Развитие ипотечного кредитования

Ипотечное кредитование в регионах ЦФО находится на относительно низком уровне развития. Основными факторами, замедляющими развитие ипотечного кредитования являются:

· Низкий уровень доходов населения,

· Интенсивный рост цен на жилье,

· Недостаток иностранных инвестиций и банковских кредитных продуктов,

· Административные барьеры и несовершенство законодательной базы.

В ряде регионов приняты и действуют программы ипотечного кредитования.

Выводы

Анализ технологического развития регионов ЦФО позволяет сделать вывод о высоком уровне развития промышленности и инфраструктуры. В регионах округа преобладают четыре отрасли промышленности – пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, черная металлургия, электроэнергетика. Развито сельское хозяйство.

Основными рынками сбыта для продукции этих отраслей является внутренний рынок регионов ЦФО и других регионов России, а также страны СНГ. Именно поэтому основными рисками, присущими экономике региона являются риск снижения платежеспособного спроса внутри страны, в меньшей степени – внешнего спроса.

Преобладающие в области отрасли являются наукоемкими, поэтому основным источником развития области будут служить инвестиции в наукоемкие технологии и стимулирование научно-исследовательских разработок.

Высокий уровень развития инфраструктуры способствует как развитию промышленности, так и развитию торговли. В регионах ЦФО развита банковская сфера. На относительно низком уровне развития остается система ипотечного кредитования.

Политическая ситуация в регионе

Анализ политической ситуации в регионе позволяет оценить политические риски, связанные с работой в регионе, сделать вывод об уровне политической активности местной власти.

Практически во всех регионах ЦФО разработаны и реализуются программы развития экономической и социальной сферы регионов. Также в регионах действует система общественных организаций, которые способствуют развитию предпринимательства, улучшению институциональной среды для развития бизнеса (см. Табл. 17).

Таблица 17. Программы развития и общественные организации регионов ЦФО

Программы развития региона Общественные организации
Белгородская «Программа экономического и социального развития Белгородской области на период до 2007 года», "Стратегия развития сельского хозяйства до 2010 года" "ОПОРА"
Брянская нет "ОПОРА"
Владимирская Концепция социально-экономического развития Владимирской области в 2004 году и на период до 2006 года, федеральные и областные целевые программы развития региона "ОПОРА", Некоммерческое партнерство предпринимателей Владимирской области «Единение»
Воронежская «Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы» Региональная общественная ассоциация «Общественная палата Воронежской области», «ОПОРА», Воронежская областная общественная организация «Областной женский совет», Предприятия поддержки и развития инноваций
Ивановская «Программа экономического и социального развития Ивановской области на 2004-2007 гг.» Межреспубликанская текстильная товарно-сырьевая биржа «Иваново-Вознесенск», Торгово-промышленная палата Ивановской области, Союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация машиностроительных предприятий, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств
Калужская федеральные и областные целевые программы развития региона Организации, способствующие развитию инвестиционных процессов в Калужской области; Общественные организации и объединения поддержки малого бизнеса
Костромская «Программа социально-экономического развития Костромской области до 2005 года», «Экономическое и социальное развитие Костромской области до 2010 года»     нет
Курская «Программа социально-экономического развития на 2002-2005 годы» "ОПОРА"
Липецкая "Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2003-2006 гг.", "Программа развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003- 2005 годы", • «Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Липецке на 2003-2005 гг.», "ОПОРА", Организации поддержки и развития малого и среднего бизнеса
Московская Инвестиционная программа Правительства Московской области по развитию агропромышленного комплекса Московской области на 2002-2005 годы и на период до 2015 года, "Развитие промышленной деятельности в Московской области на 2003-2005 годы", "Развитие индустрии туризма в Московской области на 2004-2007 годы", Программа Правительства Московской области по развитию потребительского рынка и услуг на территории Московской области на период до 2008 года, «Областная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в Московской области на 2004-2007 годы» Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства, "ОПОРА", Общественные объединения Предпринимателей Московской области, Организации поддержки и развития малого бизнеса муниципальных образований
Орловская нет "ОПОРА", Фонд содействия субъектам малого предпринимательства “Бизнес-инкубатор”, Рязанский региональный БИЗНЕС-ЦЕНТР по поддержке предпринимательства, Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий (РАЭСП), АНО “Правовая коллегия”, ООО “Интеллект-Регион”
Рязанская целевые муниципальные программы развития области "ОПОРА", Орловское региональное бюро поддержки программы Тасис
Смоленская федеральные и областные программы поддержки малого предпринимательства Смоленские структуры поддержки предпринимательства
Тамбовская нет "ОПОРА"
Тверская Программа экономического и социального развития Тверской области на период до 2010 года «От экономики переходного периода к рыночной экономике» "ОПОРА"
Тульская «Программа экономического и социального развития Тульской области до 2007 года» "ОПОРА", Тульская городская общественная организация «Консультации - Инвестиции - Тренинг», Ассоциация содействия развитию малых предприятий Тульской области, Общественная организация «Ассоциация деловых женщин Тульской области», Общественное объединение «Бухгалтер»
Ярославская «Программа экономического и социального развития Ярославской области на 2004 - 2007 годы» "ОПОРА", Ярославская общественная организация «Центр социального партнерства», Организации поддержки и развития малого и среднего бизнеса
Москва «Программа Правительства Москвы на 2005 год» "ОПОРА"

Источник: «ИНСЭР»






Выводы и рекомендации. SWOT–анализ ЦФО

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Экономическое развитие     · Улучшение экономического состояния регионов ЦФО в 2004 году по сравнению с 2003 годом; · Во всех регионах кроме Смоленской области наблюдался рост промышленного производства; · В большинстве регионов наблюдался рост объемов инвестиций в основной капитал; · В большинстве регионов наблюдался рост доходов и расходов региональных бюджетов; · Большинство регионов ЦФО имеют относительно благоприятный инвестиционный климат, что способствует росту их инвестиционной привлекательности;   · Наиболее экономически развитыми среди регионов ЦФО являются г. Москва, Московская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Воронежская области. Социальное развитие     · Улучшение социального положения регионов ЦФО в 2004 году по сравнению с 2003 годом; · В большинстве регионов ЦФО наблюдался рост реальных доходов населения, рост оборота розничной торговли, рост рынка платных услуг и рост объемов жилищного строительства, что свидетельствует об улучшении благосостояния населения; · В регионах ЦФО наблюдается относительно высокий уровень развития человеческого капитала;   · Регионами с наиболее высоким уровнем платежеспособного спроса являются, г. Москва, Московская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Воронежская области. Технологическое развитие 1. Отраслевая специализация региона   · Уровень технологического развития регионов ЦФО относительно высок. · В регионах округа преобладают четыре отрасли промышленности – пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, черная металлургия, электроэнергетика.   2. Состояние инфраструктуры региона   · Выгодное географическое положение. Округ расположен в центральной части России и является связующим звеном между центральными и южными регионами России, Округ занимает приграничное положение; · Относительно развитая банковская сфера способствует созданию благоприятных условия для функционирования и развития бизнеса; · Развитая транспортная инфраструктура способствует миграции населения и снижению транспортных расходов предприятий.     Политическое развитие · Практически во всех регионах ЦФО разработаны и реализуются программы развития экономической и социальной сферы регионов. · В регионах действует система общественных организаций, которые способствуют развитию предпринимательства, улучшению институциональной среды для развития бизнеса.   Экономическое развитие     · Уровень развития сельского хозяйства, объем производства которого относительно невысокий из-за отсутствия государственной поддержки отрасли; · Высокий темп инфляции в регионах ЦФО, который негативно воздействует на величину платежеспособного спроса в регионах;   · Наименее экономически развитыми среди регионов ЦФО являются Брянская, Ивановская, Костромская, Тамбовская области Социальное развитие     · Высокий уровень безработицы и задолженность по заработной плате наравне с высокими темпами инфляции негативно воздействует на величину платежеспособного спроса в регионах ЦФО. · Регионами с относительно низким уровнем жизни в 2004 году были Костромская, Тамбовская, Брянская и Ивановская области.     Технологическое развитие     На относительно низком уровне развития остается система ипотечного кредитования.     Политическое развитие    
ВОЗМОЖНОСТИ ЦФО УГРОЗЫ ДЛЯ ЦФО
  1. Преимущества ЦФО   · Специализация промышленности на высокотехнологичных отраслях; · Наличие рынков сбыта с высоким уровнем платежеспособного спроса; · Выгодное географическое положение; · Высокий уровень развития человеческого капитала.   2. Реализация конкурентных преимуществ   · Специализация регионов на наукоемких высокотехнологичных отраслях (машиностроении, приборостроении, электроэнергетике, химии и нефтехимии) делает экономику ЦФО зависимой от инвестиций в НИОКР. Кроме того, производство этих отраслей является капиталоемким. Пока зависимость этих отраслей от внутреннего спроса чрезвычайно высока, а экспортные направления этих отраслей развиты не достаточно.   · Перспектива развития этих отраслей – выход на международный рынок сбыта продукции, что невозможно без повышения качества продукции и внедрения новых технологий. В качестве возможного источника финансовых средств и новых технологий будет позитивным, как сотрудничество с западными компаниями этих же отраслей, так и создание совместных предприятий.   · Наличие рынков сбыта с высоким уровнем платежеспособного спроса будет способствовать развитию производств потребительских товаров, торговли и развитию сельского хозяйства.   · Для реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли необходимы инвестиции в технологии, качественный посадочный материал, квалифицированную рабочую силу и сельхозтехнику, а также система государственной поддержки отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств.   · В пищевой промышленности, которая также преобладает в структуре промышленного производства, перспективным является выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Предпосылкой для развития пищевой промышленности может стать организация пищевых производств, основанных на сельскохозяйственной продукции областей (консервное производство и др.).   · Выгодное географическое положение регионов ЦФО будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры и видов деятельности, связанных транспортировкой. Необходимы инвестиции в транспортные возможности региона.     3. Проводимые реформы и реализация программы развития регионов создает возможности для привлечения инвестиций     1. Специализация каждого из регионов ЦФО на одном-двух видах промышленности делает экономику каждого региона и округа в целом подверженной риску масштабного экономического спада, связанного с одновременной стагнацией в хотя бы двух отраслях, преобладающих в экономике ЦФО. Подобный спад возможен в случае резкого снижения спроса на продукцию данных отраслей.   2. Риск снижения платежеспособного спроса в результате роста уровня безработицы, связанного как со снижением спроса на продукцию отраслей экономики регионов, так и со снижением уровня образования населения.   3. Риск снижения платежеспособного спроса в результате увеличения задолженности по заработной плате в на предприятиях регионов.   4. Риск усиления темпа инфляции, вызванный как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом спроса и предложения на конкретном рынке. Усиление темпа инфляции снижает покупательную способность населения, и соответственно, величину внутреннего платежеспособного спроса.   5. Риск снижения инвестиционной привлекательности ЦФО в результате роста инвестиционного риска регионов ЦФО. Рост инвестиционного риска возможен за счет роста как политических рисков, так и социальных рисков.   6. Риск снижения инвестиционной привлекательности ЦФО в результате снижения инвестиционного потенциала регионов ЦФО.  

Список литературы

1. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Белгородской области за 2004 год

2. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Брянской области за 2004 год

3. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Владимирской области за 2004 год

4. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Воронежской области за 2004 год

5. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ивановской области за 2004 год

6. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области за 2004 год

7. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Костромской области за 2004 год

8. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Курской области за 2004 год

9. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Липецкой области за 2004 год

10. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г.Москве 2004 год

11. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Московской области за 2004 год

12. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Орловской области за 2004 год

13. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Рязанской области за 2004 год

14. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Смоленской области за 2004 год

15. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области за 2004 год

16. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тверской области за 2004 год

17. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тульской области за 2004 год

18. Отчет Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ярославской области за 2004 год

19. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003-2004 годы//Эксперт, 2004, №45.

20. «Развитие Российской экономики в среднесрочной перспективе: анализ угроз». А.Р. Белоусов. 2003 г.

21. Сценарий развития Тверской области 2004-2010 гг. Центр стратегических разработок Красноярского края. 2004 г.

22. «Доктрина развития Северо-Запада России». Центр стратегических разработок «Северо-Запад». 2001 г.

23. Будущее России: развитие глобальной конкурентоспо­собности: Тезисы международной конференции. М май 2003 г. - М., 2003.

24. Главная цель - конкурентоспособность. А. Ибрисов, Москва, 2003.

25. Конкуренция: теория и практика / Учеб.-практ. пособие А. Ю. Юданов; Финансовая акад. при Правительстве РФ 2001

26. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка В.В./ Криворотов; / РАН, Ур. отд-ние, Ин-т экономики Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 2003

27. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы. - Татаркии А.И. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.

28. Конкурентоспособность регионального производства; Теория и практика; Сб. науч. тр. аспирантов и молодых ученых 2002

29. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро уровневом измерениях // Гальвановскии М, Жековская В., Трофимова И.Российский экономический журнал. 1998. №3.

30. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития, Монография / / Г. Я. Белякова, 2001

31. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Куренков Ю., Попов В Вопросы экономики. - 2001.№ 6

32. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Азоев Г.Л. - М.: Центр экономики и маркетинга

33. Конкурентные стратегии.. Кныш М.И. СПб.2000.

34. Международная конкуренция. М Портер. М.:1994

35. Регионы России, статистический сборник / Госкомстат РФ, Москва, 2003

36. Региональная экономика: Проблемы качества. - Белобрагин В.Я. М.: АСМС, 2001

37. Потенциал региональной конкурентоспособности. - Татаркип А.И., Важетш С.Г. Екатеринбург: УрОРАН, 2003.

38. Соотношение конкуренции и монополии в период перехода к рыночной экономике. - Кабисов А.Р. М., 1994.

39. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России Фатхутдинов Р. // Общество и экономика. – 2003, № 1

40. «Методические рекомендации по разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов». Научн. рук.: Штульберг Б.М Адамеску А.А. / Регионология, №1, 1997.

41. Гранберг А.Г., Штульберг Б.М. и др. «Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира»/ Региональное развитие и сотрудничество, 1997, № 1-2.

42. Аракелова Г.А. Эколого-экономическое зонирование региона: опыт решения задачи. В сб.: Актуальные проблемы управления – 2002. Выпуск 6. / М.: ГУУ, 2002

43. Гришина И. Применение интегрального показателя инвестиционной привлекательности региона для среднесрочного прогнозирования инвестиционной активности в субъектах РФ. / Инвестиции в России, 2002, № 3

44. Общеэкономические и отраслевые проблемы стратегии территориального развития России. Под ред.: Гранберга А.Г. Сб. научн. тр.: Всероссийская научн.-практ. конф. 27-28 июня 2002 г. М.: СОПС, 2003 – 208 с.

45. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Едиториал УРСС, 2003 – 208 с.

46. Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Под ред.: Зайцевой Т.Н. Сб. научн. тр.: Всероссийская научн.-практ. конф. 27-28 июня 2002 г. М.: СОПС, 2003 – 116 с.

47. Шопаров А.С., Крючкова М.В. Методические вопросы экономической оценки природно-ресурсного потенциала региона (на примере Переславского муниципального округа). М.: СОПС, 2003 – 130 с.

48. Гранберг А.Г. Проблемы и пути развития производственного потенциала российских регионов. Бюллетень отечественного товаропроизводителя, №4 (22), 2003.

49. Гришина И. Теория и практика прогнозирования инвестиционной активности в регионах России на среднесрочную перспективу. В сб. докд.: «Стратегии территориального и регионального социально-экономического развития». М.: СОПС, 2003.

50. Ройзман И., Гришина И., Шахназаров А. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики. Инвестиции в России, № 3, 2003.

Электронные источники

51. http://www.oblstat.belnet.ru/

52. http://beladm.bel.ru/

53. http://belgorod.rcci.ru/

54. http://072.ru/

55. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=674.htm

56. http://www.economy.gov.ru/wps/portal/!ut/p/_s.7_0_A/7_0_C9/.cmd/ad/.ar/sa.detailURI/.ps/X/.c/6_0_70/.ce/7_0_4A1/.p/5_0_2TU/.d/0/_th/J_0_CH/_mx.6_0_69/7_0_2ES/_s.7_0_A/7_0_C9/_ps.7_0_2ES/X?documentId=1112347965453&documentType=law

57. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3946

58. http://www.bryanskobl.ru/

59. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=678.htm

60. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3947

61. http://avo.ru/

62. http://www.vladimir-city.ru/

63. http://presentvo.avo.ru/russian

64. http://u-econom.avo.ru/index.php?menu=1

65. http://www.cci.vladimir.ru

66. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3948

67. http://admin.vrn.ru

68. http://www.city.vrn.ru/events/

69. http://www.investvrn.ru

70. http://www.program-vrn.ru/mp/

71. http://www.program-vrn.ru/ozp/

72. http://voronezh.rfn.ru/region.html?rid=62

73. http://ivadm.ivanovo.ru/

74. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=707.htm

75. http://invest.ivanovo.ru/znakomjtesj_ivanovskaja_oblastj/

76. http://www.admobl.kaluga.ru/

77. http://www.admoblkaluga.ru

78. http://tppkaluga.ru/

79. http://bankkaluga.ru

80. http://www.obpred.kaluga.ru

81. http://www.business.obninsk.ru

82. www.gildia-obninsk.ru

83. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3953

84. http://www.region.kostroma.net/

85. http://kos-obl.kmtn.ru/oblmain.php

86. http://www.tppko.ru/region

87. http://region.kursk.ru/

88. http://region.kursk.ru/ves/index.php?r=1&pr=0

89. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342.htm

90. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3959

91. http://www.admlr.lipetsk.ru/

92. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=780.htm

93. http://www.industry.region48.ru/

94. http://gorod.lipetsk.ru/

95. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3961

96. http://www.mos.ru/

97. http://www.educom.ru/ru/

98. http://www.mosedu.ru/

99. http://dnpp.mos.ru/

100. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3982

101. http://www.mbmo.ru/

102. http://www.fpmo.ru/

103. http://www.tourism.mosreg.ru/index.htm

104. http://mo-lazio.ru

105. http://www.mineconom.ru/

106. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=788.html

107. http://www.adm.orel.ru/

108. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=835.htm

109. http://www.palata.orel.ru/rus/index.shtml

110. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3966

111. http://www.gov.ryazan.ru

112. http://www.admrzn.ru

113. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=871.htm

114. http://www.ryazan.intergrad.ru

115. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3959

116. http://admin.smolensk.ru/

117. http://business.admin.smolensk.ru/index.html

118. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=899.htm

119. http://www.smolensk.intergrad.ru

120. http://www.mediatext.ru/docs/1729?page=1

121. http://www.tambov.gov.ru

122. http://trrc.tambov.ru/bank/bank.htm

123. http://www.regadm.tambov.ru/oiv/obraz/index.html?id=332

124. http://www.tstu.ru/win/obrazov/obrazov.htm

125. http://www.regadm.tambov.ru/oiv/obraz/moderniz.doc

126. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=33899

127. http://www.region.tver.ru/

128. http://region.kursk.ru/ves/index.php?r=1&pr=0

129. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=907.htm

130. http://www.tver.intergrad.ru/index.html

131. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3959

132. http://www.region.tula.ru/

133. http://www.ccitula.ru/

134. http://www.region.tula.ru/rubric/html/CD/Texts/T2_6_1.htm

135. http://www.srb.ru

136. http://www.tulaprombank.ru

137. http://www.aviation.su/index.php?op=modload&mod=Catalog&action=details&id=659

138. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3976

139. http://home.tula.net/kit/

140. http://www.adm.yar.ru/

141. http://city.yar.ru/home/start.html

142. http://yartpp.ru/

143. http://www.adm.yar.ru/invest/depart.htm/

144. http://csp.yaroslavl.ru/index.php/

145. http://www.depedu.yar.r

146. http://cbr.ru/regions/main.asp



[1] Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003-2004 годы//Эксперт, №45, 2004.

[2] Там же

[3] По данным Министерства экономического развития и торговли

[4] По данным Территориальных комитетов федеральной службы статистики

[5] http://cbr.ru/regions/main.asp

Наши рекомендации