Глава 6 Организация оплаты труда работников предприятия

Под организацией оплаты труда понимается совокупность мероприятий по обеспечению вознаграждения работников за их труд в зависимости от его количества и качества, по повышению материальной заинтересованности рабочих в конечных результатах труда.

Под оплатой труда (заработной платой) принято понимать вознаграждение, ус­тановленное работнику за выполнение трудовых обязанностей.

Оплата труда каждого работника определяется работодателем в зависимости от количества и качества выполняемой работы и максимальным пределом не ограничи­вается.

Дифференциация размеров оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности, содержания и результатов труда работника.

При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение, организация сочтут такую систему наиболее целесообразной.

Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными кате­гориями персонала предприятия, учреждения, организации определяют самостоя­тельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

Различают основную и дополнительную оплату труда.

Под основной заработной платой принято понимать:

• выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате;

• доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время, в праздничные дни и др.;

• оплата простоев не по вине работника;

• премии, премиальные надбавки и др.

Дополнительная заработная плата включает выплаты, за не проработанное вре­мя, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами:

• оплата времени отпусков;

• оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей;

• оплата перерывов в работе кормящих матерей;

• оплата льготных часов подростков;

• оплата выходного пособия при увольнении и др.

Организация оплаты труда на предприятии определяется тремя взаимосвязан­ными и взаимозависимыми элементами:

• тарифной системой;

• нормированием труда;

• формами оплаты труда.

Тарифная система

Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой органи­зации заработной платы рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих и формы оплаты труда.

Тарифная система включает:

• тарифную ставку, определяющую размер оплаты труда в час или за день;

• тарифную сетку, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями);

• тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой.

Тарификация работы - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от его сложности.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Тарифный разряд присваивается каждой производственной операции, ка­ждой работе. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профес­сиональной подготовки работника.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе тарифно-квалификационных справочников.

Тарифно-квалификационные справочники составлены для каждой отрасли промышленности и содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. Справочники и порядок их применения утверждаются Правительством РФ.

Для тарифно-квалификационной системы оценки работ и профессий рабочих характерна закономерность возрастания сложности работ по каждому из факторов, взятому за основу определения разряда. Например, по технологическому фактору: при переходе от 1 разряда к последующему возрастает: сложность, мощность, габари­ты единицы обслуживаемого оборудования аналогичного назначения. По организа­ционному фактору сложности - нарастает степень самостоятельности выполнения работ, и подключаются функции по руководству рабочими более низких уровней ква­лификации.

Профессии рабочих квалифицированного физического труда классифицируются шестью тарифно-квалификационными разрядами. Тарифно-квалификационный раз­ряд указывает на соответствие квалификации рабочего сложности выполняемой ра­боты, а также уровню его знаний, умений и трудовых навыков.

Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (ква­лификации) за единицу рабочего времени (час, день, месяц).

Размер тарифной ставки возрастает по мере повышения сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего (увеличения разряда). Диапазон тариф­ной сетки - соотношение в ней тарифных коэффициентов первого и последнего раз­рядов.

Тарифная ставка первого разряда устанавливается в абсолютных величинах централизованным порядком. Для расчета сдельных расценок - тарифная ставка используется с учетом норм выработки. При повременной оплате — тарифная ставка; первого разряда это минимальный размер оплаты труда.

Выполнение простейших работ оплачивается по тарифной ставке рабочего 1-го разряда. Тарифные ставки рабочих остальных разрядов превышают этот размер в зависимости от уровня квалификации их труда, то есть присвоенного тарифного раз­ ряда и установленного тарифного коэффициента.

Тарифная сетка - шкала соотношения разрядов и присвоенных им тарифных коэффициентов. Количество разрядов в тарифных сетках и разрывы между тарифными коэффициентами различны и определены степенью разделения труда и конкрет­ными особенностями, имеющими место в различных отраслях промышленности.

Оплата труда работников организаций бюджетной сферы с 1992 года произво­дится на основе Единой тарифной сетки (ETC). Это сделано для того, чтобы работни­ки, выполняющие единые работы или имеющие единые профессии во всех отраслях бюджетной сферы, имели сквозные условия оплаты труда, суть которых состоит в равной оплате за равносложный труд независимо от места его приложения. Это каса­ется работников автомобильного транспорта, редакций газет и журналов, образова­ния и культуры, медицинских работников и т.д. Поэтому, в каком бы бюджетном уч­реждении какой-либо отрасли или ведомства они ни работали, их оплата всегда будет производиться по единым сквозным условиям. Так, работники библиотек в составе учреждений и организаций других отраслей всегда будут оплачиваться по условиям работников культуры.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.03.2000 № 284 для работников организаций бюджетной сферы с 1 января 2001 года применяются тариф­ные коэффициенты Единой тарифной сетки состоящей из 18 разрядов. Размер оклада (ставки) по каждому разряду определяется путем умножения тарифной ставки перво­го разряда на соответствующий коэффициент остальных разрядов. Соотношение 1 и 18 разрядов (диапазон ETC) в настоящее время составляет 1 : 10,07.

Разряды оплаты труда Коэффициен-ты Разряды оплаты труда Коэффициен-ты
1,00 3,99
1,36 4,51
1,69 5,10
1,91 5,76
2,16 6,51
2,44 7,36
2,76 8,17
3,12 9,07
3,53 10,07

Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1-го по 8-й разряды Единой тарифной сетки. Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 — 12 разрядов Единой тариф­ной сетки по перечням, утверждаемым - министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации.

Для большинства отраслей промышленности рекомендовано применять шести­разрядные тарифные сетки, дифференцируемые в зависимости от квалификации ра­бочего.

В соответствии с Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от15 сентября 2011. № 198 - ФЗ «Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ETC (5205), определяемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.12.2012г. № 232 - ФЗ «О повышении тарифной ставки (оклада) первого разряда Еди­ной тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и соответствующего тарифного коэффициента, установленного Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от15 сентября 2011. № 198 - ФЗ «Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Тарифная ставка (оклад) разряда ETC = 5205 руб. * Тарифный коэффициент соответствующего разряда

Размеры тарифных ставок (окладов), определяемых по тарифным коэффициен­там, не округляются.

Все повышения, надбавки и доплаты, носящие компенсационный характер, пре­дусмотренные действующими условиями оплаты труда, исчисляются исходя из раз­мера тарифной ставки (оклада), установленной в соответствии с разрядом оплаты труда ETC.

Пример:

Сумма доплаты за работу с вредными условиями труда, установлен­ной в размере 20% к тарифной ставке (окладу) третьего разряда ETC, определяется следующим образом:

5205руб. (размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ETC) * 1,69.

В отраслях бюджетной сферы, где специальными нормативными правовыми 1 актами Российской Федерации предусмотрено увеличение (повышение) тарифных ставок (окладов) ETC, связанное с особенностью их деятельности и с работой в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, размеры тарифных ставок (окладов) 1-3 разрядов ETC и 1 - 6 разрядов ETC определяются следующим образом.

Пример:

Для работников организаций отраслей бюджетной сферы, где специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации тарифные ставки (оклады) увеличены (повышены) на 50% за работу, связанную с особенностями деятельности этих организаций, и на 25% за работу в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, расчет тарифной ставки (оклада) третьего разряда ETC определяется:

с 1 января 2013 года:

5205. * 1,69 + 10руб.) * (1.5 + 1,25) , где

5205руб. - тарифная ставка первого разряда ETC;

1,69 - тарифный коэффициент третьего разряда ETC;

10 руб. - увеличение тарифной ставки (оклада) третьего разряда ETC на данном предприятии.

1,5 - повышение тарифной ставки (оклада) на 50% за работу, связанную с осо­бенностями деятельности этих организаций;

1,25 - увеличение тарифной ставки (оклада) на 25% за работу в соответст­вующем федеральном органе исполнительной власти;

Тест 4

1. Для сдельной формы оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с:

1) количеством изготовленной (обработанной) продукции;

2) количеством отработанного времени;

3) количеством оказанных услуг;

4) должностным окладом.

2. Повременная форма оплаты труда предусматривает оплату труда в соответствии с количеством:

1) изготовленной (обработанной) продукции;

2) отработанного времени;

3) оказанных услуг.

3. Аккордная система оплаты труда характеризуется:

1) наращиванием количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции;

2) улучшением качества продукции;

3) экономией времени при выполнении задания;

4) ростом производительности труда;

5) улучшением использования основных фондов.

4. Тарифная система оплаты труда рабочих включает:

1)тарифные ставки, тарифные сетки;

2)тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник;

3)тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, районный справочник;

4)тарифные ставки, должностные оклады, тарифные сетки;

5)должностные оклады, премиальные положения, тарифно-квалификационный справочник.

Нормирование труда

Нормирование труда - понятие, виды и законодательное регулирование.

Нормирование труда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда.

При этом необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для конкретных условий производства использованию трудовых и материальных ресурсов при условии соблюдения установленных законодательством режимов труда и отдыха.

Универсальным измерителем количества труда, затраченного на выполнение той или иной работы, является рабочее время. Поэтому нормы труда определяются через количество рабочего времени, необходимого для выполнения определенной работы или через объем работы, который должен быть выполнен в единицу времени.

Законодательные основы регулирования вопросов нормирования труда нашли свое отражение в главе 22 Трудового кодекса РФ (далее по тексту — ТК РФ), а также в «Положении об организации нормирования труда в народном хозяйстве», утвержденном Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 года № 226/П-6 (далее по тексту — Положение по нормированию труда).

При нормировании используются нормы и нормативы. Понятие и классификация норм и нормативов

Под нормой понимается количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работ, под нормативом — количество времени, необходимого для выполнения на выполнение отдельных элементов производственного или трудового процесса.

Статья 160 ТК РФ выделяет такие нормы труда, как нормы выработки, времени, обслуживания.

Положение по нормированию труда среди норм и нормативов выделяет норму времени, норму выработки, норму обслуживания, норму численности, норматив численности.

Нормы труда - это нормы выработки, времени, обслуживания, которые устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда; они могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных или иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

Норма состоит из нормы подготовительно-заключительного времени и нормы штучного времени, состоящей из оперативного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности.

Норма выработки - это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени.

Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест, а также для лиц, обслуживающих ЭВМ и уборщиц. Кроме того, нормы обслуживания разрабатываются для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе, а также в тех случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки), то есть при полной автоматизации работы.

Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель.

С нормой обслуживания связано понятия нормы времени обслуживания, под которой понимается величина затрат рабочего времени, установленная для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц в определенных организационно — технических условиях.

Норма численности - это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, их структурным подразделениям.

Норматив численности - заранее установленная расчетная величина, представляющая собой количество работников, которых можно содержать для обслуживания того или иного объекта или выполнения определенного объема работ (то есть устанавливается на основе норм обслуживания).

Нормы труда могут устанавливаться на отдельную операцию (операционная норма) и взаимосвязанную группу операций, законченный комплекс работ (укрупненная, комплексная норма). Последние устанавливаются из расчета на планово-учетную (учетную) единицу продукции (работ), как правило, на законченное изделие, узел, объем работ, этап или объект строительства.

Единые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства в одной или в ряде отраслей, и являются обязательными к применению на всех предприятиях при нормировании труда работников на соответствующих видах работ. Единые нормы утверждаются на определенный срок.

Нормы труда определяются по нормативным материалам, к которым относятся нормативы по труду.

Нормативы по труду - это регламентированные значения (величины) затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, бригады, структурного подразделения и т.д., а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объеме работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства. К нормативам по труду относятся также нормативы режимов работы технических средств, оборудования, по которым устанавливаются оптимальные режимы протекания процесса и определяется основное (технологическое) машинное и машинно-ручное время.

Нормативные материалы для нормирования труда служат базой для расчета обоснованных норм затрат труда, и должны отвечать следующим основным требованиям:

• соответствовать современному уровню техники и технологии, организации производства и труда;

• учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;

• обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда;

• соответствовать требуемому уровню точности;

• быть удобными для расчета по ним затрат труда на предприятиях (в учреждении, организации) и определения трудоемкости работ;

• обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации, разработки норм труда.

Нормы труда устанавливаются:

• на отдельную операцию (операционная или дифференцированная норма);

• взаимосвязанную группу операций (укрупненные нормы);

• на законченный комплекс работ (комплексная норма).

Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации производства и труда.

По сфере применения нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные, профессиональные) и местные.

Межотраслевые нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) двух и более отраслей экономики.

Отраслевые (ведомственные, профессиональные) нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) одной отрасли экономики.

Местные нормы труда разрабатываются на предприятиях (в учреждениях, организациях) в тех случаях, когда отсутствуют межотраслевые и отраслевые нормативные материалы, а также при создании более прогрессивных организационно-технических условий или их несоответствии по сравнению с учтенными при разработке действующих отраслевых нормативных материалов.

Типовые нормы труда согласно статье 161 ТК РФ разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года № 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда» определено, что типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики.

Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Минтрудом России.

Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтруда России.

Типовые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые и отраслевые нормативные материалы. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией предприятия.

Нормы могут устанавливаться как на стабильные работы (постоянные нормы), так и на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда (временные нормы), или на отдельные виды работ, носящие единичный характер (разовые или единичные нормы).

Срок действия временных норм, как правило, составляет:

• разработанных непосредственно на предприятии, в учреждении, организации - 3 месяцев;

• разработанных вышестоящей организацией - не более 6 месяцев;

• разработанных Министерством (ведомством) - не более одного года.

Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.

Обязательным для предприятий соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации являются отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы.

Во всех случаях нормы труда должны быть обоснованными с технической, экономической, организационной, психофизиологической и социальной сторонами.

С экономической стороны нормы должны быть эффективны с точки зрения минимизации затрат труда, с психофизиологической — должны обеспечивать сохранение здоровья работников, с социальной стороны должны устанавливаться нормы, в выполнении которых заинтересованы работники, с технической стороны нормы должны соответствовать уровню техники и технологии, организации производства и труда.

Техническое обоснование учитывает выявление и анализ технических факторов, зависящих от производства, проектирование технологических режимов работы оборудования. Организационное обоснование предполагает, что при расчете норм должны учитываться прогрессивные методы организации производства и труда.

Экономическое обоснование предусматривает анализ влияния разрабатываемых норм на производительность труда, качество и себестоимость продукции и другие показатели производства.

Психофизиологическое обоснование подразумевает выбор оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.

Наши рекомендации