Тенденции развития потребляющих отраслей
а) Безалкогольные газированные напитки
Объем российского рынка безалкогольных прохладительных напитков сегодня составляет около 2 млрд. л в натуральном и около 20 млрд. руб. в ценовом выражении.
По статистике сладкую газировку время от времени пьют более 75% потребителей. Но в последние годы многие потребители переключаются на более полезные напитки - минеральную воду и соки. В результате рынок безалкогольных газированных напитков практически не растет. По данным маркетинговых агентств, его объем ежегодно увеличивается на 1-5%.
По словам компаний-производителей сегодня рентабельность этого бизнеса составляет 10-20%. Успешно работать в таких условиях могут только те заводы, которым удается реализовывать большие объемы продукции. Приличным уровнем для наших производителей считается выпуск не менее 150-200 тыс. 1,5-литровых бутылок воды в сутки. По сравнению с гигантами отрасли - The Coca-Cola Company и PepsiCo Ink, это немного. На заводах мировых лидеров индустрии работают линии производительностью 20 тыс. бутылок в час. Но нашим производителям такой объем производства может только сниться. Ведь в совокупности все отечественные производители занимают 43,8% рынка. В то время как 56,2% приходится на долю Coca-Cola и PepsiCo. Несмотря на то, что их продукция в три раза дороже напитков наших производителей, новое поколение под влиянием массированной рекламы выбирает пепси и коку.
Основной проблемой для многих российских компаний является сбыт продукции. Сетевые торговые структуры, как правило, работают с Coca-Cola и PepsiCo, игнорируя продукцию наших производителей. По словам владельца одной из компаний, стоимость входного билета в супермаркеты составляет $50 тыс. за представление одной товарной позиции на полках. Соответственно, чтобы выложить в магазинах одной сети 5-6 видов газировки, необходимо заплатить $250-300 тыс. Тратить такие деньги могут только крупные производители.
Все специалисты единодушно сходятся во мнении, что объем рынка сладкой газировки в ближайшие годы останется стабильным. Мелкие производители, разливающие напитки в полуподвальных помещениях, которые еще работают в отдельных регионах, постепенно выбывают из игры. Их место занимают крупные и средние компании, предлагающие высококачественную продукцию по чуть более высоким ценам. При этом появление новых игроков здесь маловероятно. Рыночный пирог будут делить между собой уже существующие производители, совершенствуя технологии и предлагая потребителям новые виды напитков, в том числе сокосодержащие и энергетические. Пока сегмент сокосодержащих напитков развивается с большим трудом. Хотя во всем мире они продаются очень хорошо, несмотря на то, что стоит такая газировка дороже обычной. Наши же граждане полумер не признают: или 100%-ный сок, или лимонад.
б) Минеральная и чистая питьевая вода
Гораздо более привлекательным и перспективным с точки зрения инвестиций, чем рынок “сладкой газировки”, является рынок минеральной и чистой питьевой воды. Сегодня его объем составляет 1,2-1,5 млрд. л в год. Ежегодно он растет на 20-25%, и рост этот будет продолжаться еще очень долго. Пока среднестатистический россиянин выпивает 6-8 литров бутилированной минеральной и питьевой воды в год, и только в Москве этот показатель в два раза выше. Для сравнения: жители стран Западной Европы ежегодно выпивают в среднем 60-95 литров чистой бутилированной воды. Таким образом, потенциально российский рынок может вырасти в десять раз.
Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день один из самых быстрорастущих среди потребительских рынков в России. Его емкость составляет около $800 млн. в год. На долю минеральной и питьевой воды приходится около 40% всего рынка безалкогольных напитков.
Согласно данным компании United Financial Group (UFG) объем производства минеральной и питьевой воды в России в 2003 году составил около 2,266 млрд. литров (на 23% больше, чем в 2002 году). В результате потребление ее к концу 2003 года увеличится с 12 литров в 2002 году до 16 литров на душу населения. По прогнозам экспертов отрасли к 2010 году на каждого отдельно взятого россиянина будет приходиться уже около 28 литров "покупной" воды. Рост "водопойного" рынка в первую очередь тем, что россияне все больше заботятся о собственном здоровье, а также с низким качеством водопроводной воды. Впрочем, именно в городах-"миллионниках" растет потребление обычной питьевой воды.
Еще один быстро развивающийся сегмент рынка - негазированная столовая вода. Потребление газированной воды растет в среднем на 20% ежегодно, тогда как негазированной - на 63%. Еще 3-4 года назад в России продавалось 80% газированной и лишь 20% негазированной воды. Сегодня пропорции практически диаметрально изменились - 40% на 60% соответственно. Это вовсе не значит, что объем потребления газированной воды падает, - просто "негазированный" рынок растет быстрее.
в) Соки
Говоря о рынке напитков, нельзя не затронуть рынок соков. За последние 8 лет "сочный" рынок в России увеличился на 123% - с 284 млн. литров в 1993 году до 750 млн. в 2000-м. Ежегодное потребление сока на душу населения за указанный период возросло с 1,9 литра до 4,3 литра.
Если в Москве и Московской области можно говорить о стабилизации сокового рынка (уровень потребления достаточно высок – до 21 л. на человека в год), то в Санкт-Петербурге ситуация еще не стабильна, рынок соков продолжает бурно развиваться. Например, только в прошлом году рост производства и потребления соков вырос на 40%, потребление соков на душу населения города достигло 15,3 л.
Темпы роста российского рынка соков в 2002 году замедлились до 25%. К концу 2002 года потребление соков в России достигло 1,5 млрд. л. По прогнозам исследовательских агентств и специалистов компании “Троя Ультра”, в 2003-2004 годах емкость сокового рынка будет ежегодно увеличиваться на 15%.
Подъем потребления соков в стране и, соответственно, расширение рынка объясняется тем, что за последние годы значительно увеличились мощности предприятий отрасли, а также обновилась и стала более эффективной маркетинговая политика компаний-производителей. Львиную долю этого рынка занимают отечественные производители, которые делают 80-85% продаваемых у нас в стране соков. Западные компании уже не стремятся завозить в Россию готовую продукцию, а предпочитают разливать соки на российских предприятиях. В частности, Coca-Cola планирует в будущем году наладить крупное производство соков в Орле.
Эксперты полагают, что в течение ближайших 5 лет можно ожидать роста среднедушевого потребления сокосодержащих продуктов в России до 16-18 л в год. Однако этот рост будет обеспечен в основном за счет увеличения потребления напитков с добавлением соков. Эксперты считают сегодняшние показатели потребления именно соков (10-12 л на одного человека в 2002 году) близкими к предельным для России.
Что касается упаковки, в которую разливается сок, то до сих пор подавляющее большинство сока в России разливалось в картонные пакеты. По данным Российского союза производителей соков из произведенного в прошлом году в нашей стране почти 1480 млн. л сока около 98% продукции разлито в картонную тару. Оставшаяся часть продукции разливалась в основном в стеклянные банки. Однако ситуация может измениться. Связано это с тем, что в конце 2003-начале 2004 года один из крупнейших игроков рынка компания «Вим-Биль-Дан» начнет продажи сока в асептической бутылке. Новая упаковка сделана из двухслойного непрозрачного пластика и позволяет хранить сок до девяти месяцев (традиционная картонная упаковка позволяет хранить сок в течение такого же промежутка времени). В новую упаковку будет разливаться основной соковый брэнд компании - J-7.
Конкуренты оценивают планы ВБД осторожно. По мнению менеджера по маркетингу компании "Нидан" (соки "Чемпион" и "Моя Семья") Аркадия Кудрина, у большинства потребителей в России полиэтиленовая упаковка (ПЭТ) ассоциируется с дешевым и низкокачественным пивом. "Им придется приложить много сил, чтобы доказать, что ПЭТ бывает разным", - полагает менеджер. Впрочем, отмечает Курин, опыт его компании показывает, что потребители благосклонно воспринимают новые типы соковой упаковки. Например, после того как "Нидан" начал разливать на Украине соки в алюминиевую банку, спрос обогнал прогнозы, говорит менеджер.
Президент Российского сокового союза Валерий Остапец полагает, что новая тара будет востребована, если ее цена не будет выше, чем у картонной. А аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко считает, что для успеха проекта цена сока в ПЭТ должна быть ниже, чем в картоне.
Сегмент «Пищевые продукты»