Задачи анализа и источники информации

Задачи анализа и источники информации

Анализ деятельности организаций начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как от объема, ассортимента, качества произведенной и проданной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации.

Основными задачами анализа являются:

- оценка динамики и выполнения плана по основным показателям объема и структуры продукции;

- оценка влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж продукции;

-разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов роста объема продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Источниками информации для анализа являются:

* бизнес-план организации, оперативные планы производства и отгрузки продукции;

* отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»;

* данные аналитического учета по счетам 41, 42, 46.

* договора с покупателями продукции, работ, услуг.

На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных мощностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям. Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции называется производственной программой.

Анализ объема производства и продаж

Анализ выполнения плана по объему продукции начинается с изучения динамики выпуска продукции. Анализ динамики позволяет дать оценку скорости изменения объема производства за анализируемый период (абсолютный прирост), измерить интенсивность и направление изменения продукции по годам ( темп роста и прироста) [22].

Таблица 3.3.1.

Оценка выполнения плана по объему продукции

Показатели Предыдущий год   Отчетный год Отклонение от прошлого года Отклонение от плана
план факт Сумма %% Сумма %%
1.Объем продукции в действующих оптовых ценах предприятия, тыс. руб. 29,1 28,2
2.Объем продукции в сопоставимых оптовых ценах предприятия, тыс. руб. 1,0 0,6

В качестве сопоставимых цен приняты цены отчетного года.

Данные таблица 3.3.1. свидетельствуют о том, что объем продукции увеличился против предыдущего года на 1894 тыс. руб. или 29,1%, а против плана – на 1850 тыс. руб. или 28,2%, что является в основном результатом роста цен, а не роста объема продукции. Реально физический объем продукции в отчетном году увеличился против предыдущего года на 80 тыс. руб. или 1,0%, а против плана – на 50 тыс. руб. или 0,6%. За счет повышения цен объем продукции в стоимостном измерении увеличился против предыдущего года на 1814 тыс. руб. (8320 - 6506), а против плана - на 1800 тыс. руб. (8350 - 6550) .

От объема продаж зависят финансовые результаты деятельности организации, ее финансовое состояние, платежеспособность. В процессе анализа объема продаж необходимо определить уровень выполнения плана по реализации, выявить факторы, влияющие на ее изменение, дать оценку выполнения договорных обязательств. Анализ выполнения плана и динамики объема продаж продукции осуществляется методом сравнения, он заключается в сравнении фактических данных с плановыми показателями предшествующих периодов. При этом рассчитываются абсолютные отклонения, темпы роста, проценты выполнения плана.

Для практики поиска резервов роста производства, особое значение, имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации и повышения эффективности хозяйственной деятельности [26]. В соответствии с этим предприятия планируют пути поиска и мобилизации резервов, т.е. составляют планы организационно-технических мероприятий по выявлению и использованию ресурсов. Классифицируют резервы по конечным результатам, на которые они воздействуют. Различают следующие резервы: повышения объема продукции; совершенствования структуры и ассортимента изделий; улучшения качества; снижения себестоимости продукции или по элементам затрат , или по статьям затрат, или по центрам ответственности ;повышения прибыльности продукции; улучшения финансового состояния организации; увеличения уровня рентабельности. При сводном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет, для чего следует строго соблюдать определенные принципы их классификации. Например, резервы увеличения объема и повышения качества продукции, а также резервы снижения себестоимости продукции одновременно являются резервами повышения прибыли и уровня рентабельности.

К факторам и резервам роста объема продаж в сфере обращения готовой продукции относятся:

* ликвидация сверхнормативных, излишних и ненужных запасов готовой продукции на складе; выявление позиций ассортимента продукции, не нашедших реализации вследствие плохого качества и не пользующихся спросом;

* ускорение темпов отгрузки и доставки продукции до получателя, сокращение сроков прохождения платежно-расчетных документов.

Резервы увеличения объема продаж рассчитываются по направлениям:

* возможного увеличения производства готовой продукции;

* возможного повышения стоимости продукции за счет ликвидации брака и улучшения ее качества;

* изменений в структуре производства и реализации продукции;

* уменьшения остатков нереализованной продукции;

* совершенствования стратегии ценообразования;

* совершенствования маркетинга.

Таблица 3.6.1.

Виды продукции Выпуск продукции по плану, тыс. руб. Фактический выпуск продукции, тыс. руб. Плановое задание, скорректированное на процент выполнения плана Засчитывается в счет выполнения плана по структуре продукции, тыс. руб. Засчитывается в счет выполнения плана по ассортименту, тыс. руб.
Шкафы 20 000 21 660
Столы 40 000 55 000 43 320 43 320 40 000
Табуреты 10 000 30 000 10 830 10 830 10 000
Стулья 50 000 45 000 54 150 45 000 45 000
Итого: 120 000 130 000   99 150 95 000

Общий процент выполнения плана по выпуску продукции ( К вп.) равен частному от деления фактического выпуска продукции к выпуску продукции по плану, т.е. в нашем примере он составит 130 000 / 120 000 = 1,083, или 108,3%.

Для определения процента выполнения плана по структуре продукции (К стр.) необходимо плановые задания по выпуску каждого вида продукции умножить на общий процент выполнения плана по выпуску продукции. По нашим изделиям получим соответственно 20 000 х 1,083=21660; 40 000х 1,083= 43320; 10 000х1,083= 10 830; 50 000 х 1,083 = 54150. Занесем полученные данные в гр. 4 нашей таблицы. Каждое из полученных произведений сравним с фактическим выпуском данного вида продукции и выберем наименьшее значение, которое засчитывается в выполнение плана по структуре продукции. Просуммировав эти значения получим итог по гр.5 и разделив результат (99 150) на общий объем выпуска по плану (120 000), получим К стр. = 0,826 или 82,6%.

Сравним плановые и фактические выпуски продукции каждого вида. В счет выполнения плана по ассортименту будем засчитывать меньшие значения (гр.6) Разделив сумму этих значений ( 95 000) на плановый объем выпуска продукции (120 000), получим коэффициент ассортиментности (Касс) = 0,792 или 79,2%.

14, Анализ качества продукции

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требованиям внешнего и внутреннего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества продукции являются:

- оценка качества выпускаемой продукции

- выявление причин снижения качества;

- установление влияния изменения качества на объем выпуска.

Качество продукции зависит от уровня применяемой техники и технологии, качественных характеристик применяемого сырья и материалов, уровня квалификации рабочих.

К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции относятся:

- удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения. Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции (например в пищевой промышленности – жирность, наличие посторонних примесей, содержание сухих веществ). Уровень качества оценивается во всех странах на соответствие стандартам ИСО. При анализе определяются обобщающие показатели качества и изучается их динамика. Повышение качества, как отдельных видов продукции, так и рост удельного веса данной продукции в общем объеме продаж ведет к увеличению объема продаж в стоимостном выражении. Это объясняется тем, что высокий уровень качества продукции способствует росту спроса на нее и дает возможность повышения цены реализации [26].

Влияние изменения качества продукции на объем продаж ( ΔN) и прибыль от продаж (ΔР р) рассчитывается следующим образом:

ΔN = N1 х (Ц1 - Ц0 );

ΔP p = N1 х (Ц1 - Ц0) - N1 х (S1 - S0),

где N1 – объем реализации продукции повышенного качества; Ц1 и Ц0 – цена изделия соответственно после и до изменения качества; S1 и S0 – себестоимости единицы продукции соответственно после и до изменения качества.

В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от поставок продукции низкого качества. Одной из форм защиты является право потребителя на предъявление поставщикам рекламаций. Таким образом, косвенными характеристиками качества продукции являются наличие рекламаций и производственный брак.

Рекламация – это претензия, предъявляемая поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора или контракта на поставку продукции. Наличие или отсутствие рекламаций является обобщающим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции. Наличие рекламаций на продукцию уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестоимость, снижает прибыль, ухудшает финансовое состояние. В процессе анализа выявляется:

- количество предъявленных и принятых рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции;

- количество и стоимость продукции, по которой приняты рекламации;

- удельный вес продукции, на которую предъявлены рекламации, в общем объеме выпуска продукции в действующих оптовых ценах. Данные показатели рассматриваются в динамике, что дает возможность выявить изделия на которые предъявлено наибольшее количество рекламаций. Далее разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на устранение дефектов.

Производственный брак отражает качество организации и выполнения производственного процесса по изготовлению продукции. Брак – это изделия или детали, не соответствующие по своим свойствам уровню требований, предусмотренных В ГОСТ, ТУ, и непригодные для использования по прямому назначению. По своему характеру брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак – это такой брак, когда в результате устранения дефектов изделие может быть доведено до уровня, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к годной продукции. До этого момента бракованные изделия числятся в составе незавершенного производства. Неисправимым браком считается брак, который исправить невозможно или экономически нецелесообразно. Брак различают также по месту выявления и причинам образования. По месту выявления брак бывает внутренний, отслеженный на самом предприятии, и внешний, обнаруженный потребителями. Такое подразделение брака дает возможность правильно оценить работу отдела технического контроля (ОТК) предприятия, а также соответствующих структурных подразделений.

Причины брака классифицируются с учетом отраслевых особенностей технологии и организации производства. Наиболее общими причинами для любых отраслей промышленности являются следующие: низкий уровень квалификации рабочих, использование неисправного оборудования, инструментов и приспособлений; ошибки в технической документации; нарушение технологии производства, использование недоброкачественных материалов; недостаточность и неисправность контрольно-измерительных приборов. При оформлении первичной документации о браке пользуются классификаторами, содержащими шифр видов брака, его причин и виновников. Результаты проверки качества отмечаются в сопроводительном документе (рабочем наряде или сменном задании),который предъявляется на контроль вместе с готовой продукцией. Неисправимый брак оформляется актом о браке, в котором указываются наименование изделия, а также операции, на которых образовался брак, характеристика брака с указанием шифра его вида, причины брака и виновников, суммы потерь, подлежащей взысканию с виновников.

Общий объем производственного брака определяется себестоимостью окончательно забракованных изделий и расходами на его исправление [26].

При выявленной отрицательной тенденции в затратах на производственный брак требуется тщательный анализ брака в разрезе отдельных производств, причин и виновников брака, что осуществляется по данным оперативной отчетности. Необходимо подсчитать влияние производственного брака на объем производства продукции. Обычно на практике это делается по упрощенной схеме: подсчитывается абсолютный размер брака путем сложения себестоимости окончательного брака и расходов на его исправление, находится удельный вес (или процент) полученной суммы в производственной себестоимости товарной продукции, затем на полученный процент умножается объем товарной продукции и таким образом определяется размер недополученной продукции.

Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих в производстве, заставляют предприятие изменять подход к проблеме качества. В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия – от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие данной системы распространяется на все типы жизненного цикла продукции, образуя "петлю качества". "Петля качества " – это модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии "петли качества":

· маркетинг, поиск и изучение рынка;

· проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;

· материально-техническое снабжение;

· подготовку и разработку производственных процессов;

· производство;

· контроль и испытания;

· упаковку и хранение;

· реализацию и распространение продукции;

· монтаж и эксплуатацию;

· техническую помощь в обслуживании;

· утилизацию после использования изделия.

Система качества должна обеспечивать управление им на всех стадиях "петли качества", участие всех работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших их причин.

Таблица 3.4.1.

Таблица 3.4.2.

За месяц, тыс. руб.

Изделие Покупатель Поставки по договору Фактически отгружено Недопоставки продукции Зачтено в объем поставок
А -
В -
И т.д. ….
Итого  

К до = (740 – 80) / 740 х 100% = 89,2%

Для управления процессом реализации необходимо исследовать внутренние и внешние причины невыполнения поставок продукции.

Внутренние причины можно сгруппировать по центрам ответственности.

1. Причины, связанные с отделом снабжения:

* несвоевременное оформление заявок;

* несвоевременный завоз материалов; комплектующих изделий и полуфабрикатов;

* замена отдельных видов материалов и комплектующих изделий.

2. Причины, связанные с производством:

* производственный брак;

* нарушение технологической дисциплины;

* простои оборудования;

* недостаток энергии;

* нехватка рабочей силы;

3. Причины, связанные с работой отдела сбыта:

* неполная готовность партии продукции к отгрузке;

* недостаток складских помещений;

* возврат продукции;

* слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ;

* необеспеченность рабочей силой;

* отсутствие тарных и вспомогательных материалов;

* неправильная маркировка тары;

* нарушение сроков оформления документов на отгрузку;

* несвоевременное согласование замены поставок.

К внешним причинам невыполнения поставок относятся:

* изменение плана поставок;

* изменение состава покупателей;

* несвоевременная выдача нарядов на отгрузку;

* отказ покупателей от продукции;

* низкое качество поставленных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

* отказ от поставок материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

* не своевременное выделение автомобильного и железнодорожного транспорта в соответствии с планом.

Соблюдение договорных условий по поставкам продукции считается обязательным не только по объему, но и по срокам, номенклатуре и качеству. При несоблюдении договорных обязательств к предприятию-нарушителю применяются штрафные санкции. Оно должно возместить нанесенный потребителю ущерб, размер которого определяется исходя из последствий нарушения договорных обязательств. Каждое последствие может иметь один или несколько видов ущерба. При этом под ущербом понимается дополнительный расход, утрата или повреждение имущества, недополученная выгода. Так, последствиями невыполнения объема поставок являются следующие виды ущерба:

· недополученная прибыль;

· расходы по уплате санкций.

Последствиями в результате снижения качества продукции могут быть такие виды ущерба, как:

· недополученная прибыль;

· расходы по возмещению ущерба;

· расходы по устранению недостатков;

· дополнительные расходы по гарантийному ремонту;

· расходы по уплате санкций за нанесение ущерба.

Таблица 3.5.1.

Таблица 3.5.2.

Таблица 3.5.3.

Задачи анализа и источники информации

Анализ деятельности организаций начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как от объема, ассортимента, качества произведенной и проданной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации.

Основными задачами анализа являются:

- оценка динамики и выполнения плана по основным показателям объема и структуры продукции;

- оценка влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж продукции;

-разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов роста объема продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Источниками информации для анализа являются:

* бизнес-план организации, оперативные планы производства и отгрузки продукции;

* отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»;

* данные аналитического учета по счетам 41, 42, 46.

* договора с покупателями продукции, работ, услуг.

На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных мощностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям. Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции называется производственной программой.

Наши рекомендации