Глава 1. место логистики в общественном производстве

В. А. Гудков

Л. Б. Миротин

С.А.Ширяев

Д.В. Гудков

. ■

Основы

Логистики

Допущено УМО вузов РФ по образованию в области

транспортных машин и транспортно-технологических

комплексов в качестве учебника для студентов,

обучающихся по специальности 240100 «Организация

перевозок и управление на транспорте» (по отраслям)

направления подготовки дипломированных специалистов 653400

Москва

Горячая линия - Телеком

БК 65.9(2) 315 0

Рецензенты: кафедра «Промышленная логистика» МГТУ им. Н. Э. Баумана,

зав. кафедрой, доктор техн. наук, профессор А. А. Колобов;

доктор техн. наук, профессор В. С. Боровик

075 Основылогистики: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, С. А. Ширяев, Д. В. Гудков; Под ред. В. А. Гудкова. - М: Горячая линия - Телеком, 2004. - 351 с: ил. ISBN 5-93517-195-3

Излагаются основополагающие сведения о недавно сформировавшем­ся научно-практическом направлении под названием «Логистика», активно развивающемся как за рубежом, так и в России. Рассмотрены основные понятия и определения логистики, ее цели и задачи. Приводятся описания основных действующих логистических систем как в микро, так и в макро­логистике. Даются примеры функционирования логистических систем в различных сферах производства, снабжения, распределения и сбыта. По­казана связующая роль транспорта и особенности его использования в логистических системах.

Для студентов всех форм обучения транспортных специальностей. Может быть полезна управленческому и техническому персоналу транс­портных предприятий и организаций.

ББК 65.9(2) 315

Учебное издание

Гудков Владислав Александрович, МиротинЛеонид Борисович, Ширяев Сергей Александрович, Гудков Дмитрий Владиславович

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Учебник

Редактор А. К. Саютина,

Технический редактор В. И. Фишер

Компьютерная верстка Т. Е. Малютиной

Оригинал-макет подготовлен РПК «Политехник»

Подписано в печать 29.06.2004. Формат 60x88 1/16. Гарнитура Times. Усл.- печ. л. 21,12. Уч.-изд. л. 20,46. Тираж 2500 экз. Изд. № 195.

ISBN 5-93517-195-3 © В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, С. А. Ширяев,

Д. В. Гудков, 2004 ©Волгоградский государственный технический

университет, 2004 ©Оформление издательства «Горячая линия -

Телеком», 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное издание является переработанным и дополненным ва­риантом учебного пособия «Логистика» тех же авторов, вышедшим из печати в 2002 г. В нем приведены основные сведения по новому научно-практическому направлению, которое получило название логистика. В последнее время принципы логистики стали широко использоваться практически во всех сферах деятельности многих общественных формаций, независимо от^форм собственности, как на уровне отдельных предприятий и организаций, так и на уровне регионов, федераций, стран, континентов, а также в глобальном масштабе. В связи с этим знание принципов логистики и использо­вание их на практике дает несомненное преимущество в конку­рентной борьбе и в результате приводит к увеличению прибыли и повышению эффективности любой деятельности.

Изложение материала построено таким образом, что сначала определено место логистики в общественном производстве, даны основные понятия и определения, перечислены и охарактеризова­ны этапы развития логистики, проблемы ее становления в России, затем приведены основные виды внутрипроизводственных логи­стических систем, а потом следуют разделы, которые относятся к основным направлениям логистики, а именно: логистика в управ­лении запасами, коммерческая логистика, транспортно-складская логистика, услуги и сервис в логистике, а также информационное обеспечение логистики.

В конце книги помещен заключительный раздел об эффектив­ности логистических систем.

По каждой главе даны выводы. При изучении отдельных разде­лов дисциплины желательно на них акцентировать внимание, равно

как и постараться ответить для себя на те вопросы, которые имеют­ся в тексте в конце каждой главы.

В библиографический список включены те издания, которые могут расширить знания при изучении как основ, так и отдельных составляющих дисциплины логистика.

Учебник ориентирован на студентов вузов транспортных спе­циальностей всех форм обучения и написан доступным для усвое­ния языком.

Может быть полезен тем специалистам, которые стремятся по­высить эффективность своей деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Отход от административно-командной экономики России в пользу ее рыночного варианта невольно наводит на мысль изуче­ния опыта функционирования рыночных экономик развитых стран, что определяется использованием отработанных и проверенных на практике элементов рыночной экономики.

Одним из таких элементов является логистика, позволяющая рыночным' субъектам формировать эффективную стратегию обес­печения своего конкурентного преимущества, исходя не из абст­рактной ориентации на рынок, а из ориентации на конкретного потребителя.

В условиях рыночной экономики основным звеном хозяйствен­ной системы становится предприятие, целью деятельности которо­го является получение прибыли. Весь комплекс организационно-хозяйственной деятельности предприятия строится на указанной цели, так как только рост прибыли в конечном счете определяет успех в конкурентной борьбе. В свою очередь конкурентная борьба побуждает предприятия находить новые резервы для обеспечения устойчивости фирм, которые могут меняться как количественно, так и качественно, охватывая и сферы ранее не рассматривавшиеся как источники усиления конкурентоспособности.

Стабильное положение предприятия в условиях рынка определя­ется не только низкими производственными издержками, но и, даже в первую очередь, способностью предприятия обеспечить сбыт про­изведенного товара на основе совершенствования методов сбыта. Необходимость поиска новых источников повышения конкуренто­способности предприятий и фирм, практически исчерпанность таких источников в рамках функционирования собственно предприятий, привели к поиску резервов за их пределами. Возникла идея опти­мизировать не отдельные компоненты производственного, а также коммерческого процесса, а их совокупность путем постановки за­дачи оптимального использования всего ресурсного потенциала. Это и стало предметом изучения логистики - теории планирова-

ния, управления и контроля процессов движения материальных, информационных, финансовых, трудовых, энергетических потоков в человеко-машинных системах. Логистика пронизывает все функ­ции и подразделения предприятия с целью единой оптимизации деятельности.

Логистика требует нового мышления в области использования ресурсов. Классический подход - оптимизация на отдельных участ­ках, новый - системная оптимизация всех процессов, связанных с ор­ганизацией производства, для достижения поставленных целей.

Сознавая распространение логистики в нашей стране, необхо­димо установить зоны экономически целесообразного и приемле­мого ее использования. Очевидно, что монополизация производст­ва существенно ограничивает возможности применения логистики, так как при отсутствии конкуренции не остается места для логи­стического мышления. Важным становится ликвидация экономи­ческих предпосылок для производства монополистических тенден­ций, создание условий для развития конкуренции, основанной на свободном выборе партнеров, свободном ценообразовании и сво­бодном формировании портфеля заказов, исходя из рыночной конъюнктуры. Именно такие условия характеризуют наличие эко­номической среды, адекватной рыночным отношениям, и только при их наличии можно всерьез говорить об эффективности логи­стического инструментария. При отсутствии надлежащих эко­номических условий усилия, связанные с освоением и применени­ем логистики, могут оказаться невостребованными, в связи с чем произойдет компроментация собственно логистики и логистиче­ских подходов, как это уже было у нас с другими инструментами рыночной экономики. Об этом нужно всегда помнить при изучении логистики и практическом применении в хозяйственной деятельно­сти ее принципов.

Как теория логистика выделилась в большинстве развитых зару­бежных стран в самостоятельную дисциплину, изучаемую в высших учебных заведениях и в области научных разработок во многих высших учебных заведениях наряду с информатикой, маркетингом, менеджментом. Для подготовки управленческих кадров существует специальность «Логистика» и выпускникам присваивается соответ­ствующая квалификация.

Целью настоящего учебника является изложение концепту­альных основ логистики вообще, а также транспортных аспектов и приложений.

Глава 1. МЕСТО ЛОГИСТИКИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Почти до середины двадцатого века в мировой науке преобла­дали теоретические положения о дифференциации общественного производства на четыре стадии: собственно производства, распре­деления, обращения, потребления. Постулировалось также, что ка­ждая из перечисленных стадий составляла отдельную фазу общест­венного производства и имела специфическую значимость. Причем основной стадией считалось собственно производство, а осталь­ные стадии по отношению к нему играли второстепенную роль.

Сфере обращения в этой концепции отводилась вспомогательная роль, как обслуживающей производство, хотя сфера обращения оказывает на сферу производства существенные обратные воздей­ствия, серьезно влияющие на развитие собственно производства. Осмысление такого воздействия сферы обращения относится к 50-м годам XX столетия. В этот период были заложены основы современ­ной теории о сфере обращения, которые вошли в состав экономиче­ской науки, известной в настоящее время как маркетинг. В марке­тинге сфере обращения уделяется повышенное внимание.

В России до 80-х годов считалось, что сфера обращения не обес­печивает рост общественного продукта и является непроизводи­тельной. Адекватно такой оценке осуществлялась и экономическая политика. На обеспечение процесса обращения выделялось недос­таточно средств, ограничивался рост организаций и предприятий сферы обращения, работа в этой сфере была не престижной и мало­оплачиваемой. В результате такой политики сфера обращения отстала от производственной, товары замедленно продвигались от производителя к потребителю, неудовлетворительно выполнялись заказы потребителей как по срокам, так и по ассортименту. Кроме этого в обществе была сформирована стойкая психологическая не-





дооценка сферы обращения и роли работников этой сферы в обще­ственном производстве.

В рыночной экономике сфера обращения функционирует по маркетинговому принципу - производить то, что пользуется спро­сом и продается, тогда как до недавнего времени в нашей стране главенствовал принцип - продавать то, что произведено. Естест­венно, что в рыночной экономике именно сфера обращения опре­деляет что, когда, сколько и кому произвести для устойчивого сбы­та. Понимание такого положения привело к интенсификации по­иска путей ответов на перечисленные вопросы, что в конечном счете вылилось в новую научно-практическую деятельность, полу­чившую признание и известность как логистика.

В открытой рыночной экономике логистика сформировалась и стала распространяться в предпринимательской среде лишь с 60-х годов, когда был достигнут качественно иной уровень рыночных отношений. Концепция логистики рассматривается в непосредственной связи со стратегическими целями предприятий и фирм. Главная ее задача - достижение с малыми затратами мак­симальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рын­ке, повышение в нем своей доли и получение преимущества перед конкурентами.

Логистика привела к пересмотру устоявшегося представления не только о сфере обращения, но и, в целом, общественного произ­водства. Логистический подход главным предполагает не разбие­ние общественного производства на стадии и фазы, не обособление и определение места каждой из них, а представление всего общест­венного производства, взятого в целом, в виде единой, неделимой и взаимосвязанной системы. Основой функционирования такой системы стал конечный результат производства, как количествен­ный, так и качественный.

Эффективная рыночная стратегия основана на связях между фирмой, потребителем и конкурентом (рис. 1.1).

Как правило с повышением объема производства товаров их себестоимость снижается, а эффективность производства повыша­ется. Однако в условиях перенасыщения рынка товарами достиже­ние прибыльности деятельности фирм путем ориентации на увели­чение объемов продаж нереально. Чтобы продать товар, необходимо выделить его из подобных себе, придать ему дополнительные свойства, в наибольшей мере отвечающие запросам потребителя.

глава 1. место логистики в общественном производстве - student2.ru

Рис. 1.1. Связь между фирмой, потребителем и конкурентом

Этому способствует стратегия сегментации рынка. Мощным сред­ством придания товару дополнительных потребительских свойств является обслуживание (в процессе доставки товара, послепродажное и т. д.), так как рынок становится более требовательным к качеству обслуживания.

Логистика может способствовать достижению конкурентных преимуществ как в производстве (через рациональное использова­ние имеющихся мощностей, совершенствование текущего плани­рования, сокращение запасов, кооперацию, интеграцию и т. д.), так и в обслуживании (совершенствование торгового обслуживания, прогрессивная стратегия распределения товаров, более полное удовлетворение нужд и запросов потребителя и т. д.). Поэтому од­на из главных задач логистики - координация всей деятельности, необходимой для достижения желаемого уровня обслуживания и качества поставок при возможно более низком уровне затрат или путем управления материальными и информационными потоками в сфере производства и потребления продукции.

Логистика является классическим примером использования системного подхода к проблемам бизнеса. Системный подход к дея­тельности компании указывает, что цели компании могут быть реализованы путем признания взаимосвязи и взаимозависимости основных функциональных областей деятельности (маркетинг, производство, транспорт, финансы и т. д.).

Важным аспектом логистики является безусловное выпол­нение требований потребителя. Логистика играет существенную роль в удовлетворении потребителя. Все больше компаний начи-

нают понимать важность оптимального уровня качества не только в процессе производства продукции, но и на всех стадиях деятель­ности компании.

Система - набор взаимодействующих элементов, переменных, частей, функционально связанных друг с другом и формирующих последовательную группу. Если измерять эффективность величи­ной затрат, то отдельная часть системы не может функционировать при минимальных затратах, так как должна способствовать общей эффективности системы. Решение о виде и характере перевозки должно приниматься с учетом наличия запаса, складирования, упа­ковки, затаривания и т. д., так, чтобы была оптимизирована система в целом, а не только одна из подсистем. Общим принципом кон­цепции системного подхода является сосредоточенность не на от­дельных переменных, а на исследовании их взаимодействия в целом. Цель логистики состоит в том, чтобы эффективно использовать систему в целом, а не отдельные части, при максимальном удовле­творении спроса.

В общем случае предсказание сбыта является входной инфор­мацией системы логистики. Основной мотив применения концеп­ции логистики - способность обеспечить интегрированный подход к деятельности компаний.

Системность в логистике означает, во-первых, то, что все уча­стники товародвижения рассматриваются как части единого цело­го, а сам процесс - как комплексная проблема; во-вторых, связи между всеми участниками соответствующим образом организованы и сопряжены с технологией процесса товародвижения; и, в-третьих, системность является необходимым условием получения внеотрас-левого (синергического или интегрального) эффекта.

Значению и необходимости сопряженности производства с пред­шествующими и завершающими стадиями на уровне предприятий не уделялось должного внимания.

Специалисты в области логистики пытаются найти и поддержи­вать оптимальный баланс (соотношение) затрат, запасов и качества обслуживания, для чего выполняются многовариантные расчеты. Принимается вариант, который приносит наибольшую прибыль фирме в целом.

Роль логистики состоит в постоянном использовании такого мощного фактора повышения производительности, как оптимиза­ция управления. В ее задачи входят также выявление и учет техно-

логических изменений, нарушающих оптимальное управление в каж­дый конкретный момент времени.

Необходимо знать принципы логистики в связи с тем, что:

политика ценообразования на товары и услуги во многом свя­зана с издержками в сферах производства и обращения (расходы на поддержание запасов сырья, полуфабрикатов и готовой про­дукции, их складирование, экспедирование, перевозку, реализа­цию и т. д.);

управленцы (менеджеры) фирм и компаний без достаточных знаний в области организации и управления материальными и ин­формационными потоками не могут принимать оптимальные реше­ния и выбирать среди альтернативных оптимальные варианты;

логистика является методологическим инструментом бизнеса. Фирмы и компании, не пользующиеся этим инструментом, проиг­рывают в конкурентной борьбе.

К основным принципам логистики, кроме рассмотренной сис­темности, относят:

комплексность - координация всех действий, централизованный контроль выполнения поставленных задач, сотрудничество с внеш­ними партнерами и наличие прочных связей между подразделе­ниями внутри фирмы;

научность - признание приоритетности квалификации и знаний у сотрудников фирмы и следование современным взглядам и науч­ным разработкам;

конкретность - четкое определение конечного результата и со­ответствие его установленным требованиям, оптимизация деятель­ности согласно выявленным критериям;

конструктивность - четкое слежение за изменениями в со­стоянии объекта управления, оперативная корректировка операций материально-технического обеспечения и продвижения товаров;

надежность - обеспечение безотказности и безопасности пере­мещения материальных ресурсов, создание резервных коммуника­ций, наличие быстрого и качественного поступления информации;

альтернативность - разработка нескольких вариантов течения процесса или деятельности и выбор среди возможных наилучшего оптимального или рационального.

Логистическая деятельность - особая управленческая дея­тельность (управление потоков), так как каждый хозяйственник есть и продавец, и покупатель, управляющий своим потоковым

процессом - от закупок ресурсов до сбыта товаров и услуг. Менед­жеры логистики решают задачи сквозной оптимизации потоковых процессов - от закупок исходных ресурсов до сбыта товаров и ус­луг фирмы. Происходит интеграция внутренних процессов с внеш­ней средой: поставщиками и посредниками, между фирмой и по­требителями продукции. Должна быть гибкая оперативная под­стройка производства к постоянно изменяющемуся спросу на рынке производимого продукта.

Успешное управление требует тщательной координации дейст­вий перемещения и хранения. Становится все более очевидным наличие связей между такими элементами системы логистики, как перевозка, запас, складирование и т. д.

Применение системного подхода и компромиссов при принятии решений привело к выполнению логистикой новых функций. По сравнению с традиционной системой материально-технического снабжения логистика выполняет координационные функции, влияя на разработку стратегии фирм и на создание новых конкурентных преимуществ. Это такие функции как «способы и методы коорди­нации отношений фирмы с ее партнерами», «средство и методы координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого ком­панией предложения», «способ организации деятельности пред­приятий, объединяющий усилия различных подразделений, произ­водящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов».

Логистический подход внес серьезные изменения в оценку сферы обращения, определив понимание того, что резервы в собственно производстве к настоящему времени практически исчерпаны и их следует искать в совершенствовании сферы обращения. Это под­тверждает практика работы ряда фирм в промышленно развитых странах, где более 40 % прибыли получают за счет реализации резер­вов именно в сфере обращения. В этих странах 20 % и более НВП приходится на издержки, связанные с товародвижением. По вре­менным затратам только 2 % приходится на собственно производ­ство и 98 % времени на перемещение от первичного источника сы­рья и материалов до конечного потребителя готовой продукции.

Логистика требует кардинального обновления техники и техно­логии, организационной перестройки всей сферы обращения. Так применение логистических методов позволяет изготовителю ис-

пользовать следующие основные подходы в области организации товародвижения:

поддержание на достаточно высоком уровне запасов готовой продукции в ш4ироком ассортименте. При необходимости размеще­ние части этих запасов в местах потребления;

использование широкого параметрического ряда тары, позво­ляющей интенсифицировать процесс формирования различных партий поставки товаров;

использование таких транспортных средств, которые позволяют формировать небольшие партии отправки товаров и обеспечивать высокую скорость их доставки;

использование разнообразных каналов связи при получении и передаче информации для эффективного управления товаро­движением;

автоматизация технологии маркировки производимой продук­ции и контроля ее движения вплоть до места потребления;

создание самостоятельных подразделений, целиком специали­зированных на выполнении функций организации и осуществления товародвижения;

обращение к услугам независимых торговых посредников, вы­ступающих, с одной стороны, в роли покупателей всей или части производимой продукции и с другой - ее поставщиков непосредст­венным потребителям.

Тем самым образуется логистическая цепь «изготовитель -торговое предприятие (посредник) - потребитель», опосредуемая транспортом и другими звеньями рыночной инфраструктуры.

Рыночная экономика требует развития рыночной инфраструк­туры. В России в связи с отставанием развития сферы обращения она оказалась не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому экономика развивается неэффективно, так как администра­тивно-командная система разрушена, а рыночный механизм не налажен.

Процесс создания рыночной инфраструктуры в нашей стране, хотя и не регулируется должным образом ни федеральными ни региональными властями, идет достаточно быстро, т. е. приоритет в развитии имеет сфера обращения, и она начинает диктовать про­изводству: где, что, сколько, когда, по какой цене производить, кому и где все это продавать. Логистика ускоряет, упрощает

и удешевляет поиски ответов на эти вопросы и практическое воплощение решения поставленной задачи.

По мнению многих западных специалистов, принципы логи­стики не являются каким-то открытием или поворотным моментом. Они вполне естественны и просты. Тем не менее руководители предприятий и фирм не всегда считаются с их смыслом и не все убеждены (а иногда просто не знают) о том, что следование этим принципам должно стать непреложным правилом в деятельности предприятий. Однако сама жизнь показывает, что предприятия, пренебрегающие принципами логистики, как правило, обладают меньшей конкурентоспособностью и меньшим потенциалом для увеличения прибыли.

ВЫВОДЫ

1. Логистический подход главным предполагает не разбиение общественного производства на стадии и фазы, а представление всего общественного производства, взятого в целом, в виде единой, неделимой и взаимосвязанной системы.

2. Главной задачей такой системы является достижение при возможно малых затратах максимальной приспособленности к из­меняющейся обстановке на рынке (в широком смысле), повышение в нем своей доли и получение преимущества перед конкурентами, что обеспечивается координацией всей деятельности.

3. Основной функцией системы становится конечный результат, как количественный, так и качественный. Важным аспектом логи­стики является безусловное выполнение требований потребителя.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль сферы обращения до и после применения
логистических принципов?

2. В чем состоит главная задача логистики?

3. Что такое «логистическая деятельность» и «логистический подход»?

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ

2.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ

Термин «логистика» используется с давних пор, однако до недавнего времени этот термин в нашей стране был известен лишь узкому кругу ученых и специалистов в области математической ло­гики и философии.

Греческое по происхождению слово «логистика» имеется во всех основных европейских языках. Например, на английском языке слово «логистика» будет выглядеть как Logistik, на французском -logistique, на итальянском и испанском - logistica. Однако значение этого термина в разные времена было разным. В древней Греции это слово обозначало искусство рассуждения, в Римской империи - пра­вила распределения продовольствия. В Византии в 865-912 гг. н. э., логистика определялась как искусство снабжения армии и управ­ления ее перемещениями.

Г. Лейбниц (1646-1716) применял термин «логистика» в значе­нии «математическая логика».

В начале XIX века получили известность труды по логистике военного специалиста А. Жомини, который трактовал логистику, как военную науку, применительно к организации снабжения и тыловому обеспечению фронта. После того как Наполеон Бонапарт использо­вал логистику в своих полководческих расчетах, она прочно вошла в арсенал военных наук, а с середины XIX столетия начала быстро развиваться во всем мире.

Антуан Анри (в православии Генрих Вениаминович) Жомини -майор швейцарской армии, бригадный генерал наполеоновской, генерал от инфантерии российской - в течение полувека и до по­следнего дня (1799-1869) служил России. Многие принципы и пра­вила, впервые сформулированные Жомини в качестве основы уче­ния о войне и военном деле, вполне приемлемы и в других сферах




человеческой деятельности. Таков, например, главный принцип военной стратегии - сосредоточение решающих сил в решающем пункте в решающий момент; взаимосвязь прямых и непрямых дей­ствий. Большое значение он придавал военной логистике, считая ее искусством планирования, проведения военных маневров, обеспе­чения армии всем необходимым. Многие суждения современных логистов полностью отвечают идеям Жомини о координации, сла­женности всех действий, обеспечивающих эффективные передви­жения больших масс людей и материальных ресурсов с оптималь­ными издержками.

Широкое применение логистические подходы получили в пе­риод Второй мировой войны при организации взаимодействия между предприятиями военно-промышленного комплекса, транс­портом и снабжением армии. В невоенной области логистика стала применяться значительно позднее.

С начала 90-х годов прошлого века термин «логистика» стали использовать не только в специальной литературе, но и в средствах массовой информации для обозначения нового направления в нау­ке - теории и практике управления материальными и информаци­онными потоками.

В качестве условных синонимов термина «логистика» в интере­сующем нас значении использовались такие: «управление материала­ми», «тотальное распределение», «физическое распределение» и др. Между прочим, последний термин использовался и используется параллельно с термином «логистика» и сегодня. Вот так он был определен Американской ассоциацией маркетинга еще в 1948 г.: «Физическое распределение - это грузопереработка и транспорти­ровка товаров от места производства к месту потребления». Что касается определения логистики как науки, то первые попытки сформулировать такое определение относятся к концу 50-х и нача­лу 60-х годов XX века. Эти формулировки неоднократно уточня­лись и пересматривались. Приведем некоторые из них.

«Логистика - это планирование, реализация и контроль техно­логически и экономически эффективных процессов перемещения и складирования материалов, полуфабрикатов и готовой продук­ции, а также передачи соответствующей информации от места произ­водства к местам потребления в соответствии с интересами потре­бителей» (Американский совет проблем менеджмента, 1986 г.).

«Логистика - это управление и координация в рамках цепи: снабжение - производство - сбыт, включая выбор поставщика, ор­ганизацию материального обеспечения производства, размещения заказов и доведение готовой продукции до потребителя по каналам распределения» (Британский институт проблем организации заку­почной деятельности, 1990 г.).

«Логистика - это управление складированием и перемещением сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции от поставщика через фирму - продуцента к потребителям» («Copers and Lybrand» - крупная консалтинговая фирма Великобритании, оказывающая услуги в области логистики, 1989 г.).

В Европе ряд стран трактует логистику как науку об интегра­ции производственного и перевозочного процессов с их необходи­мым информационным обеспечением. Немецкие ученые считают логистику наукой о планировании, управлении и контроле за мате­риальными и соответствующими им информационными потоками, циркулирующими между внешней средой и предприятием, а также внутри самого предприятия. Это определение логистики ставит во главу угла изучение информационных и материальных потоков. При этом очевидно, что рациональная организация потоков ин­формации, умелая их компьютеризация, основанная на совре­менных информационных технологиях, позволяет значительно повысить продвижение материальных ресурсов и их использование в производстве.

Одно из известных определений логистики означает способ­ность гарантировать правильное изделие, в правильном количестве и правильном состоянии, в правильном месте, в правильное время, для правильного потребителя и по правильной стоимости.

Существуют и другие определения, предложенные отдельными научно-исследовательскими организациями, фирмами, специа­листами в области кибернетики, менеджмента и др. Например, по мнению М. Е. Залмановой, логистика - это наука об организа­ции и планировании обращения материальных ресурсов в общест­венном производстве (на всех его участках и этапах) и управлении этим процессом.

Е. А. Голиков определяет логистику как оптимизацию управле­ния потоковыми (поточными) процессами, включающими движе­ние вещества, информации и энергии, причем предлагает делить потоковый процесс на потоки ресурсов и товаров. Первые - физи-




ческое движение, вторые - условно-экономическое, когда к нату­ральным параметрам добавляется изменение форм стоимости (соб­ственности). Все участники логистического процесса нацелены на общий конечный результат, не зависящий от существующих форм собственности на предприятиях.

О. А. Новиков отмечает, что логистика - это:

конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагаю-щим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;

наука о движении совокупности материальных, информационных, финансовых, кадровых потоков в системе рыночных отношений;

методология управления процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, доведения их до производ­ственного предприятия, внутрипроизводственной переработки, доставки готовой продукции до потребителя;

системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и кадровых ресурсов в категориях потоков и запасов;

алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых на всех стадиях воспроизводственного процесса (материально-техни­ческое обеспечение, производство, сбыт);

функциональный менеджмент в системе управления предпри­нимательской фирмой;

вид предпринимательской деятельности, специализирующийся на закупке, хранении и доставке продукции потребителю (осуще­ствление комплекса транспортно-складских услуг).

А. Н. Родников определяет логистику как науку о планирова­нии, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совер­шаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производст­венного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материа­лов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Более лаконично определение логистики В. И. Сергеева - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, связан­ных с ними потоков информации и финансовых средств в опреде-

ленной системе (микро или макро) соответственно с поставленной перед нею целью.

Отсутствие единства в определении понятия «логистика» го­ворит о том, что логистика как наука находится все еще в стадии становления.

Основными объектами исследования в логистике являются:

материальный поток;

информационный поток;

финансовый поток;

логистическая операция;

логистическая функция;

логистическая цепь;

канал;

сеть;

система;

логистические издержки.

Кратко охарактеризуем каждый из приведенных терминов. По необходимости после термина на русском языке будем давать его международный эквивалент на английском языке.

2.2. ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

Материальные потоки

Рассмотрим основной объект исследования логистики - мате­риальный поток. В термине «материальный поток» используются два слова «материальный» и «поток». Для лучшего понимания этого словосочетания постараемся раскрыть смысл каждого из входящих в него слов.

Слово «материальный» характеризует явление или предмет с точ­ки зрения их вещественности, осязаемости, возможности трогать руками, передавать из рук в руки, укладывать или перекладывать с места на место и др. Материальность означает наличие количест­ва предметов, их массы, объема, площади. Описание предметов и вещей с этих позиций привело к формированию словосочетания «материальные ресурсы». К ним обычно относят: сырье, материа­лы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, детали и узлы. К ма­териальным ресурсам относят также полезные ископаемые, при­родные ресурсы (воду, воздух, землю, космическое пространство). В последнее время к материальным ресурсам относят и информа­ционные ресурсы, хранящиеся в памяти компьютеров.




Второе слово в анализируемом термине «поток» также исполь­зуется очень широко для описания тех или иных явлений в различ­ных областях знаний. Например, в физике - как поток электронов, поток «энергии» и др.; в психологии - поток сознания; в географии -поток воды; на транспорте - поток грузов, поток транспортных средств, поток пассажиров и др.

Наши рекомендации