Факторный анализ рентабельности реализованной продукции

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru или Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж(Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности продаж по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru
Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности продаж и инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде
Факторный анализ рентабельности реализованной продукции - student2.ru

Наши рекомендации