Инфраструктура и экономический потенциал предприятия

Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — совокупная способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Э.П. государства определяется его природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством.

Кадровая политика и управление персоналом на предприятии.

Ка́дровая поли́тика — совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах:

правилах внутреннего распорядка

коллективном договоре.

Основное содержание кадровой политики

обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;

развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;

совершенствование организации и стимулирования труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты. Подразделения управления персоналом активно участвуют в переговорах с профсоюзами при заключении коллективных договоров, в разборе жалоб, претензий, осуществляют контроль за трудовой дисциплиной.

Цели кадровой политики

безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, Трудового Кодекса, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;

подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава;

рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;

формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии;

разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифицированных кадров;

подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;

разработка теории управления персоналом, принципов определения социального и экономического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс.

Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.

В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала.

Задачи

Комплектация штата организации в соответствии со стратегией развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах, а также с целями производственного плана, включая конкретные финансовые показатели.

Создание системы подготовки руководящего резерва, обеспечение преемственности руководства и снижение риска кадровых потерь.

Принятие решений о судьбе менеджеров, не справляющихся со своими задачами.

Ориентация службы управления персоналом на достижение производственных результатов[1].

Методы

К основным методам управления персоналом относят:

экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);

организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций;

социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).

Специалист по работе с персоналом — HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают некоторые функции по управлению персоналом специализированным кадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу, активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе по управлению персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации.

10. Качество и конкурентоспособность продукции: сущность, значение, показатели и методы определения.

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Показатель качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

В различных отраслях промышленности для характеристики качества используются различные показатели. Например, в пищевой промышленности:

- физико-химические показатели - характеризуют состав пищевых продуктов;

- органолептические показатели - это внешний вид, цвет, вкус, запах;

- эстетические показатели - характеризуют художественное оформление пищевой продукции (упаковки);

- технологические показатели - удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов и т.д.;

- патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом. К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты, территориального распространения;

- показатели сохраняемости - определяют способность различных видов пищевой продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных соответствующей нормативно-технической документацией;

- показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или транспортировке.

В машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:

1) показатели назначения продукции, которые подразделяются на:

а) классификационные (грузоподъемность, скороходность, производительность, мощность);

б) конструктивные (удобство управления, размещения, обзора);

в) эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы);

2) показатели надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и долговечность);

3) технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их соединения, материалоемкость изделия и др.);

4) показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости, коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности стандартизации);

5) эргономические показатели, которые можно разделить на:

а) гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);

б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);

в) физиологические и психофизиологические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);

6) эстетические показатели включают гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида, соответствие окружающей среде, соответствие стилю и др.;

7) патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее конкурентноспособность на мировом рынке;

8) показатели экономичности изделия определяют размеры затрат, необходимых для проведения мероприятий, повышающих его качество.

Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:

- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;

- коэффициент обновления ассортимента продукции;

- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;

- доля производственного брака;

- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.

5.1.4. Методы обеспечения качества

Основными элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются: стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества; государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный и технический контроль качества.

Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли.

Стандартизация охватывает установление:

- единиц измерений, терминов и обозначений;

- требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов;

- единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;

- требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;

- единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п.

Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия.

Стандартом называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.

В зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты.

Технические условия - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).

Сертификация - это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном международным - ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача соответствующего документа (сертификата).

Сертификация - важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты.

Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации.

Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его.

Основными задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе являются:

- систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей;

- обеспечение конкурентноспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции;

- определение состава целевых программ качества и др.

11.Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Маркетинг, ориентированный на продукт – побуждение потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.

Маркетинг, ориентированный на потребителя – деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка.

Интегрированный маркетинг (комбинация) решает задачи:

- комплексное изучение рынка;

- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

- планирование товарного ассортимента и цен;

- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

- планирование и осуществление сбыта;

- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

Анализ маркетинговых возможностей предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:

1) Производство;

2) Распределение и сбыт продукции;

3) Организационная структура и менеджмент;

4) Маркетинг (МИКС);

5) Финансы.

Изучение потребителей основано на следующих принципах:

- потребитель независим;

- мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследования;

- поведение потребителей поддается воздействию;

- потребительское поведение социально законно;

Маркетинговая стратегия — это комплекс мероприятий по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) на основе запросов потребителей, направленный на максимизацию прибыли предприятия.

Маркетинговая стратегия организации включает ряд функциональных блоков, которые представлены на рис.

Инфраструктура и экономический потенциал предприятия - student2.ru

Процесс разработки маркетинговой стратегии может ориентироваться на следующие направления: массовый маркетинг, товарно-дифференцированный маркетинг, целевой маркетинг.

Системы маркетинговой информации. В ходе выполнения своих обязанностей менеджер маркетингового подразделения нуждается в огромном количестве информации. Необходимые ему сведения могут отсутствовать, поступать слишком поздно или не заслуживать доверия. Чтобы избежать подобной ситуации, в организации должна действовать четко спланированная система маркетинговой информации, в которую входят четыре вспомогательные системы.

1. Система внутренней отчетности, которая отражает:

• показатели текущего сбыта продукции фирмы;

• показатели сумм издержек;

• объемы материальных запасов;

• движение денежной наличности;

• данные о дебиторской и кредиторской задолженности.

2. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации, которая поставляет менеджерам маркетингового подразделения повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Повышению качества поступающей внешней текущей маркетинговой информации могут способствовать:

• хорошо подготовленный штат продавцов;

• специальные сотрудники, отвечающие за сбор информации;

• покупка сведений у поставщиков данных;

• учреждение специального подразделения по сбору информации.

3. Система маркетинговых исследований, призванная обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед организацией конкретной маркетинговой проблемы. Так, отделами маркетинговых исследований располагают 3/4 всех крупных компаний в промышленно развитых странах. Наличие значительных финансовых ресурсов позволяет проводить комплексные маркетинговые исследования, направленные в итоге на повышение конкурентоспособности организации.

4. Система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработки данных и модели, облегчающие процесс принятия оптимальных маркетинговых решений.

Товар – первый и самый важный элемент маркетинговой стратегии. Товарная стратегия требует принятия согласующихся между собой решений, касающихся отдельных товарных единиц, товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

Каждая отдельная товарная единица может быть предложена потребителям в различных вариантах: например, просто как товар или как товар с определенным внешним оформлением и уровнем качества, марочным названием и упаковкой, или как товар вместе с сопровождающими его услугами, такими, как гарантийное обслуживание, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.

Внедрение маркетинговой стратегии через применение товарной стратегии организации проходит ряд этапов:

- разработки товарно-марочной стратегии;

- разработки новых товаров;

- коммерческого производства в соответствии с жизненным циклом товара;

- установления цен на товары;

- выбора каналов распространения товаров;

- разработки и применения стратегии продвижения товара на рынок.

Процесс разработки и внедрения маркетинговой и товарной стратегии требует эффективного управления, которое должно включать следующие этапы: сбор информации и ее анализ, принятие и исполнение решений, наблюдение за результатами и исправление ошибок.

12. Методы расчёта снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости продукции компании может происходить несколькими способами. Одним из наиболее популярных методов уменьшения цены готовой продукции является применение более дешевых расходных материалов при изготовлении различных товаров. Данная мера может привести к уменьшению качества продукции, хотя, с другой стороны, в некоторых случаях поиск поставщиков, которые могут предложить вам более низкую цену на расходные материалы, например, при больших объемах закупок, также сможет оказать существенное влияние на стоимость готовых изделий.

Еще одним способом снижения себестоимости продукции предприятия является поиск более дешевой рабочей силы, что позволяет снизить издержки, связанные с оплатой труда.

К другим методам снижения себестоимости готовой продукции предприятия стоит отнести применение более современных технологий производства, которые, уменьшают количество брака или более эффективно использовать материалы, необходимые для производства.

Также одной из мер минимизации производственных расходов может стать увеличение объемов производства продукции.

13. Налоги и налогообложение на предприятии.

Налоги — это обязательные платежи, которые устанавливает государство для юридических и физических лиц с целью формирования централизованных финансовых ресурсов, которые обеспечивают финансирование государственных затрат.

Под налогом и сбором (обязательным платежом) к бюджетам и к государственным целевым фондам следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законами о налогообложении.

Государственные целевые фонды - это фонды, которые созданные соответственно законам и формируются за счет определенных законами налогов и собрания (обязательных платежей) юридических лиц независимо от форм собственности и физических лиц.

Государственные целевые фонды включаются в Государственный бюджет, кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Пенсионного фонда.

Наиболее распространенным есть взгляд, что налоги выполняют две основных функции— фискальную и регулирующую.

Фискальная функция налогов состоит в мобилизации средств у распоряжения государства и формировании централизованных финансовых ресурсов для выполнения государственных функций. Она реализуется через распределение части валового национального продукта.

С повышением роли государства возрастает значение регулирующей функции налогов. Эта функция реализуется через влияние налогов на разные стороны деятельности субъектов хозяйствование

Система налогообложения — это совокупность налогов и собрания, (обязательных платежей) к бюджетам разных уровней, а также к государственным целевым фондам, которые взимаются в порядке, установленном соответствующими законами государства.

Предприятия — субъекты хозяйствования должны платить общегосударственные, а также местные налоги и сборы.

Общегосударственные налоги и сборы включают:

- прямые налоги (налог на прибыль, плата (налог) за землю, налог из собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на недвижимое имущество);

- косвенные налоги (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор, таможенная пошлина);

- сборы (на обязательное государственное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, к государственному инновационному фонду; за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; за загрязнение окружающей среды; рентные сборы; гербовый сбор);

- отчисления на финансирование автомобильных дорог, государственная пошлина, плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.

Местные налоги и сборы включают:

- два налога (коммунальный налог и налог из рекламы);

- разные сборы (за право использования местной символики; за парковку автотранспорта

Наши рекомендации