Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru Важнейшая цель функционирования любой фирмы – получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или, если это не позволяет сделать рыночная ситуация, минимизировать убытки. Используются два подхода для определения того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении общего дохода и общих издержек; второй – в сравнении предельного дохода и предель­ных издержек. При использовании этих подходов сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде часть общих издержек является переменными, а часть посто­янными (оплачиваются даже в случае закрытия фирмы). При нулевом уровне производства фирма несет убыт­ки, равные постоянным издержкам. Значит, иногда производство оказывается оправданным тогда, когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода на уровне постоянных издержек. Первый подход. Прибыль = разница между общим доходом и общими издержкам (TR-TC). Общая прибыль будет максимальной при объеме производства, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину. MC=MR – условие максимизации прибыли. Величина прибыли или убытков в краткосрочном периоде зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru 5)Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Условие и графическое изображение.Важнейшая цель функционирования любой фирмы – получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или, если это не позволяет сделать рыночная ситуация, минимизировать убытки. Используются два подхода для определения того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении общего дохода и общих издержек; второй – в сравнении предельного дохода и предель­ных издержек. При использовании этих подходов сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде часть общих издержек является переменными, а часть посто­янными (оплачиваются даже в случае закрытия фирмы). При нулевом уровне производства фирма несет убыт­ки, равные постоянным издержкам. Значит, иногда производство оказывается оправданным тогда, когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода на уровне постоянных издержек. Второй подход. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна расширять производство до тех пор, пока предельный доход (MR) будет превышать предельные издержки (MC). Точка пересечения этих кривых служит показателем максимальной прибыли. Разница между предельным доходом и предельными издержками – это дополнительная (предельная), к-ая добавляется к общей экон. прибыли. Сигналом к тому, что дальнейшее увеличение объема производства приведет к снижению экон. прибыли, будет исчезновение разницы между предельным доходом и предельными издержками: MR-MC=0. MC=MR – условие максимизации прибыли. Величина прибыли или убытков в краткосрочном периоде зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).

6)Закрытие фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение.Важнейшая цель функционирования любой фирмы – получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или, если это не позволяет сделать рыночная ситуация, минимизировать убытки. Используются два подхода для определения того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении общего дохода и общих издержек; второй – в сравнении предельного дохода и предель­ных издержек. При использовании этих подходов сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде часть общих издержек является переменными, а часть посто­янными (оплачиваются даже в случае закрытия фирмы). При нулевом уровне производства фирма несет убыт­ки, равные постоянным издержкам. Значит, иногда производство оказывается оправданным тогда, когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода на уровне постоянных издержек. Первый подход. Прибыль = разница между общим доходом и общими издержкам (TR-TC). Общая прибыль будет максимальной при объеме производства, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину. MC=MR – условие максимизации прибыли. Величина прибыли или убытков в краткосрочном периоде зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).

7)Закрытие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Условие и графическое изображение.Важнейшая цель функционирования любой фирмы – получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или, если это не позволяет сделать рыночная ситуация, минимизировать убытки. Используются два подхода для определения того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении общего дохода и общих издержек; второй – в сравнении предельного дохода и предель­ных издержек. При использовании этих подходов сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде часть общих издержек является переменными, а часть посто­янными (оплачиваются даже в случае закрытия фирмы). При нулевом уровне производства фирма несет убыт­ки, равные постоянным издержкам. Значит, иногда производство оказывается оправданным тогда, когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода на уровне постоянных издержек. Второй подход. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна расширять производство до тех пор, пока предельный доход (MR) будет превышать предельные издержки (MC). Точка пересечения этих кривых служит показателем максимальной прибыли. Разница между предельным доходом и предельными издержками – это дополнительная (предельная), к-ая добавляется к общей экон. прибыли. Сигналом к тому, что дальнейшее увеличение объема производства приведет к снижению экон. прибыли, будет исчезновение разницы между предельным доходом и предельными издержками: MR-MC=0. MC=MR – условие максимизации прибыли. Величина прибыли или убытков в краткосрочном периоде зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru 8)Кривая предложения фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.Всякийраз, определяя равновесный объем производства, следует находить точку, в которой MR = МС, и опускать из нее проекцию на ось Q. При этом ориентиром неизменно является кривая предельных издержек фирмы. Предельные издержки фирмы определяют цену предложения фирмы (есть смысл производить продукцию или нет). Если фирма сталкивается с рыночной ценой Р1, то в соответ­ствии с установкой на максимизацию прибыли она будет про­изводить Q1 единиц продукции. Если рыночная цена опустится доуровня Р2,то фирма сократит производство до Q2единиц про­дукции и будет работать в условиях самоокупаемости, компен­сируя получаемыми доходами свои экон. издержки. Если цена продолжит снижаться до уровня Р3, то фирма сокра­тит производство до Q3, стремясь минимизировать свои убытки. Наконец, если рыночная цена опустится до уровня Р4, фирме придется выбирать: остановить производство или осуществлять его на уровне Q4. Т.е.: для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, кривая предельных издержеквыше точки ее пересечения с кривой сред­них переменных издержек (AVC) совпадает с кривой предложения фирмыв краткосрочном периоде. Именно кривая МСпоказывает, какое кол-во продукции будет производить фирма при каждом данном уровне цены. Если предложение переменного ресурса для конкурентной отрасли характеризуется совершенной эластичностью, то кри­вая отраслевого предложения этой отрасли мо­жет быть получена путем горизонтального суммирования со­ответствующих участков кривых предельных издержек всех фирм. Если же увеличение потребления переменного ресурса в отрасли сопровождается увеличением его цены, то отраслевая кривая предложения краткосрочного периода приобретет на­клон более крутой, чем тот, что образуется при неизменных це­нах на ресурс. И напротив, снижение цены переменного ресурса при увеличении его потребления в краткосрочном периоде отражается на кривой отраслевого предложения конкурентной отрасли большей пологостью по сравнению с ситуацией, когда цены на ресурс не изменяются. Однако можно вполне опреде­ленно утверждать, что, как бы ни изменилась цена переменного ресурса при изменении его потребления, кривая отраслевого предложения совершенно конкурентной отрасли в краткосрочном периоде имеет положительный наклон. Это значит, что для увеличения объемов производства конкурентной отрасли необходимо, чтобы покупатели были готовы предлагать за большее количество товара более высокую цену.

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru 9)Равновесие фирмы в долгосрочном периоде: механизм восстановления, условие и графическое изображение.Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в со­стоянии долгосрочного равновесия, необходимо соблюдениеусловий: 1. Фирма не должна иметь мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при заданной величине постоянных издержек, а это означает, что краткосрочные предельные издержки должны равняться краткосрочному предельному доходу. 2. Каждая фирма должна быть удовлетворена размера­ми имеющегося у нее предприятия, т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов. 3. Не должно быть мотивов, побуждающих старые пред­приятия покидать отрасль, а новые – входить в нее. Если эти требования соблюдаются, тогда: 1) цена окажется равной краткосрочным предельным издержкам; 2) цена будет равна краткосрочным предельным из­держкам; 3) цена уравняется с долгосрочными средними издержками. И лишь в таком случае будет достигнуто долгосрочное равновесие. Уравнение долгосрочного равновесия: Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки. При соблюдении описанных выше условий фирма будет нахо­диться в состоянии долгосрочного равновесия в точке Е при цене Р и объема выпуска продукции Q. Нарушение любого из указанных условий выведет фирму из состояния долгосрочного равновесия. В долгосрочном периоде рыночные силы под воз­действием спроса и предложения приводят фирмы к такому со­стоянию, когда все они производят продукцию на уровне дол­госрочных средних издержек, а это означает, что фирма покры­вает все свои затраты и, кроме того, получает нормальную при­быль, которая включается в издержки. Никто не может полу­чить доход больше, чем составляет его нормальная прибыль. Долгосрочное равновесие достигается очень долго и оно крайне непродол­жительно. При этом, как правило, в долгосрочном периоде фирмы пережи­вают многократные случаи прохождения точек равновесия. Вариант долгосрочного равновесия исхо­дит из условия, что изменение объема производства в отрас­ли происходит при соблюдении постоянных цен на ресур­сы

10)Предложение отрасли при совершенной конкуренции с постоянными, возрастающими и
убывающими издержками в долгосрочном периоде. Изобразить графически. В долгосрочном периоде рыночные силы под воз­действием спроса и предложения приводят фирмы к такому со­стоянию, когда все они производят продукцию на уровне дол­госрочных средних издержек, а это означает, что фирма покры­вает все свои затраты и, кроме того, получает нормальную при­быль, которая включается в издержки. Никто не может полу­чить доход больше, чем составляет его нормальная прибыль. Долгосрочное равновесие достигается очень долго и оно крайне непродол­жительно. При этом, как правило, в долгосрочном периоде фирмы пережи­вают многократные случаи прохождения точек равновесия. Вариант долгосрочного равновесия исхо­дит из условия, что изменение объема производства в отрас­ли происходит при соблюдении постоянных цен на ресур­сы. Значит, издержки производства в отрасли не меняются. Такую отрасль принято называть отраслью постоянных из­держек. Естественно, что и кривая предложения здесь будет строиться с учетом постоянных издержек, т.е. они не будут влиять на цену и объем производства. Отрасль постоянных издержек имеет совершенно эластичную кривую предложения долгосрочного периода. Но на практике цены на ресурсы очень изменчивы, и конкурентные фирмы вы­нуждены приспосабливаться к этим условиям. Предложе­ние будет также меняться в зависимости от доходов или из­менения вкусов потребителей. Если цены ресурсов повышаются при увеличении объемов производства (отрасль возрастающих издержек), то кривая отраслевого предложения принимает положительный наклон, а если цены ресурсов снижаются (отрасль убывающих издержек), - то долгосрочная кривая отраслевого предложения имеет отрицательный наклон.

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru 11)Основные черты монополии. Особенности спроса и предельного дохода при монополии. Какое соотношение между предельным доходом и ценой при монополии? Изобразить графически.Ситуация чистой монополии возникает в случае, если одна из фирм высту­пает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Чистая моно­полия диктует на рынке цену, ибо она является основным поставщиком это­го вида продукции. Черты чистой монополии: 1. наличие одной фирмы; 2. уникальный характер продукции; 3. закрытость отрасли благодаря существованию высоких входных барьеров; 4. совершенная информированность; 5. абсолютная гибкость цен; 6. абсолютная мобильность ресурсов. Чистая монополия – такая монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем сво­им покупателям. Монополист сам определяет цену, исходя из цен спроса. Общий доход монополиста определяется TR= P*Q. Монополист может изменять не только объем, но и цену. Он свободен только в выборе одного параметра, определяющего доход: либо цены, либо объема, но никак не того и другого вместе. Общий доход монополиста может расти и падать, а поведение монополиста зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе ему выгодны снижение цены и рост выпуска, при неэластичном – повышение цены и сокращение выпуска. Средний доход монополиста (AR=TR/Q=P) не является постоянным, он уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает. Предельный доход MR=∆TR/∆Q≠P. Монополист вынужден снижать цену на все единицы продукции. Каждая дополнительно проданная единица продукции приносит доход, к-ый меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR<P. Сравнивая общий доход TC и общие издержки TC, монополист будет наращивать выпуск до тех пор, пока разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной. Равновесный выпуск монополиста достигается при отсутствии прироста прибыли, т.е. MR=MC < P. В краткосрочном периоде монополист может и получать чистую эконом. прибыль, и терпеть убытки (в зав-ти от условий спроса и затрат). Монополисту следует продолжать производство, если цена будет больше или равна средним переменным издержкам P≥AVC (и она будет минимизировать убытки). Нужно остановить производство, если цена будет меньше средних переменных издержек. На графике кривая АТС отражает долгосрочные средние из­держки, а кривая MR – долгосрочные предельные издержки. В таком случае долгосрочное равновесие будет достигаться при объеме производства, когда долгосрочный предельный доход будет соответствовать долгосрочным предельным издержкам (LMR=LMC). Но при этом фирма должна осуществлять производство без­убыточно, а цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, находиться ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. В отличие от краткосрочного равновесия, долгосрочное должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных сово­купных издержек, ибо спрос в долгосрочном периоде более эластичен, чем в краткосрочном. Это позволяет фирме либо взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение мак­симальной краткосрочной прибыли, либо снижать их и полу­чать умеренную прибыль, препятствуя доступу в отрасль конку­рентов.

12)Взаимосвязь между спросом, эластичностью и общим доходом при монополии. Изобразите графически. Какой участок линии спроса выбирает монополист?Ситуация чистой монополии возникает в случае, если одна из фирм высту­пает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Чистая моно­полия диктует на рынке цену, ибо она является основным поставщиком это­го вида продукции. Черты чистой монополии: 1. наличие одной фирмы; 2. уникальный характер продукции; 3. закрытость отрасли благодаря существованию высоких входных барьеров; 4. совершенная информированность; 5. абсолютная гибкость цен; 6. абсолютная мобильность ресурсов. Чистая монополия – такая монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем сво­им покупателям. Монополист сам определяет цену, исходя из цен спроса. Общий доход монополиста определяется TR= P*Q. Монополист может изменять не только объем, но и цену. Он свободен только в выборе одного параметра, определяющего доход: либо цены, либо объема, но никак не того и другого вместе. Общий доход монополиста может расти и падать, а поведение монополиста зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе ему выгодны снижение цены и рост выпуска, при неэластичном – повышение цены и сокращение выпуска. Средний доход монополиста (AR=TR/Q=P) не является постоянным, он уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает. Предельный доход MR=∆TR/∆Q≠P. Монополист вынужден снижать цену на все единицы продукции. Каждая дополнительно проданная единица продукции приносит доход, к-ый меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR<P. Сравнивая общий доход TC и общие издержки TC, монополист будет наращивать выпуск до тех пор, пока разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной. Равновесный выпуск монополиста достигается при отсутствии прироста прибыли, т.е. MR=MC < P. В краткосрочном периоде монополист может и получать чистую эконом. прибыль, и терпеть убытки (в зав-ти от условий спроса и затрат). Монополисту следует продолжать производство, если цена будет больше или равна средним переменным издержкам P≥AVC (и она будет минимизировать убытки). Нужно остановить производство, если цена будет меньше средних переменных издержек. На графике кривая АТС отражает долгосрочные средние из­держки, а кривая MR – долгосрочные предельные издержки. В таком случае долгосрочное равновесие будет достигаться при объеме производства, когда долгосрочный предельный доход будет соответствовать долгосрочным предельным издержкам (LMR=LMC). Но при этом фирма должна осуществлять производство без­убыточно, а цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, находиться ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. В отличие от краткосрочного равновесия, долгосрочное должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных сово­купных издержек, ибо спрос в долгосрочном периоде более эластичен, чем в краткосрочном. Это позволяет фирме либо взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение мак­симальной краткосрочной прибыли, либо снижать их и полу­чать умеренную прибыль, препятствуя доступу в отрасль конку­рентов.

13)Стратегия максимизации прибыли и стратегия минимизации убытков при монополии:
сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Условие и графическое изображение.Предельный доход MR=∆TR/∆Q≠P. Монополист вынужден снижать цену на все единицы продукции. Каждая дополнительно проданная единица продукции приносит доход, к-ый меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR<P.Долгосрочное равновесие будет достигаться при объеме производства, когда долгосрочный предельный доход будет соответствовать долгосрочным предельным издержкам (LMR=LMC). Но при этом фирма должна осуществлять производство без­убыточно, а цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, находиться ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. Мах-ция прибыли при мон. конкуренции. MR=MC

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru

Минимизация убытков

AVC<P<ATC

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru

Закрытие фирмы

P<min AVC

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru

14)Ценовая дискриминация: понятие, условия возникновения. Ценовая дискриминация первой степени и её последствия.ЦД-практика устан-ия разных цен на различн ед-цы товара,не оправданная ника-ми разл-ми в изд-ах пр-ва.ЦД имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Цель:присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Условия ЦД:*нельзя перепро-ть;*продавец должен разделять пок-ей на группы.Формы ценовой дискриминации (ЦД): 1) совершенная ЦДредкая: имеет место, когда монополист каждому покупателю устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек. Ценовая дискриминация – установление разных цен разным покупателям. Для проведения ценовой дискриминации необходимы следующие условия: -существование у разных покупателей разных линий спроса; -исключение перепродажи товара; -возможность разделения покупателей на группы. Ценовая дискриминация I степени (совершенная): каждая единица товара продаётся покупателю по его максимальной цене. При этой ЦД излишек покупателю полностью присваивается к монополистам. И линия спроса совпадает с линией предельного дохода.

15)Ценовая дискриминация: понятие, условия возникновения. Ценовая дискриминация второй степени. Графическое выражение. Условие максимизации прибыли при ценовой дискриминации II степени.ЦД-практика устан-ия разных цен на различн ед-цы товара,не оправданная ника-ми разл-ми в изд-ах пр-ва.ЦД имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Цель:присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Условия ЦД:*нельзя перепро-ть;*продавец должен разделять пок-ей на группы.Формы ценовой дискриминации (ЦД):.2) ЦД на сегментированных рынках: Сегментированный рынок - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента. Ценовая дискриминация II степени: установление различных цен для отдельных партий товара (оптовые скидки). Предположим, что вся партия товара разбивается на две группы: Q = Q1 + Q2, при этом цена I партии будет определяться Q I партии. P1 = f (Q1), цена II партии будет определяться Q и I партии и II партии. P2 = f (Q2), т.к. Q2 будет определятся как Q – Q1 – это означает, что линия спроса для II партии становится короче на величину Q I партии. Прибыль будет определяться: Пр = TP – TC = (P1(Q1)Q1 + P2(Q2)Q2 – TC(Q)) Условие максимизации прибыли:

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru MR1 = P2

MR2 = P3

MRn = MC

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru MRi = Pi+1

MRn = MC

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru

16)Ценовая дискриминация: понятие, условия возникновения. Ценовая дискриминация третьей
степени при монополии. Графическое выражение. Условия максимизации прибыли при ценовой
дискриминации степени.ЦД-практика устан-ия разных цен на различн ед-цы товара,не оправданная ника-ми разл-ми в изд-ах пр-ва.ЦД имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Цель:присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Условия ЦД:*нельзя перепро-ть;*продавец должен разделять пок-ей на группы.Формы ценовой дискриминации (ЦД): 3) ЦД по объёму продаж: ЦД имеет место, при предоставлении покупателям скидок. Ценовая дискриминация III степени: предполагает разделение покупателей на отдельные группы в соответствии с их эластичностью спроса. Предположим, что весь рынок делится на два сегмента:P1 = f (Q1)P2 = f (Q2).Прибыль будет определяться: Пр = TP – TC = (P1(Q1)Q1 + P2(Q2)Q2 – TC(Q)) Условие максимизации прибыли:

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru MR1 = MC

MR2 = MC

MRn = MC

Если MR1 > MC ® расшир. I рынок. Если MR2 > MC ® расшир. II рынок

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru

17)Экономические последствия монополии. Сравнение монополии и совершенной конкуренции. Объяснить с использованием графика.Безвозвратные потери общества от монопольной власти.Цена равна Рм, потребители теряют рыночную стоимость, равную площади фигуры А. фигура А – присваивает монополист;фигура В – теряется (излишек потребителя);фигура С – представляет собой безвозвратные потери для общества (потери излишка производителя). Безвозвратные потери=В+С. Монополия оказывает противоречивое влияние на НТП. С одной стороны монополист, присваивая значительную часть излишка потребителя , имеет большие возможности для финансирования научно-технических разработок и их внедрения. С другой стороны, обладая монопольной властью, фирма не очень заинтересована во внедрении новых технологий в пр-во.В некоторых областях нельзя избежать образования монополии – естественная монополия. Гос-во, как правило, осуществляет регулирование дея-ти естественных монополий путем регулирования цен. Устанавливантся цена на уровне средних издержек фирмы-монополиста, такуюцену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль. Регулируемая естественная монополия.Рм- цена, кот. установила бы фирма без регулирования гос-вом;Ра- регулируемая цена;Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв;Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек. В условиях совершенной конкуренции объем выпуска в отрасли составит QK, а цена установится на уровне РK. В условиях монополии выпуск продукции QM будет меньшим, чем в конкурентной отрасли, а цена РM, напротив, выше конкурентной цены.

Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru

18)Рыночная власть и показатели ее измерения (показатели Лернера и Герфиндаля). Экономические последствия монополии.Безвозвратные потери общества от монопольной власти.Цена равна Рм, потребители теряют рыночную стоимость, равную площади фигуры А.

фигура А – присваивает монополист;фигура В – теряется (излишек потребителя);фигура С – представляет собой безвозвратные потери для общества (потери излишка производителя). Безвозвратные потери=В+С. Монополия оказывает противоречивое влияние на НТП. С одной стороны монополист, присваивая значительную часть излишка потребителя , имеет большие возможности для финансирования научно-технических разработок и их внедрения. С другой стороны, обладая монопольной властью, фирма не очень заинтересована во внедрении новых технологий в пр-во.В некоторых областях нельзя избежать образования монополии – естественная монополия. Гос-во, как правило, осуществляет регулирование дея-ти естественных монополий путем регулирования цен. Устанавливантся цена на уровне средних издержек фирмы-монополиста, такуюцену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль. Регулируемая естественная монополия.Рм- цена, кот. установила бы фирма без регулирования гос-вом;Ра- регулируемая цена;Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв;Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек . Показатель монопольной власти Лернера: L=P-MC/P. Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC . Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана: Минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение - student2.ru

где Pi – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H < 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

Наши рекомендации