на пробег автомобиля, л/100 км Норма на работу оборудования
Бурильные установки
АВБ-2М ГАЗ-66 31,0 8,0
БКМА-1/3,5 ЗИЛ-130 37,0 12,0
БМ-202А, -202 (БКГМ-66-2) ГАЗ-66А 31,0 8,0
БМ-802С КрАЗ-257 54,5 8,0
ЛБУ-50 ЗИЛ-157К 44,5 8,0
Вышки телескопические
АГ-60 ГАЗ-51 26,5 3,0
АГП-12 ГАЗ-52 28,5 3,0
АГП-12 ГАЗ-53 30,5 3,5
АГП-12А ГАЗ-53А 30,5 3,5
АГП-12Б ЗИЛ-164 35,0 3,5
АП-17 ГАЗ-53А 32,0 3,5
АПК-30 Урал-375 66,0 5,0
АТ-53Г ГАЗ-53А 27,5 3,5
ВИ-23 ЗИЛ-130 35,0 4,0
ВС-18 МС ГАЗ-52-03 27,5 3,0
ВС-22 ЗИЛ-131 48,5 <2>
ВС-22 МС ЗИЛ-130 38,5 4,0
ТВГ-15 ГАЗ-51А 27,0 3,0
Компрессоры
АПКС-6 ЗИЛ-130 33,0 9,0
ПКС-5 ЗИЛ-164 33,0 11,0
Краны автомобильные
АК-5 ЗИЛ-130 38,0 5,0
АК-75, -75В ЗИЛ-130 40,0 6,0
ГКМ-6,5 МАЗ-500 30,5 5,5
К-2, 5-12, -2,5-13 ГАЗ-51А 26,5 4,5
К-46 ЗИЛ-130 38,0 5,0
К-51 МАЗ-200 34,0 5,0
К-51М МАЗ-500 33,0 6,0
МКА-10Г МАЗ-500 33,0 5,0
МКА-10М МАЗ-200 38,0 5,5
МКА-10М МАЗ-500 34,0 5,0
МКА-16 КрАЗ-257 57,0 8,8
МСК-87 ЗИЛ-130 44,0 <2>
СМК-7 МАЗ-200 34,0 5,0
СМК-10 МАЗ-500 34,0 5,0
Лебедки на шасси автомобилей
  ГАЗ-63 - 3,0
  ЗИЛ-131 - 5,0
  ЗИЛ-157К - 4,0
  КамАЗ-5320 - 3,0
  КрАЗ-257 - 5,0
Мастерские на автомобилях
АВМ-1 ГАЗ-51 25,0 3,5
АТ-63 ГАЗ-53А 26,0 3,5
ЛВ-8А (Т-142Б) ЗИЛ-131 52,0 4,0
Погрузчики
4000М   27,5 5,0
  38,0 5,0
4003, 4006   40,0 6,0
  54,0 6,0
4008М двигат. ЗИЛ-120 46,5 6,0
4008М двигат. ЗИЛ-130 54,5 6,0
двигат. ЯМЗ-238 110,0 6,0
Пожарные машины
АКТ-0,5/0,5-207 ГАЗ-66 33,0 16,0
АНР-40-127А ЗИЛ-130 39,0 18,0
АР-2-133 ЗИЛ-131 50,0 21,0
АР-2-215 КамАЗ-43105 36,0 16,0
Автомобили - самопогрузчики Норма на погрузку и разгрузку комплекта
А-130Ф, -853 ГАЗ-53-12 27,0 2,1
ЦПКТБ-А130В1 ЗИЛД-130В1 37,5 2,2
ЦПКТБ-А133 ЗИЛ-133ГЯ 27,0 3,0
ЦПКТБ-А53213 КамАЗ-53213 27,0 3,0
4030П ГАЗ-53-04 25,0 2,5
4030П ГАЗ-53А 28,0 3,0
4030П ЗИЛ-130АН 34,0 3,0
Автомобили - топливозаправщики и маслозаправщики     Норма на заполнение и слив 1 цистерны, л
АВЗ-50 ГАЗ-51А 24,0 2,0
АТЗ-2,2-51А ГАЗ-51А 25,0 2,0
АТЗ-3-157К ЗИЛ-157К 40,0 3,0
АТЗ-3, 8-53А ГАЗ-53А 27,0 3,0
АТЗ-3, 8-130 ЗИЛ-130 33,0 3,0
АТМЗ-4, 5-375 Урал-375 53,0 4,0
ТЗ-7, 5-500А МАЗ-500А 26,0 3,0
ТЗ-500 МАЗ-500 25,0 3,0
ГАЗ-52-01 23,0 2,0
3608(АТЗ-2,4-52) ГАЗ-52-01 23,0 2,0
ГАЗ-52-04 23,0 2,0
Автомобили - цистерны     Норма на заполнение и слив 1 цистерны, л
АВВ-2М ГАЗ-51А 22,0 2,0
АВВ-3, 6 ГАЗ-53-12-01 25,5 3,0
АЦ-4, 2-130 ЗИЛ-130 32,0 3,5
АЦ-45, 3-130 ЗИЛ-130 33,5 3,0
АЦ-8-5334, 8-5435 МАЗ-5334 24,0 3,0
АЦЛ-147 ГАЗ-66 29,0 2,5
АЦМ-2, 6-355М Урал-355М 31,0 3,0
АЦПТ-1, 5 ГАЗ-51 23,0 2,0
Автомобили - цементовозы     Норма на загрузку и обдув 1 цистерны, л
БН-80-20 КрАЗ-257Б1 50,0 5,0
РП-1 ЗИЛ-130В1 36,0 3,0
С-571 ЗИЛ-164А 36,5 3,0
С-570А МАЗ-200В 32,0 3,0
С-571 ЗИЛ-164А 36,5 3,0
С-571 ЗИЛ-130В1 37,5 3,0
С-942 КрАЗ-258 41,0 5,0
С-956 ГАЗ-53Б 29,0 2,5
С-1036Б МАЗ-500 27,0 4,5

Легковые автомобили

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 × Нs × S × (1 + 0,01 × D),

где Qн - нормативный расход топлива, литры;

Нs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в %.

Автобусы

Для автобусов нормируемое значение расхода топлива устанавливается аналогично легковым автомобилям.

В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

Qн = 0,01 × Нs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × Т,

где Qн - нормативный расход топлива, литры или куб.;

Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или куб. м/100 км;

S - пробег автобуса, км;

Hот - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;

T - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в %.

Марка, модель автомобиля Базовая норма
АКА-5225 “Россиянин” 44,4 д
АКА-6226 “Россиянин” 57,4 д
ГАЗ-221400 “Газель” (с двигателем ЗМЗ-4026.10, 4-ступенчатой коробкой передач) 17,5
ГАЗ-221400 “Газель” (с двигателем ЗМЗ-4026ю10, 5-ступенчатой коробкой передач)
ЗИЛ-155
ЗИЛ-158, -158А, -158В, -158ВА
Ikarus-55 28 д
Ikarus-556 38 д
Ikarus-180 41 д
Ikarus-250 31 д
Ikarus-250.58, -250.59, -250.93, -250.95 34 д
Ikarus-255 31 д
Ikarus-256, -256.54, -256.59, -256.74, -256.75 34 д
Ikarus-260, -260.01, -260.18, -260.27, -260.37, -260.50, -260.51, -260.52 40 д
Ikarus-263 40 д
Ikarus-280, -280.01, -280.33, -280.48, -280.63, -280.64 43 д
Ikarus-283.00 46 д
Ikarus-350.00 37 д
Ikarus-365.10, -365.11 34 д
Ikarus-415.08 39 д
Ikarus-435.01 46 д
Ikarus-543.26 27 д
РАФ-08, -10
РАФ-977, -977Д, -977ДМ, -977Е, -977ЕМ, -977Н, -977НМ, -977К
РАФ-2203, -220301
РАФ-220302 18 гсн
РАФ-22031, -22031-01
РАФ-22032
РАФ-22035-01
РАФ-22038-02 14,5
РАФ-22039 14,5
РАФ-2915-02 14,5
РАФ-2925 14,5
РАФ-2927
САРЗ-3976
ТАМ-260А 119Т 30 д
УАЗ-452А, -452АС, -452В
УАЗ-220601
УАЗ-220602 22 гсн
УАЗ-3303-0001011 АПВ-04-01 17,5
УАЗ-3962 17,5
УАЗ-396201
ЯАЗ-6211 50,6 д
КАвЗ-651, -651А
КАвЗ-685, -685Б, -685Г, -685Ю
КАвЗ-3270, -327001, -3271
КАвЗ-3976
КАвЗ-39765 32,5
ЛАЗ-695, -695Б, -695Е, -695Ж, -695М, -695Н
ЛАЗ-695НГ 43 спг (41)
ЛАЗ-695П 51 гсн
ЛАЗ-695 (с двигателем ЗИЛ-375), -695Н (с двигателем ЗИЛ-375.01)
ЛАЗ-697 (с двигателем ЗИЛ-375)
ЛАЗ-697, -697Е, -697М, -697Н, -697Р
ЛАЗ-699, -699А, -699Н, -699Р
ЛАЗ-4202 35 д
ЛАЗ-42021 33 д
ЛАЗ-52523 (с двигателем Renault) 33 д
ЛиАЗ-158, -158В, -158ВА
ЛиАЗ-677, -677А, -677Б, -677В
ЛиАЗ-677Г 67 гсн
ЛиАЗ-677М, -677МБ, -677МС, -677П
ЛиАЗ-5256, -52564 46 д
ЛиАЗ-525616 32,5 д
ЛиАЗ-5256М 22,5 д
ЛиАЗ-5256НП 35 д
ЛиАЗ-5256-ЯАЗ 35,5 д
ЛиАЗ-525617 30,5 д
ЛиАЗ-52565-БК БАРЗ 27 д
ЛиАЗ-6240 СВАРЗ 45,5 д
Mersedes-Benz 030АКА-15 RHD “Витязь” 28,3 д
Mersedes-Benz 030АКА-15 RHS “Лидер” 30,15 д
Mersedes-Benz 030АКА-15 КНР/А “Стайер” 25,36 д
Mersedes-Benz 0302 С V-8 32 д
Nissan-Urvan E-24 10 д
Nissan-Urvan Transporter
Nusa-501M
Nusa-521M
Nusa-522M, -522-03
ПАЗ-651, -651А
ПАЗ-652, -652Б
ПАЗ-672, -672А, -672Г, -672М, -672С, -672У, -672Ю
ПАЗ-3201, -3201С, -320101
ПАЗ-3205, -32051 (с двигателем ЗМЗ 672-11)
ПАЗ-3205 (с двигателем ЗМЗ 5112.10) 31,13
ПАЗ-3205 (с двигателем ЗМЗ 5234.10)
ПАЗ-32051 (с двигателем ЗМЗ 5112.10) 31,38
ПАЗ-32051 (с двигателем ЗМЗ 5234.10) 32,28
ПАЗ-3205-70 20,86 д
ПАЗ-3206 (с двигателем ЗМЗ 672-11)
ПАЗ-3206 ( с двигателем ЗМЗ 5112.10) 32,12
ПАЗ-3206 (с двигателем ЗМЗ 5234.10)
Псковавто-221400 (с двигателем ЗМЗ-4026.10 17,5

Примеры применения норм расхода топлива
(в примерах приводятся условные цифры,
предназначенные для иллюстрации расчетов

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500-1500 метров, совершил пробег 244 километра.

Исходные данные:

- базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs = 13,0 л/100 км;

- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 метров составляет D = 5%.

Нормируемый расход топлива составляет:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) =

= 0,01 × 13,0 × 244 × (1 + 0,01 × 5) = 33,3 л

2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 часов.

Исходные данные:

- базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;

- надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%.

- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Hот=3,5л/час

Нормируемый расход топлива составляет:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × Т =

= 0,01 × 43 × 164 × (1 + 0,01 × 8) + 3,5 × 8 = 104,2 л

3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 т. км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs=31,0 л/100 км;

- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т. км

Нормируемый расход топлива составляет:

Qн = 0,01 × (Hs × S + Hw × W) = 0,01 × (31 × 217 + 2 × 820) = 83,7 л

4.Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т. км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 1501-2000 метров и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs=25,0 л/100 км;

- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1, 3 л/100 т. км;

- надбавки за работу в зимнее время D = 8%, на работу в горных условиях на высоте на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моря D = 10%;

- масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;

- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

Hsa = Hs + Hw × Gпр = 25 + 1,3 × 3/5 = 29,55 л/100км

Нормируемый расход топлива:

Qн = 0,01 × (Hsa × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D) =

= 0,01 × (29,55 × 475 + 1,3 × 6413) × (1 + 0,01 × 18) = 264,0 л

5. Из путевого листа установлено, что автомобиль - тягач МАЗ-5429 с полуприцепов МАЗ-5205А выполнил 9520 т. км транспортной работы при пробега 595 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;

- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т. км;

- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7т;

- надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;

- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:

Hsa = Hs + Hw × Gпр = 23 + 1,3 × 5,7 = 30,41 л/100км

Нормируемый расход топлива:

Qн = 0,01 × (Hsa × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D) =

= 0,01 × (3041 × 595 + 1,3 × 9520) × (1 + 0,01 × 9) = 332,1 л

6. Из путевого листа установлено, что автомобиль - самосвал МАЗ-503 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для автомобиля - самосвала МАЗ-503 составляет Hs = 28 л/100 км;

- норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;

- надбавка на работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере - D = 12%.

Нормируемый расход топлива:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hz × m =

= 0,01 × 28 × 165 × (1 + 0,01 × 18) + 0,25 × 10 = 57 л

7. Из путевого листа установлено, что автомобиль - самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.

Учитывая, что автомобиль - самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормируемый расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511), с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобилей КамАЗ-5511 включает (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 тонны), что составляет 27,7 л/100 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляет Hs = 27,7л/100км;

- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т. км;

- работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

- масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;

- норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

Hsa = Hs + Hw × Gпр = 27,7 + 1,3 × 4,5 = 33,6л/100км

Нормируемый расход топлива:

Qн = 0,01 × [Hsa × S + Hw × (S¢ × G¢ + S¢¢ × G¢¢)] =

= 0,01 × [33,6 × 240 + 1,3 × (115 × 13 + 80 × 16)] = 116,7 л

8. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль - фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля - фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;

- надбавка на работу с почасовой оплатой D = 10%, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8%.

Нормируемый расход топлива:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) =

= 0,01 × 34 × 152 × (1 + 0,01 × 18) = 61 л

9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsк = 52л/100 км;

- Норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 8,4 л/100 км;

- надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонта D = 5%.

Нормируемый расход топлива:

Qн = (0,01 × Hsc × S + Hт × T) × (1 + 0,01 × D) =

= (0,01 × 52 × 127 + 8,4 × 6,8) × (1 + 0,01 × 5) = 129,3 л

10. Из путевого листа установлено, что пескоразбрасыватель ЭД-403 на базе автомобиля ЗИЛ-133ГЯ совершил пробег 74 км, из них пробег к месту работы и обратно составил S¢ = 24 км. Работы проводились в зимнее время года.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива на пробег пескоразбрасывателя ЭД-403 составляет Hsс = 27,5л/100 км;

- норма расхода топлива на выполнение специальной работы во время передвижения Hs = 34,5 л/100 км;

- дополнительная норма расхода топлива при разбрасывании 1 кузова песка в смену Hsd = 0,7 л;

- пробег автомобиля при выполнении специальной работы S = 50 км;

- количество кузовов разбрасываемого песка в смену N = 6;

- надбавка на работу в зимнее время D = 7%.

Нормируемый расход топлива:

Qн = 0,01 × (Hsc × S¢ + Hs¢¢ × S¢¢) × (1 + 0,01 × D) + Hsd × N =

= 0,01 × (27,5 × 24 + 34,5 × 50) × (1 + 0,01 × 7) + 0,7 × 6 = 29,7 л

Нормы расхода смазочных материалов
и специальных жидкостей

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них в автотранспортных предприятиях.

Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 литров общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 литров расхода топлива, нормы расхода смазок соответственно в килограммах на 100 литров расхода топлива. В Минобороны РФ нормы расхода смазочных материалов установлены в кг на вид технического обслуживания и ремонта, моторных масел в процентах от расхода топлива.

Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 процентов для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20 процентов для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в количествах заправок на один автомобильный транспорт.

Наши рекомендации