Балансовый, графический и табличный способ в экономическом анализе и диагностике

Балансовый способ применяется в бухучёте, статистике, планировании, а так же в экономическом анализе.

Балансовый способ – это способ научного познания, который используется для отражения связей между группами уравновешенных показателей экономики предприятия при анализе использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Формула товарного баланса:

Запас товаров на начало отчетного периода + поступление товаров = реализация товаров + прочее выбытие товаров + запас товаров на конец отчетного периода.

Сущность балансового на данном примере такова: каждую из представленных величин можно представить как алгебраическую сумму всех остальных величин. Сам товарный баланс позволяет определить запасы различных видов продукции на начало и конец исследуемого периода, и проанализировать движение товарных запасов за этот период.

Графический способ– это способ научного познания, связанный с геометрическим изображением определённых зависимостей между показателями при помощи линий и других фигур на плоскости и в пространстве.

Графики используют для быстрого нахождения значений результатов хозяйственной деятельности в соответствие с величинами факторов, которые на них влияют. Графики дают обобщенные рисунки тенденций, закономерностей развития изучаемых явлений и показывают взаимосвязи между показателями.

В экономическом анализе наиболее часто используют следующие графики и диаграммы:

- сравнения (в динамике, по сравнению с план-ми или норм-ми показателями), - диаграммы структуры показателей, - кривые распределения ресурсов, - графики корреляционного поля, - графики функциональных зависимостей между показателями.

Табличный способ- это способ научного познания, представляющий рациональную и удобную для восприятия форму отображения аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определённом порядке.

Аналитическая таблица - это система мыслей и суждений, выраженных языком цифр. Таблица значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной, последовательной форме, занимает меньше места по сравнению с текстом, и поэтому познавательный эффект от восприятия табличного материала достигается значительно быстрее.

Табличный материал даёт возможность охватить аналитические данные в целом, как единую систему. С помощью таблицы легче проследить причинно-следственные взаимосвязи между показателями.

Существуют следующие виды аналитических таблиц:

1. Простые таблицы - когда перечисляются единицы совокуп-ти характерного эк-го явления.

2. Групповые таблицы – когда данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку.

3. Комбинированные таблицы – когда материал разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам.

Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф. Заголовок таблицы должен быть кратким, но точно и выразительно определять основное содержание таблицы. Все слова в основном заголовке, в названии граф и самих показателей должны писаться полностью, за исключением обще - принятых сокращений.

Для удобства пользования табличным материалом необходимо сначала отражать абсолютные показатели, а затем относительные данные. При отражении динамики показателей необходимо данные располагать в хронологическом порядке.

По аналитическому содержанию различают следующие таблицы:

- отражающие характеристику изучаемого объекта по различным признакам,

- отражающие порядок расчёта показателей,

- отражающие динамику показателей,

- отражающие структуру, состав и структурные изменения показателей,

- отражающие взаимосвязь показателей по различным признакам,

- отражающие результаты расчёта влияния факторов на уровень результатов хозяйственной деятельности предприятия,

- отражающие методику расчёта резервов, отражающие сводные результаты аналитического исследования.

32.. Понятие, содержание и задачи анализа финансового состояния предприятия

В самом общем виде анализ финансового состояния представляет собой систему способов исследования хозяйственных процессов, финансового положения предприятия и финансовых результатах его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности и некоторых других видов информации (организационно – правовой, нормативно – справочной, статистической и др.).

Цель анализа финансового состояния предприятия состоит в:

- объективной оценке финансового положения предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности;

- выявлении путей увеличения собственного капитала, чистых активов, доходности акций и улучшения использования заемных средств;

- в разработке прогнозов роста (снижения) финансовых результатов и аргументированных предположений о степени реальности банкротства (финансовой несостоятельности) предприятия и на этой основе – в выработке вариантов обоснованных управленческих решений как внутренними, так и внешними пользователями данной аналитической информации в целях повышения эффективности хозяйствования, укрепления долгосрочных экономических связей с партнерами.

Задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

- обоснование оперативных и стратегических планов и программ укрепления и развития финансового положения организации;

- прогнозирование наращивания финансовых потоков в предстоящем будущем;

- оптимизация затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ;

- увеличение доходов, капитала, активов и снижение расходов и просроченных обязательств;

- выявление путей повышения эффективности хозяйствования;

- поиск неиспользованных возможностей и средств, для укрепления финансовой устойчивости организации, ее платежеспособности, финансовой независимости и финансовой состоятельности во избежание банкротства;

- смягчение степени воздействия сопутствующих рисков по возвращению заемного капитала инвесторам, банкам и кредиторам;

- использование результатов проведенного анализа для разработки новых обоснованных программ развития бизнеса организаций и адекватных управленческих решений.


Наши рекомендации