Метакса – греческая смесь бренди и вина

Создавая небольшое семейное предприятие по производству метаксы, Спирос Метаксас даже не представлял, что спустя несколько десятилетий придуманное им спиртное станет визитной карточкой Греции и войдет в топ-100 самых известных алкогольных напитков мира. Теперь его поставляют в более чем 120 стран.

Метакса́ (греч. Μεταξά, англ. metaxa) – греческий алкогольный напиток темно-золотистого цвета крепостью 38% об., получаемый путем смешивания выдержанного виноградного бренди со сладким мускатным вином и травяным настоем, секрет которого хранится производителем в тайне. Метакса обладает ароматом сухофруктов и муската. Во вкусе присутствуют нотки дуба и ванили. Слово metáxi с греческого языка переводится как «шелк».

Метаксу делают из винного спирта двойной перегонки. Используется виноматериал из трех регионов Греции: Коринфа, Крита и Аттики. После перегонки спирт выдерживают в дубовых бочках 3—15 лет (элитные виды метаксы – до 80 лет). Далее полученное бренди смешивают с мускатным вином 12 месяцев выдержки, произведенным на островах Самос и Лемнос. Затем добавляют оригинальный травяной настой и лепестки роз. На заключительном этапе готовую метаксу выдерживают в дубовых бочках при температуре -6° C не менее 6 месяцев. После фильтрации и разлива в бутылки напиток поступает в продажу.

Производство метаксы началось в 1888 году в городе Пирей. В качестве эмблемы выбрана древнегреческая монета, посвященная победе греков над персами в морском сражении возле города Саламин. Это монету нашли во время земляных работ при строительстве завода. Почти сразу после начала производства метаксу преподнесли королевским домам Греции, Сербии, России и Эфиопии. Благородные особы высоко оценили новое спиртное, сделав компанию Спироса Метаксаса своим официальным поставщиком. С тех пор в Европе метаксу называют «греческим шелком».

Виды

Метаксу классифицируют по сроку выдержки дистиллята в дубовых бочках:

– Metaxa 3 stars – минимум 3 года выдержки;

– Metaxa 5 stars – минимум 5 лет выдержки;

– Metaxa 7 stars – минимум 7 лет выдержки;

– Metaxa Grand Olympian Reserve – 12 лет выдержки;

– Metaxa Grand Fine – продается в керамическом кувшине, выдержка от 8 до 15 лет;

– Metaxa Private Reserve – поставляется в хрустальном графине, выдержка от 20 до 30 лет;

– Metaxa AEN – бренди выдержкой от 30 до 80 лет.

Как пить метаксу

Метаксу пьют при комнатной температуре небольшими глотками из ликерных рюмок. Именно этот способ позволяет сполна насладиться вкусом и ароматом напитка. Уже после первого глотка приятное тепло разносится по всему телу, с каждым последующим глотком оно усиливается. Некоторые ценители предпочитают пить метаксу выдержки 3—5 лет со льдом, но тогда аромат теряется. В качестве закуски можно подавать цитрусовые (лимоны, апельсины), виноград, бутерброды с икрой, молочный шоколад, листья свежего салата, сыры и даже запеченное мясо.

Метаксу разбавляют тоником и цитрусовыми соками в пропорции 1:1. Также этот бренди по 10—25 мл добавляют в чай и кофе. В Греции чай с метаксой считается лечебным.

Бренди стран постсоветского пространства

Арбун – армянский бренди

Чтобы избежать правовых проблем, в 2010 году правительство Армении ввело для виноградных бренди, произведенных на территории страны, название «Арбун (Arbun)», которое дословно переводится на русский как «опьянеть». Однако на постсоветском пространстве термин еще не прижился, и по старинке все бренди называют «армянскими коньяками».

Археологические находки свидетельствуют, что традиции армянского виноделия зародились более 3000 лет назад, однако первый коньячный завод появился в стране только в 1887 году. Производство принадлежало купцу Нересу Таиряну, хорошо знакомому с французскими технологиями дистилляции. Через 12 лет предприятие выкупила российская компания «Шустов и сыновья». Господин Шустов не жалел ни сил, ни инвестиций, и к началу Первой мировой войны в Армении было уже 15 коньячных заводов.

В качестве сырья использовался местный виноград из Араратской долины, однако управляющий предприятия получил образование во Франции, оттуда же было завезено оборудование и даже бочки для выдержки. Успеху местного бренди не помешала даже национализация завода после Октябрьской революции. В СССР «армянские коньяки» ценились выше аналогичных напитков из других республик.

Единый стандарт производства арбуна утвержден в 1999 году, и одно из основных требований – бренди должен быть изготовлен из местных сортов винограда. Кроме того, крепость не может быть ниже 40% об., а для производства годятся только чуть недозрелые ягоды с сахаристостью не выше 20%.

Из собранного винограда делают вино, которое дистиллируют в перегонном кубе шарантского типа (аламбике), колонны непрерывного действия не используются. Виноградный спирт выдерживают в дубовых бочках не менее трех лет, причем первые полгода будущий напиток вызревает в новой бочке, чтобы лучше впитать аромат дуба, и только затем его переливают в старую. Производители не поддерживают в помещении особенный температурный режим, но естественный климат Армении (жаркое лето и холодная зима) способствует сильному перепаду температур в течение года и обеспечивает бренди характерный мягкий вкус.

После выдержки спирты смешивают (у каждого производителя свои секретные пропорции), разбавляют родниковой водой до 40% об. и слегка подкрашивают жженой патокой, чтобы напиток приобрел благородный каштаново-янтарный цвет. Затем купаж снова выдерживают в дубовой бочке, в этот раз от трех месяцев до полутора лет, чтобы «сгладить швы» между разными спиртами и получить сбалансированный напиток. Наконец, на последней стадии арбун проходит двойную фильтрацию и его разливают в бутылки.

В зависимости от срока выдержки армянские бренди бывают:

– ординарные (выдержка 3—5 лет, точный возраст определяется количеством звездочек на этикетке);

– марочные (выдержка от шести лет);

– коллекционные (марочные, но дополнительно выдержанные не менее трех лет).

Известные марки: «Арарат», «Наири», «Айк», «Саят Нова», «Страна камней».

Дивин – молдавский бренди

В случае с Молдовой бренди – не главный, а сопутствующий продукт виноделия. Чтобы не нарушать международное торговое законодательство, правительство решило маркировать все виноградные бренди, произведенные в стране, надписью «дивин» (divin).

В начале XX века Молдова обладала обширными виноградниками и активно поставляла на российский рынок красное и белое вино, тогда же в винокурнях Кишинева и Калараша начали изготавливать крепкое спиртное. После революции производство не остановилось, тем более что в 1978 году министерство пищевой промышленности выпустило декрет, предписывающий всем советским республикам наладить выпуск локальных «коньяков». Для Молдовы такой показательной продукцией стала марка «Белый аист».

Изображение летящей птицы с гроздью винограда украшало местные вина и бренди еще с середины 50-х годов XX века. Само словосочетание «Белый аист» уже отождествлялось у потребителей с местом происхождения напитка и его высоким качеством. Первая партия «Белого аиста» выпущена Бельцким винно-коньячным комбинатом в 1978 году, годом позже началось промышленное производство. Разработанная технологическая документация была также передана трем предприятиям в Кишиневе, Тирасполе и Кэлэраше. Вскоре коньяк стал самой доходной торговой маркой республики и начал поставляться на экспорт.

После распада Советского Союза и наступившего хаоса на рынке алкоголя популярность напитка сыграла недобрую роль: между производителями начались споры за торговую марку, росло количество случаев контрафакта и нелояльной конкуренции. Поддельных «аистов» изготавливали не только подпольные цеха, но и вполне легально работающие предприятия в Болгарии, Украине, Латвии, Казахстане. В 1995 году Бельцкий комбинат первым подал заявку на закрепление за ним этого торгового знака и получил эксклюзивные права на производство, с чем категорически не согласились другие предприятия.

В 2000 году эти права были аннулированы, и квоту на выпуск получили Кэлэрашский винный завод, завод KVINT, АО «Арома» и «Винэрия-Бардар». С 2001 года начался отсчет нового периода в истории бренда: права на марку, объявленную национальным достоянием, перешли к государству, управление доверено агентству Moldova-Vin. На базе Бельцкого комбината основано АО Barza Alba («Белый аист»), которое по-прежнему производит знаменитый коньяк.

Бренди изготавливают по французской технологии. После двойной дистилляции в медных кубах виноградные спирты стареют в дубовых бочках 3—50 лет. Затем их купажируют, нередко добавляют сахар (особенности советской технологии) и карамель, чтобы придать напитку благородный янтарный цвет и смягчить вкус. Готовый купаж выдерживают в бочке еще минимум год, чтобы спирты «поженились» – смешались в сбалансированный букет. В качестве сырья используют виноград с местных виноградников: Алиготе, Рислинг, Коломбар, Уньи Блан и т. д.

Молдова использует следующую маркировку бренди:

– 3—5 звезд – время выдержки в годах;

– DVM – выдержка от шести лет;

– DVS – выдержка от восьми лет;

– DVV – выдержка от 10 лет;

– DVFV – выдержка от 20 лет.

Чтобы получить определенную категорию, дивин должен содержать не менее 75% спиртов соответствующей выдержки, остальные 25% купажа могут принадлежать к предыдущему пункту (если речь идет о коньяке DVV 10-летней выдержки, 25% спиртов могут быть DVS возрастом «только» восемь лет, и т. д.).

Известные марки: «Белый аист», «Дойна», «Букет Молдавии».

Грузинские бренди

В Грузии издавна культивировался виноград, страна известна древними традициями виноделия. Первым местным промышленником, наладившим коньячное производство, был Георгий Болквадзе. Первым – но не лучшим. Его продукция увидела свет в 1865 году, но так и не вышла на международный рынок, поскольку не могла конкурировать с французскими аналогами.

Дальнейшая история развития коньячного дела в Грузии неразрывно связана с Давидом Сараджишвили. В 1884 году он основал в Тбилиси винзавод, который тремя годами позднее выпустил первую порцию бренди. Производитель четко следовал французской технологии, а также лично работал над повышением качества продукта, подбирал зоны для виноградников, принимая во внимание сочетание почвы и местного климата.

Молодой энолог Сараджишвили успешно развивал бизнес, и вскоре коньячные заводы появились не только в столице Грузии, но и в других городах Российской империи. В 1909 году процесс производства виноградного бренди был систематизирован и кодифицирован, специальный «Закон о коньяке» определял сорта винограда, из которых должен был изготавливаться напиток, четко прописывал все правила.

Во время встречи «Большой Тройки» в Ялте в 1945 году продукцию Тбилисского коньячного завода (правопреемника компании Сараджишвили после его смерти) по достоинству оценили Сталин и Рузвельт, а знаток и ценитель спиртных напитков Черчилль даже поначалу не распознал грузинскую «подделку», приняв ее за настоящий французский коньяк. Исторический анекдот гласит, будто четырьмя годами позже Черчилль праздновал 75-летний юбилей и получил в подарок от Сталина 75 бутылок превосходного грузинского коньяка. Говорят, будто британский премьер воскликнул: «Жаль, что мне исполняется не сто!»

Производство в Тбилиси функционирует уже более 130 лет. За это время предприятие меняло названия и владельцев, но оставалось верным традициям, заложенным основателем Давидом Сараджишвили. Сегодня завод называется АО «Давид Сараджишвили и Энисели» и является старейшим грузинским производителем виноградного бренди. Это единственный завод, на котором хранятся спирты, полученные еще в 1893 году.

Сорванные ягоды винограда сортов Цицка, Пино, Ркацители и др. давят прессом и перебраживают в вино, затем напиток подвергают двойной дистилляции в аламбике шарантского типа. Готовые спирты выдерживают в дубовых бочках от трех лет. Наконец, будущий бренди купажируют (смешивают спирта разной выдержки), причем единого рецепта нет – за вкус и качество напитка отвечает специальный человек, единолично подбирающий сочетание спиртов. Затем компоненты должны «пожениться» – то есть равномерно перемешаться. Для этого их снова отправляют на выдержку в бочках, в этот раз на срок от четырех месяцев до года. И только тогда готовый напиток бутилируют.

При определении качества грузинских бренди в зависимости от производителя может использоваться как европейская, так и советская классификация.

Известные марки: «Сараджишвили», «Тифлиси Марани», KTW, «Дугладзе», «Братья Асканели».

Крымские бренди

Сложно сказать, когда на территории Крыма начали сбраживать виноградный сок, – ясно, что это случилось несколько тысяч лет назад в греческих колониях. В мягком климате полуострова хорошо вызревает как автохтонный виноград, так и завезенные европейские сорта. Производство коньячных спиртов стало логичным шагом расширения ассортимента местных виноделов.

Несмотря на то что названия крымских бренди известны любому ценителю с постсоветского пространства, производство виноградного дистиллята на этих территориях началось поздно, только в 1961 году, до этого основной упор делался на вина. Партийная верхушка велела наладить выпуск советского бренди. К опытам приступили два винзавода: «Коктебель» и «Симферопольский». Первый оказался успешнее, уже через четыре года на рынок вышел отечественный трехзвездочный коньяк. В 1967 году, на 50-ю годовщину советской власти, был выпущен марочный коньяк «Коктебель».

В Крыму бренди изготавливают из белых сортов Алиготе, Ркацители, Уньи Блан, Фоль Бланш, Монтиль, Коломбар и по стандартной французской технологии. Виноделы утверждают, что вкус напитков обусловлен сочетанием местных виноматериалов и традиционных технологий. Если ввозить ягоды из других регионов, органолептические свойства изменятся. Для маркировки используется советская (российская) классификация.

Известные марки: «Коктебель», «Бахчисарайский», «Ай-Петри», «Жан-Жак», «Магарач».

Писко

Писко (Pisco) – это прозрачный или желто-янтарный спиртной напиток крепостью 30—45% об., производимый в отдельных местностях Чили и Перу из винограда мускатных сортов путем дистилляции (перегонки) молодого вина.

С языка индейцев племени мапуче слово «писко» переводится как «летящая птица». Согласно легенде, команда смельчаков на хлипкой лодке из тростника отправилась искать остров, считающийся центром Земли. После долгих скитаний путешественники потеряли надежду на успех, они смирились со скорой гибелью. Внезапно в небе появилась птица, указавшая им путь к острову. В честь нее индейцы назвали напиток, глоток которого дарит чувство свободы. В 1722 году голландский мореплаватель Якоб Роггевен заново открыл эту землю, теперь мы знаем ее как остров Пасхи. По более правдоподобной версии, писко назван в честь долины, населенной множеством птиц. Позже здесь начали выращивать виноградную лозу и делать вино, остатки которого перегоняли на бренди.

Виноградная лоза появилась в Перу в середине XVI века благодаря испанским переселенцам, которые привезли ее с собой из Европы. Испанцы научили местных индейцев технологии дистилляции. Наследники инков быстро переняли новый опыт, создав свою «огненную воду».

Во время войны между Чили и Перу в XIX веке часть перуанской территории захватили чилийские войска. Солдатам очень понравился вкус писко. Спустя некоторое время в Чили наладили производство алкогольного напитка с таким же названием, но по факту это два разных бренди, хоть и очень похожие. До сих пор Чили и Перу ведут споры касательно того, чей напиток может называться «писко». Ситуация похожа на дебаты между ирландцами и шотландцами за право считаться родиной виски.

Наши рекомендации