Тема. 19. Рынки капитала и земли

План семинарского занятия:

1. Капитал, его понятие и классификация.

2. Спрос, предложение, равновесие на рынке капитала.

3. Норма прибыли и процентная ставка. Норма процента. Их роль в экономике

4. Понятие рынка земли.

5. Спрос, предложение, равновесие на рынке земли.

6. Проблема формирования рынка земли в России.

Задание:напишите реферат на выбранную тему (варианты оценки земли и формирование цен на землю в российской экономике; факторы, влияющие на ставку процента; экономическая оценка земли как необходимый элемент становления земельного рынка; уроки аграрной реформы П.А. Столыпина).

Задачи:

1. Фермер может выращивать на своем участке земли в среднем 400 т картофеля в год. Цена одного килограмма картофеля из года в год одна и та же – 0,2 долл. Банковский процент устойчиво держится на уровне 10%. За какую цену имеет смысл фермеру продать землю, если затраты на выращивание, сбор и реализацию картофеля оцениваются в 50 тыс. долл. в год?

2. При оценке данного участка земли принята гипотеза, что рента, которую она приносит, прибыльнее в 2 раза, чем банковский процент, составляющий 6%. Какова будет ориентировочная цена земли, если чистая прибыль от ее использования за год оценивается в 60 тыс. долл.?

3. Фирма является монополистом на рынке благ и совершенным конкурентом на рынке капитала. Цена единицы капитала равна 1200 руб. Определить, при каком количестве капитала фирма достигает максимума прибыли, на основе данных таблицы 39.

Таблица 39

Оптимальный уровень использования капитала

1 Количество капитала, К, ед.
2 ТРК, шт.
3 Предельная выручка, MR, руб.
4 Предельный продукт капитала, МРК, шт.              
5 Предельная выручка капитала, MRPK, руб.              

4. Ожидаемая норма прибыли при вложении капитала в производство нового класса компьютеров равна 12%. Будет ли осуществляться этот проект инвестиций при ставке процента равной – 3, 8, 13%?

5. Ожидаемая норма прибыли от инвестиций 7%, рыночная ставка процента 12%, ежегодный темп инфляции 7%. Будет ли осуществляться данный проект инвестиций (с точки зрения рационального экономического поведения)?

6. Фирма приняла решение вложить 500 тыс. руб. в производство велосипедов. Стоимость самого производства будет равна 200 тыс. руб. в год. Оценки показывают, что фирма ежегодно сможет продавать велосипедов на сумму 225 тыс. руб. Будет ли выгодно фирме это производство?

Ситуационные задания:

1. Доход на фактор «земля»:

а. норма прибыли;

б. рента;

в. процент;

г. заработная плата.

2. Предложение земли:

а. абсолютно неэластично;

б. абсолютно эластично;

в. обладает единичной эластичностью.

3. Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если:

а. снижается цена земли;

б. растет спрос на землю;

в. сокращается спрос на землю;

г. предложение земли растет.

4. Рост процентной ставки приведет:

а. к росту спроса на заемные средства;

б. к росту предложения заемных средств;

в. к сокращению предложения заемных средств;

г. к росту объема предложения заемных средств.

5. Дифференциальная земельная рента зависит от:

а. спроса на землю;

б. спроса на готовый продукт земельных угодий;

в. разницы в плодородии участков земли;

г. красоты пейзажа.

6. Что представляют собой осязаемые и неосязаемые формы капитала, это:

а. деньги;

б. станки;

в. патенты;

г. ваши знания.

7. Что делает определенное благо капиталом:

а. сам внешний вид, физическая природа этого блага;

б. наши субъективные отношения к ценности этого блага;

в. объективная рыночная стоимость этого блага.

8. Кредитор устанавливает более высокий или более низкий уровень процентной ставки, если он имеет дело с:

а. широко известной фирмой;

б. вновь организованной фирмой;

в. фирмой прибегающей к займу на 5 лет;

г. фирмой, спрашивающей заем в размере 10 миллионов
руб. или 100 тыс. руб. на одинаковый срок и с одинако­вой степенью риска.

9. Вы располагаете определенной денежной суммой. Перед Вами открываются различные альтернативные пути исполь­зования этих денег:

а. купить земельный участок;

б. поместить деньги на срочный вклад в банк;

в. приобрести капитальное оборудование для выпуска продукции;

В каком случае Вы остановитесь на покупке земли? Какие экономические показатели Вы учитываете при этом?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Гальперин В.М. Микроэкономика [Текст] : учебник. В 3-х т. / В. М. Гальперин, В. И. Моргунов, С. М. Игнатьев. - СПб. : Экономическая школа, 2008. - 352 с.

2. Тарануха Ю.В. Микроэкономика [Текст] : Учебник для студентов вузов / Ю.В. Тарануха; Ред. А.В. Сидоровича. - М. : Дело и Сервис, 2009. - 608 с.

3. Сафрончук М.В. Микроэкономика [Текст] : учебное пособие / М. В. Сафрончук. - М. : КНОРУС, 2009. - 256 с.

Нормативные документы

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I) – Новосибирск: Сибирский университет, изд-во, 2010. – 476 с.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М. : ЭКСМО, 2011-192 с.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. По состоянию на 10 апреля 2011 [Текст] : нормативный документ. - М. : Проспект, 2011. - 784 с.

Дополнительная литература

7. Базылев Н.И. Микроэкономика [Текст] : Учебное пособие / Базылев Н.И., С.П. Гурко, М.Н. Базылева. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 206 с.

8. Микроэкономика [Текст] : Учебное пособие. - Мн. : Новое знание, 2003. - 427 с.

9. Климов С.М. Микроэкономика [Текст] : Учебное пособие / С.М. Климов, А.П. Селин, Т.А. Федорова. - СПб. : ИВЭСЭП, 2003. - 350 с.

10. Микроэкономика. Теория и российская практика. [Текст] : Учебное пособие / Ред. А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов. - М. : КНОРУС, 2004. - 592 с.

11. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2 [Текст] : Учебник / Ред. Г. П. Журавлева. - М. : Дашков и К, 2004. - 934 с.

12. Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ. [Текст] : учебное пособие / КенХитер. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ

ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет микроэкономики. Микроэкономика как метод экономического анализа.

2. Экономический и юридический аспекты собственности.

3. Объекты и субъекты собственности, их эволюция.

4. Теория прав собственности.

5. Спецификация прав собственности.

6. Основные формы собственности.

7. Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов.

8. Экономические и неэкономические блага: понятие и классификация.

9. Экономические потребности и их классификация.

10. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей.

11. Экономические ресурсы и их виды.

12. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость.

13. Экономический выбор. Основные экономические проблемы.

14. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей, альтернативной стоимости).

15. Закон убывающей отдачи.

16. Экономическая сущность рынка.

17. Условия становления и развития рынка.

18. Функции рынка.

19. Структура и инфраструктура рынка. Рыночные институты.

20. Понятие спроса. Общая функция спроса.

21. Функция спроса от цены данного товара. Закон спроса.

22. Неценовые факторы спроса.

23. Эффекты потребительского спроса.

24. Изменение объёма спроса и изменение спроса.

25. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая, прямая и перекрёстная эластичность.

26. Эластичность спроса по доходу.

27. Понятие предложения. Общая функция предложения.

28. Функция предложения от цены. Закон предложения.

29. Неценовые факторы предложения.

30. Изменение объёма предложения и изменение предложения.

31. Эластичность предложения по цене данного товара и неценовым факторам.

32. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена. Сдвиги равновесия.

33. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.

34. Модели равновесия Вальраса и Маршалла.

35. «Паутинообразная» модель рыночного равновесия.

36. Вмешательство государства в механизм формирования спроса и предложения: формы и последствия.

37. Полезность и предпочтения потребителей.

38. Количественная теория полезности. Маржинализм.

39. Показатели общей и предельной полезности, их взаимосвязь.

40. Законы Госсена как основа теории предельной полезности.

41. Критерий максимизации общей полезности в условиях бюджетных ограничений потребителя.

42. Порядковая теория полезности. Предельная норма замещения благ.

43. Бюджетное ограничение потребителя. Бюджетная линия, её содержание и свойства. Равновесие потребителя.

44. Влияние на потребительское поведение изменений доходов и цен. Кривые Хикса «доход – потребление» и «цена – потребление».

45. Эффекты дохода и замещения для обычных и низкокачественных товаров. Товары Гиффена.

46. Сущность и цели общественного производства.

47. Стадии общественного производства. Экономический кругооборот.

48. Основные факторы общественного производства и закономерности их развития.

49. Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды.

50. Типы экономического роста производства.

51. Экономическая эффективность общественного производства.

52. Целевая функция фирмы. Технологический и институциональный подходы к определению фирмы.

53. Сущность производства. Выпуск и затраты в натуральном выражении. Производственная функция.

54. Мгновенный, короткий и длительный периоды производства.

55. Постоянные и переменные факторы производства. Показатели эффективности переменного фактора.

56. Однофакторная производственная функция. Закон убывания отдачи переменного ресурса.

57. Расширение производства в коротком периоде и интенсивность использования производственных мощностей.

58. Двухфакторная производственная функция. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения.

59. Расширение производства в длительном периоде. Эффект масштаба производства.

60. Сущность и основные формы организации предпринимательства.

61. Фирма как основная структурная единица бизнеса и предмет микроэкономического анализа. Теории фирмы.

62. Трансакционные издержки как показатель, определяющий целесообразность организации фирмы в противовес «сплошному» рынку.

63. Организационно-правовые формы предприятий.

64. Бюджетные ограничения производства. Изокосты, их свойства. Замещаемость покупаемых ресурсов.

65. Равновесие (оптимум) производителя. Сопоставление технологических и бюджетных возможностей фирмы.

66. Трактовка затрат в разных экономических школах.

67. Сущность затрат на производство. Виды затрат.

68. Бухгалтерские и экономические затраты (альтернативные, вменённые, упущенных возможностей).

69. Затраты в коротком периоде.

70. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние издержки. Предельные издержки.

71. Затраты в длительном периоде.

72. Общие, средние и предельные издержки в длительном периоде.

73. Эффект масштаба и характер изменения долгосрочных издержек.

74. Выручка: понятие, виды.

75. Понятие и функции прибыли.

76. Интерпретация сущности и источников прибыли разными экономическими школами.

77. Факторы, определяющие величину прибыли.

78. Виды прибыли. Бухгалтерская прибыль. Нормальная и экономическая прибыль.

79. Условия максимизации прибыли.

80. Типы конкурентной структуры рынка.

81. Совершенная конкуренция. Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.

82. Условия равновесия конкурентной фирмы в коротком периоде.

83. Сопоставление валовых показателей фирмы.

84. Сопоставление предельных издержек и предельной выручки.

85. Предложение фирмы и отрасли в коротком периоде.

86. Краткосрочное равновесие конкурентного рынка.

87. Конкурентный рынок в длительном периоде. Условия долгосрочного равновесия отрасли и фирмы.

88. Понятие монополии и монопсонии.

89. Черты чистой монополии. Входные барьеры. Естественные монополии.

90. Совпадение спроса на продукцию монопольной фирмы с отраслевым спросом.

91. Кривая предельного дохода монопольной фирмы.

92. Монополия в коротком периоде.

93. Монопольная власть фирмы. Измерение монопольной власти. Коэффициент монополизации Харфиндаля – Хиршмана.

94. Монополия в длительном периоде. Выбор производственных мощностей и максимизация прибыли.

95. Ценовая дискриминация. Её понятие и виды.

96. :Антимонопольная политика государства.

97. Понятие монополистической конкуренции и её характерные черты.

98. Олигополия, как современная рыночная структура.

99. Поведение фирм в условиях олигополии.

100. Ценовая политика олигополии и её формы.

101. Рынки факторов производства и их специфика.

102. Спрос на производственные факторы, его производный характер.

103. Предельная производительность и предельная доходность ресурса.

104. Конкурентный рынок труда. Кривые предложения труда.

105. Равновесие на рынке труда. Спрос фирмы на трудовые ресурсы.

106. Заработная плата, её виды. Факторы дифференциации заработной платы.

107. Фирма-монополист на рынке труда, её спрос на фактор «труд».

108. Монопсония на рынке труда. Оптимум монопсониста.

109. Капитал как фактор производства. Альтернативная стоимость капитала.

110. Финансовый рынок и его субъекты. Спрос на заёмные средства. Предложение сбережений.

111. Капиталовложения и инвестиции. Валовые и чистые инвестиции.

112. Рыночная ставка процента. Равновесие на рынке капитала.

113. Земля как естественный ресурс. Предложение земли.

114. Земельная рента. Цена земли. Экономическая рента.

Учебно-методическое издание

Бахар Татьяна Дмитриевна

МИКРОЭКОНОМИКА

ПРАКТИКУМ

направления080100.62 Экономика

профиль«Экономика предприятий и организаций»

в авторской редакции

Наши рекомендации