Интенсивность конкуренции на рынке
Результирующая сила. На основе всех предыдущих сил рассматриваются два направления влияния: 1 - что способствует усилению конкуренции, 2 - что способствует снижению конкуренции.
На обострение конкуренции влияют явления:
· Низкие темпы роста отрасли (ниши), в которой вы работаете.
· Высокий уровень постоянных издержек, т.е. тех, которые не меняются в зависимости от объёма производства.
· Рост производственных мощностей у Вас и у Ваших конкурентов.
· Высокие входные барьеры.
· Наличие серьёзных стратегических задач хотя бы у одного из игроков.
На ослабление конкуренции влияют явления:
· Ваша компания ориентирована на прибыль, а не на долю рынка, которую можно отнять у конкурента.
· Издержки перехода клиентов от одной компании к другой слишком велики.
После анализа макросреды и «5 сил Портера» следует рассмотреть «SWOT анализ». Таблицу следует заполнять явлениями, факторами и фактами влияния, которые были выявлены в ходе предыдущего макро анализа и анализа «5 сил Портера». Дополнительно можно рассмотреть следующие факторы и явления:
· Месторасположение и география.
· Характеристики товара/услуги: качество, функциональность, цена, упаковка, обслуживание, ассортимент и т.д.
· Команда и персонал: опыт, квалификация, компетенции.
· Технологические факторы.
· Перспективы сбыта и уровень конкуренции.
· Взаимоотношение с партнёрами и властью.
· Источники финансовых средств.
· Объём и структура затрат.
· Возможные риски.
Анализ стратегической ситуации:
SWOT - анализ | |
Внутренние сильные стороны: Опыт, оборудование, навыки персонала, ассортимент продукции, уникальные характеристики продукта. | Внутренние слабые стороны: Цены, необходимые ресурсы, негативное отношение покупателей, увеличение затрат. |
Внешние возможности: Рост рынка, законы, внутренний рынок, потребности покупателей, поддержка власти, рост спроса. | Внешние угрозы: Глобальные конкуренты, инфляция, новые законы, снижение спроса, новые технологии. |
Стратегия вхождения на рынок | |
Вывод о стратегии вхождения на рынок |
На основании сопоставления сильный сторон и внешних возможностей делаем вывод о стратегии (направлении) вхождения в рынок. На основании сопоставления слабых сторон и внешних угроз – делаем вывод об опасностях, ожидающих нас при выходе на рынок, и о путях уменьшения влияния данных угроз.
Пять важнейших вопросов для организации:
· В чем заключается наш бизнес?
· Кто является нашим потребителем?
· Что представляет ценность для наших потребителей?
· Каковы наши результаты?
· Каковы наши планы?
Пример основных стратегий вхождения на рынок:
· Лидерство в продукции. Поставлять лучший продукт в наиболее удобное время. Конкурировать не по цене, а по характеристикам товара/услуги. Эта стратегия избавляет от большинства проблемных клиентов, позволяя ориентироваться на «своих» клиентов.
· Операционное превосходство. Добиваться превосходства в операционной эффективности, поставлять на рынок товары/услуги достаточного качества по низшим ценам при минимуме неудобств для покупателя. Ценовая конкуренция, т.е. подход «без излишеств».
· Тесная связь с потребителем. Наилучшее решение для каждого покупателя, всесторонняя поддержка покупателя для получения покупателем оптимальных результатов и/или извлечение максимальной ценности из товара/услуги. Готовность сделать «дополнительный» шаг навстречу своим избранным покупателям.
Описание целевой группы потребителей
В данном подразделе мы характеризуем нашего потребителя по разным критериям, приведённым в таблице.
География | район, город, область, страна и т.д. |
Уровень достатка покупателя | К какому классу относится человек, какой у него уровень доходов. |
Тип покупателя | Произвольные характеристики, описывающие Вашего покупателя: доход, возраст, социальное положение, пол и т.д. |
Поведенческие характеристики | Каким образом покупатель принимает решение о выборе вашей продукции (услуг): стиль жизни, наклонности, ценности. Сам механизм принятия решения о покупке. |
В случае отсутствия необходимого критерия в таблице Вы можете описать потребителя в произвольной форме после неё.