Социальная работа с несовершеннолетними
Изучение данной категории клиентов возможно в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, центрах помощи семье и детям.
Для успешного овладения технологиями работы с этой целевой группой необходимо изучить психологические, физиологические, возрастные особенности детей и подростков. В процессе социальной работы с несовершеннолетними целесообразно использовать социокультурные направления – спорт, музыка, другая досуговая деятельность.
Социальная работа с пожилыми гражданами
Этот вид деятельности можно осваивать в домах-интернатах для пожилых граждан; центрах социального обслуживания населения (отделения дневного пребывания, обслуживания граждан на дому, гуманитарной помощи и т.п.); общественных организациях, геронтологических центрах.
Для успешной работы с данной категорией граждан необходимо знать психофизиологические особенности возраста, основные старческие заболевания, государственную политику в отношении пожилых граждан и существующее законодательное обеспечение. Необходимо быть крайне тактичным в общении с пожилыми людьми.
Особое внимание уделите изучению медико-социальных основ, приемам оказания доврачебной медицинской помощи.
Социальная работа с инвалидами
Это направление социальной работы осуществляется в специализированных домах-интернатах, психоневрологических интернатах, центрах социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центрах, общественных организациях (ВОИ, ВОС, ВОГ и их подразделениях).
Существует несколько направлений, содержание которых различается: медико-социальная работа, социальное обеспечение инвалидов, обслуживание инвалидов, реабилитация инвалидов. Необходимо знать критерии установления инвалидности, порядок ее определения, законодательство и нормативные акты о льготах для инвалидов.
Социальная работа с малообеспеченными гражданами и семьями
Эта категория граждан определяется на основе экономических критериев. Проблемы малообеспеченных решаются, как правило, путем предоставления им материальной помощи в денежном или материальном выражении. Этими вопросами занимаются государственные органы социальной защиты населения, органы местного самоуправления, общественные благотворительные организации и др.
Важно исследовать причины, приведшие к малообеспеченности, и определить возможности самого клиента самостоятельно справиться с проблемой. Прямая материальная помощь должна быть сбалансирована, чтобы не вызывать иждивенческие настроения.
Существенными являются психологические, профессиональные и другие виды консультирования.
Работа отделения социального обслуживания на дому
Эти подразделения, как правило, входят в состав комплексных центров социального обслуживания населения. Деятельность этих отделений регламентирована федеральными правовыми и нормативными документами, поэтому следует познакомиться с этими актами.
Большое значение имеют договорные отношения между обслуживающим персоналом и клиентами. Социальные услуги предоставляются только по добровольному согласию сторон. Заранее следует оговорить сроки, виды, объемы предоставления услуг.
В большинстве случаев эти отделения не имеют юридической и административной самостоятельности, поэтому важным в этой работе является не только методологическая обеспеченность социальных работников, но и материально-бытовое сопровождение их работы (компенсация транспортных расходов, выдача спецодежды, санитарно-гигиенические мероприятия и т.п.).
Приложение 5
Приложение 6
Обязанности и права студентов на практике
Студент обязан:
- подготовить план прохождения практики, согласованный с руководителями от кафедры и учреждения;
- выполнять поручения руководителя по текущей работе учреждения в рамках и объемах, которые устанавливаются учреждением;
- провести рекомендованные мероприятия;
- квалифицированно ежедневно вести записи в дневнике (о выполненной работе, о полученных новых знаниях, впечатления и т.п.);
- пройти инструктаж по технике безопасности, мерам профилактики заболеваний, пожарной безопасности и т.п.;
- по окончании практики оформить и сдать письменный отчет;
- проявлять активность и стремление к более глубокому изучению деятельности учреждения.
Примечание: студенты не должны мешать основной деятельности учреждения.
Студент имеет право:
- получать достоверную и своевременную информацию об условиях прохождения практики;
- обращаться к руководителям практики за консультативной, методической помощью, заявлениями, вопросами, предложениями;
- пользоваться научно-методической литературой, предоставляемой библиотекой вуза, учреждения;
- получать медико-социальную, психологическую, медицинскую помощь на условиях, предусмотренных для студентов вузов;
- обжаловать решения руководителей практики в порядке, установленном законодательством РФ.