Классификация организаций (предприятий)

В целях формирования эффективного менеджмента возникает объективная необходимость классификации организаций (предприятий) по тем или иным признакам.

Например, организации можно классифицировать:

по размерам (по степени концентрации) – микроорганизации, малые, средние, крупные;

по форме собственности – государственные, частные и смешанные (кооперативные);

по целям – коммерческие и некоммерческие;

по организационно-правовым формам. Согласно Гражданскому кодексу в республике необходимо различать следующие правовые формыорганизаций: индивидуальный предприниматель без образования юридического лица; полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие; некоммерческая организация; крестьянское (фермерское) хозяйство;

по участию иностранного капитала (форме инвестирования) – совместные, иностранные и зарубежные. Согласно законодательству совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Иностранным предприятием является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %. Зарубежное предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране;

по отраслевой принадлежности – относящиеся к сфере материального производства – промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, предприятия связи; относящиеся к сфере нематериального производства – предприятия торговли, банки, учреждения культуры и т. д.;

по количеству видов (структуре производимой продукции) – многопрофильные (универсальные), специализированные, комбинированные (смешанные), узкоспециализированные (производящие ограниченное число видов продукции).

2.3. Состав и содержание работ, выполняемых в процессе

Создания предприятия

Создание предприятия основывается на определенных законо­дательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

• возникновение идеи о создании нового предприятия (организа-ции), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

• изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

• изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

• подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

• подбор соучредителей предприятия (организации);

• определение финансовых источников, необходимых для форми-рования уставного капитала (уставного фонда);

• разработка учредительных документов и бизнес-плана;

• проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

• осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;

• изготовление печатей, штампов;

• постановка на учет в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.

Разработка учредительных документов является определяю­щим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от их организационно-правовой формы: устав и учредительный договор.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:

• наименование юридического лица;

• местонахождение;

• цели и предмет деятельности;

• порядок управления деятельностью;

• размер и состав уставного фонда;

• порядок образования имущества;

• условия и порядок распределения прибыли и убытков;

• порядок реорганизации и ликвидации и др.

Кроме того, в учредительных документах юридического лица должны быть перечислены виды экономической деятельности, ко­торые будут осуществляться данным субъектом хозяйствования, и соответствующие им коды.

Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности представляет собой набор группировок, распределенных по четырем уровням классификации, по которой первые три уровня (разделы, группы, классы), т. е. группировки, имеющие 2-, 3-, 4-значные коды, соответствуют классификации видов экономической деятельности Европейского сообщества, а четвертый уровень (подклассы), т. е. группировки с 5-значными кодами, является национальным уровнем. При этом нижестоящий уровень целиком включается в вышестоящий.

Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах свое наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

Сущность государственной регистрации состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания юридического лица, а также само юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона. Регистрация юридических лиц регулируется специальным законодательством.

Регистрация – это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действую­щих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признается незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации и перерегистрации, ее техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммер­ческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган следующие документы:

– заявление о государственной регистрации,оформленное в установленном порядке;

– учредительные документы (устав или учредительный договор) в двух экземплярах, без нотариального засвидетельствования, его электронную копию;

– легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, для учредителей, являющихся иностранными организациями;

– копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

– оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

– оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов собственник имущества, учредители создаваемой коммерческой организации должны:

– согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;

– определить предполагаемое местонахождение организации;

– принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор);

– сформировать уставный.

На дату осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), уставные фонды коммерческих организаций должны быть сформированы в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами), если иное не установлено законодательными актами.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам – для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам – для открытых акционерных обществ.

Коммерческие организации самостоятельно определяют размер уставных фондов, за исключением ОАО и ЗАО (согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).

Подача документов в соответствующие органы и внесение платы не означает, что субъект хозяйствования будет зарегистрирован. Существуют законодательно установленные основания для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования. К ним относятся:

• расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица;

• нарушение установленного порядка создания предприятия;

• несоответствие учредительных документов требованиям законо-дательства;

• непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

При принятии решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о нем вносятся в Единый государственный регистр и выдается свидетельство о регистрации.

Таким образом, чтобы зарегистрировать в Беларуси коммерческую организацию, необходимо:

1. определить организационно-правовую форму субъекта предпринимательской деятельности (унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество и др.). Коммерческие организации могут самостоятельно определять размер уставного фонда, который объявляется в белорусских рублях.

Минимальный уставный фонд закреплен только для акционерных обществ. Он устанавливается в белорусских рублях исходя из размера базовой величины (на день предоставления документов в регистрирующий орган): для ЗАО – 100 базовых величин; для ОАО – 400 базовых величин. Иностранные компании, работающие на белорусском рынке, предпочитают создавать унитарные предприятия.

2. согласовать название будущей компании с регистрирующим органом (в рамках электронной регистрации этот этап проходит одновременно с регистрацией);

3. найти помещение (юридический адрес);

4. сформировать органы управления и утвердить уставные документы;

5. уплатить госпошлину за регистрацию;

6. подать документы в регистрирующий орган и пройти государственную регистрацию. Регистрируются предприятия в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пакет документов для государственной регистрации можно предоставить в регистрирующий орган лично или через веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (необходима электронная цифровая подпись).

7. изготовить печать компании;

8. оформить трудовые отношения с руководящими работниками (в т.ч. главным бухгалтером);

9. открыть расчетный счет в банке;

10. для ЗАО и ОАО – пройти дополнительный этап, связанный с выпуском акций.

Заявительный порядок регистрации юридических лиц действует в Беларуси с 1 февраля 2009 года. Процесс включает государственную регистрацию (при регистрации автоматически осуществляется постановка на учет в налоговых органах, структурах государственной статистики, Фонде социальной защиты населения); изготовление печати компании; открытие банковского счета.

По времени процедура регистрации юридического лица осуществляется в день подачи документов – на уставе (учредительном договоре) компании ставится штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации; не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов – выдается свидетельство о государственной регистрации; в течение пяти рабочих дней – выдается документ, подтверждающий постановку на учет (автоматически) в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Процесс занимает больше времени у акционерных обществ, которые должны зарегистрировать свой выпуск акций в Государственном реестре ценных бумаг.

Благодаря принимаемым мерам по созданию привлекательного делового климата – совершенствованию системы налогообложения, упрощению процедур регистрации собственности и компаний и т.д. – Беларусь в мировом рейтинге «Ведение бизнеса» с 2006 года поднялась со 120-й строки на несколько десятков позиций, а по ряду индикаторов занимает лидирующие места. В настоящее время по показателю «Регистрация предприятий» мирового рейтинга «Ведение бизнеса»-2016 Беларусь занимает 12-ю позицию из 189 государств.

После государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать деятельность путем проведения следующих действий:

• в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;

• зарегистрироваться в органах статистики с присвоением ко­дов видов деятельности;

• выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установлен-ном порядке и размере уставный фонд;

• стать на учет в Фонд социальной защиты населения;

• нанять квалифицированный персонал;

• заключить договоры аренды административных и производ­ственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;

• обеспечить движение денежных средств по расчетному сче­ту в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия;

• разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу бухгалтерских документов и отчетности.

Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны:

• своевременно уплачивать налоги и сборы;

• обеспечивать надлежащий учет деятельности;

• обеспечивать безубыточную деятельность;

• контролировать состояние чистых активов по отношению к уставному фонду и своевременно принимать решения об уменьшении либо увеличении уставного фонда;

• вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении размера уставного фонда и др.

Наши рекомендации