Тема 17 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Финансовое планирование — это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов; финансовое планирование обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования. Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования.

Цель финансового планирования — обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими по объему и структуре финансовыми ресурсами. При составлении финансового плана осуществляется:

§ планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;

§ расчет потребности в собственных оборотных средствах;

§ анализ и планирование денежных потоков;

§ расчет необходимых финансовых ресурсов (объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, потребности в кредитных ресурсах);

§ составление баланса доходов и расходов предприятия.

Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.

Цель составления финансового плана — увязка доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств и источники его покрытия.

НДС и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Расчеты следует начинать с определения плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, так как они являются частью себестоимости и предшествуют плановым расчетам прибыли.

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из норм амортизации и среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам основных фондов).

Финансовый менеджмент — это управление финансами предприятия, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данного предприятия на рынке.

Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма, т.е. совокупности форм и методов организации, планирования и стимулирования процесса формирования и использования финансовых ресурсов.

Финансовый механизм включает:

· финансовые методы — планирование, прогнозирование, кредитование, страхование, инвестирование и т.п.;

· финансовые рычаги — цену, процентные ставки, формы расчетов, виды кредитов и т.п.;

· обеспечение — правовое (законы Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства и т.п.); нормативное (инструкции, нормативы и методические указания); информационное (любая информация о предприятии, рынке, посредниках и т.п.); кадровое, техническое и программное;

· финансовые инструменты — краткосрочные и долгосрочные инвестиционные ценности, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках (денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и т.д.).

ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Оперативное финансовое планирование на предприятии включает:

§ составление платежного календаря;

§ составление (расчет) кассового плана;

§ расчет потребности в краткосрочном кредите.

Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет, внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисления средств, вторым — доходная часть. Соотношение обеих частей календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями.

Кассовый план — это план оборота наличных денег через кассу предприятия, который обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их поступлением и использованием. Кассовый план составляется на квартал. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия.

Кассовый план состоит из четырех разделов: 1) источники поступления наличных денег; 2) расходы; 3) расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда; 4) календарь выдач заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам (суммы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке).

Разработка кассового плана начинается с первого раздела, в котором отражаются поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме денег, получаемых в банке).

Вторым этапом разработки является расчет третьего раздела кассового плана. Планируемый фонд заработной, платы и премии рассчитываются на основе годового плана на соответствующий квартал. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний, налогов и перечислений.

После расчета выплат заработной платы заполняется второй раздел — расходы. Во втором разделе показываются расходы предприятия в виде наличных денег на заработную плату, командировочные и хозяйственные расходы, выплату пособий по социальному страхованию и т.п.

В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами в установленные сроки (конкретные числа каждого месяца). Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату.

Расчет потребности в краткосрочном кредите проводится, если предприятие испытывает такую потребность. В этом случае в банк представляются необходимые документы и с ним заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую с учетом процентов необходимо вернуть банку.

17.3. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФИРМЫ [1]

Основными финансовыми документами фирмы являются:

1. Баланс (баланс активов и пассивов).

2. Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков).

3. Отчет о фондах и их использовании.

4. Счет финансирования.

Финансовая отчетность является основой определения платежеспособности и прибыльности. Платежеспособность — это способность фирмы погасить долги при наступлении срока платежа, информация о задолженности отражается в балансе.

Баланс показывает финансовое положение фирмы на определенный, как правилопоследний, день месяца, квартала, года. Баланс состоит из двух частей: в левой указываются активы, в правой — пассивы. В активе показаны средства, которыми располагает фирма (производственные запасы, товары, основной капитал, дебиторская задолженность). В пассиве показаны источники средств, т.е. кредиторская задолженность фирмы и собственный (акционерный) капитал. В собственном (акционерном) капитале указывается сумма, подлежащая распределению между держателями акций в случае ликвидации фирмы на дату составления баланса. Обе части баланса всегда уравновешены, т.е. сбалансированы. Типичный баланс представлен в табл. 17.1.

Таблица 17.1

Баланс на 31 декабря 200... г., тыс. руб.

АКТИВЫ ПАССИВЫ  
Оборотный капитал (текущие активы) Денежные средства 90 Биржевые ценные бумаги по номинальной стоимости (биржевая цена — 178) 170   Счета дебиторов (минус допустимые безнадежные долги — 20) 400   Товарно-материальные запасы 540   Всего оборотный капитал 1200   Краткосрочные обязательства (текущие пассивы) Расчеты с поставщиками и разными кредиторами 200   Задолженность по кредитам банка и других фирм 170   Задолженность по издержкам к оплате 66   Задолженность перед федеральным бюджетом 64   Всего краткосрочные обязательства 500   Долгосрочные обязательства 540   Всего пассивы 1040    
Основной капитал (недвижимость, основные производственные средства и оборудование)   Земля 90   Здания и сооружения 760   Машины и производственное оборудование 190   Конторское оборудование 20   Итого основной капитал 1060 Начисленные амортизационные отчисления(минус) 360 Остаточная стоимость основного капитала 700 Предварительная оплата и расходы, отложенные на будущие периоды 20 Нематериальные активы 20 Всего активы 1940  
АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ  
Акции Привилегированные акции, размер дивидендов 5%, номинальная стоимость акции 20, количество выпущенных акций 6000 120   Обыкновенные акции, номинальная стоимость акции 1, количество выпущенных акций 300 000 300   Избыточный капитал (резервы и фонды) 140   Полученная прибыль к распределению 340   Всего акционерный капитал 900   Всего пассивы и акционерный капитал 1940  

Сводный отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) показывает сумму прибыли или убытков фирмы за год (табл. 17.2). В то время как баланс характеризует платежеспособность фирмы н определенную дату, отчет о прибылях и убытках отражает прибыльность фирмы, т.е. показывает результат деятельности фирмы за определенный период.

В отчете о прибылях и убытках сравнивается сумма выручки о продажи товаров и другие виды доходов со всеми затратами и капиталовложениями, осуществленными в процессе функционирования фирмы. В результате своей деятельности за год фирма имеет или чистую прибыль, или убыток.

Таблица 17.2

Наши рекомендации