Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию

- экономические;

- политические;

- юридические;

- рыночные;

- конкуренции;

- технологические.

Экономические факторы позволяют оценить текущее состояние экономики региона, страны или мировую обстановку в зависимости от спектра деятельность компании. Важно рассмотреть возможные направления развития экономики, а также конкретные экономические показатели, такие как инфляция (или дефляция), процентные ставки, налоговые взносы, тарифная политика и пр.

Политические факторы могут влиять на развитие операционной системы организации в том случае, если они связаны с экономическими интересами политических групп, находящихся у власти. В большинстве развитых демократических стран влияние этих факторов на операционную стратегию сильно ограничено. Тем не менее при ее разработке следует учитывать

- отношение к бизнесу правящих партий,

- политическую стабильность или нестабильность государства,

- ведущиеся войны в регионах, на которые направлен бизнес компании, и пр.

Юридические факторы чрезвычайно серьезно и комплексно воздействуют на все подсистемы операционной системы, так как определяются действующим законодательством государств, на территории которых ведется бизнес. Влияют также постановления Правительства РФ, торговые ограничения, вводимые и действующие, судебная практика, патентная политика и пр.

Так как в современном бизнесе развит клиентоориентированный подход, зафиксированный в процессном подходе к управлению и в системе международных стандартов ИСО 9000, значение рыночных факторов, воздействующих на операционную стратегию, трудно переоценить. При ориентации на рынок клиентов важно учитывать: состояние рынка поставщиков, определяющих возможности и обязанности компании по отношению к своим потребителям. Поэтому в состав рыночных факторов включаются не только характеристики рынка потребителей, такие как его размер и потенциал его роста, система лояльности по отношению к клиентам и существующие отношения с ними. В составе анализируемых факторов следует рассматривать аналогичные характеристики рынка поставщиков, а также взаимоотношений с иными контрагентами, включенными в сеть поставок и каналы снабжения и сбыта.

Так как операционная стратегия поддерживает корпоративную стратегию компании, нацеленную на укрепление конкурентоспособности, в состав внешних факторов, воздействующих на операционную функцию, включаются факторыконкуренции. К ним относятся количество и мощность конкурентов, а также характеристика основных направлений конкурентных преимуществ (цена, качество, время и пр.).

Технологические факторы входят в состав как внутренних, так и внешних факторов. Анализ технологических факторов внешней среды позволяет отследить тенденции изменения технологий, которые могут представлять как реальные возможности, так и угрозы для организации. Технологические изменения могут происходить в товарах, услугах и в процессах, выполняемых во всех подсистемах операционной системы. Технологические факторы должны включать текущие технологии, инновации и возможности развития будущих технологий.


  1. Производственная мощность: понятие, виды, единицы измерения, показатели эффективности использования.

Под мощностью предприятия понимается способность производить за планируемый период максимально возможный объем продукции данного ассортимента высокого качества при полном и равномерном использовании трудовых ресурсов и обеспечении заданного уровня рентабельности.

Мощность предприятия может выражаться в натуральном (тыс. шт., машин, тыс. м 2 ,м 3 , тонн и т.п.) и стоимостном выражении выпущенной продукции. Иногда мощность выражается в м2 производственной площади, числе обслуживания клиентов, пассажиров, грузообороте и т.д.

По видам выделяют мощность проектную, входящую, выходящую и среднегодовую.

Проектная (проектируемая) мощность — это максимально возможная загрузка производственных подразделений или возможность производства максимального выпуска продукции и услуг.

Входная производственная мощность — оценка мощности на начало года.

Выходная производственная мощность — оценка мощности на конец года. (мощность, определенная по объему выпущенной продукции или оказанной услуги)

Мк = Мн + Мвв - Мвыб

Мк — мощность на конец периода,

Мн — мощность на начало периода,

Мвв — мощность, вводимая в результате нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооруже­ния,

Мвыб — мощность, выбывающая вследствие ветхости и износа.

Среднегодовая производственная мощность это мощность, которая определя­ется по средней арифметической взвешенной с учетом ввода и вы­бытия мощности по периодам (Mr).

М год = М н.г. + (Мгод.ввод. * n) / 12 – (М год.вывод.* n1) / 12

где М н.г. – мощность предприятия на начало года;

М год.ввод. –мощность вводимого в эксплуатацию оборудования за год;

М год.вывод. – мощность оборудования выводимого из эксплуатации;

n – количество месяцев от срока ввода до конца года;

n 1 – количество месяцев от даты вывода до конца года.

Эффективная мощность — максимально возможный объем выпуска с учетом видов продукции, рабочих графиков, эксплуатации оборудования, факторов качества и т.д. Эффективная мощность обычно бывает ниже проектной из-за изменений в структуре выпуска, планового ремонта оборудования, регламентированных перерывов и пр.

Коэффициент использования производственных мощностей:

Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию - student2.ru
V пр-ва – объем продукции фактически выпускаемой на предприятии;

М год – годовая мощность предприятия. (максимально возможный выпуск продукции за год)

Коэффициент интенсивности (интенсивного) использования производственных мощностей: (характеризует использование оборудования по производительности)

Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию - student2.ru Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию - student2.ru

q – фактическая производительность;

N – техническая норма производительности. (паспортная производительность оборудования)

Коэффициент экстенсивности: Этот показатель характеризует использование оборудования по времени

Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию - student2.ru

t факт – фактическое время работы оборудования;

t план – плановый фонд рабочего времени оборудования.

Основными путями повышения эффективности использования производственной мощности являются:

- Устранение узких мест, т.е. нехватки оборудования или рабочих на отдельных операциях.

- Пропорциональное развитие основного и вспомогательного производства.

- Сглаживание сезонности производства.

- Улучшение организации производства и труда.

- Улучшение качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

- Расширение (обновление) ассортимента продукции.

- Внедрение новых видов оборудования.

- Совершенствование планировки рабочих мест.

- Изменение режима работы предприятия.

- Улучшение условий труда

- Модернизация оборудования.


  1. Проектирование изделий и услуг.

Проектирование изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребностей покупателя. Предприятие в своей повседневной деятельности обязано вести наблюдения за спросом на каждый вид продукции, выпускаемой фирмой, а также замечать перемены в товарном предложении конкурентов и изменения в технологии производства.

С учетом вышеизложенного, процесс создания нового продукта можно разделить на следующие основные этапы:

1 Анализ потребностей в прогнозируемых изделиях. На возникновении потребностей обычно оказывают влияние научные исследования, решения центральных органов, мнение потребителей, продукция конкурирующих фирм или их сочетание. Исходная информация должна быть максимально конкретной и релевантной. Очень важно на данном этапе учитывать не сиюминутные запросы потребителей, а перспективные потребности завтрашнего дня на основе прогнозирования. На этом этапе также рекомендуется определить производственные возможности структурных подразделений, оценить их мощности и способности к предстоящим предполагаемым изменениям.

2. Практически, одновременно с указанной работой выполняется и другой этап создания нового изделия – этап поиска идеи нового товара. Характерной чертой этого этапа является организация постоянного поступления новых идей, которые должны соответствовать возможностям предприятия. Кроме того, их должно быть достаточно много с тем, чтобы обеспечить свободу выбора.

Основным источником поступления новых идей можно назвать опросы существующих и потенциальных клиентов, исследования отдельных и взаимосвязанных рынков, специалистов сферы НИОКР, сотрудников - патентоведов, изобретателей.

Нельзя также забывать и о внешних источниках идей, таких, как профессиональные ассоциации и общества, выставки, ярмарки, печать и литература. Необходимо также помнить, что освоение нового продукта всегда связано с риском, и кандидатов на включение в рассматриваемый перечень следует отбирать с большой осторожностью.

3 Предварительная оценка идеи и выбор наиболее приемлемого пути ее осуществления. На этапе предварительной оценки нового товара решаются две задачи. Во-первых, оцениваются явно негодные проекты. И, во-вторых, из числа оставшихся после отсева идей отбираются наиболее удачные и многообещающие, которые можно рекомендовать для экспериментальной проработки сферой НИОКР.

Дается приблизительная оценка объемов спроса, тенденции его развития, оценка технической осуществимости предложенной идеи, вероятности успеха в решении технических задач. В ряде случаев могут возникнуть проблемы юридического характера, как с точки зрения патентной ситуации, так и в связи с возможным риском и безопасностью в процессе использования товара клиентами.

4 Исследование потребительских свойств товара и предварительный анализ рынка. После одобрения идеи приступают к проведению исследований технического и экономического характера, а также к исследованию рынка. Чем ближе товар к изделиям существующего ассортимента, тем меньше потребность в технических исследованиях. Некоторые товары промышленного назначения могут поставляться пробными партиями на рынок ограниченному кругу клиентов для предварительной оценки потребительских свойств товаров.

5 Выбор критериев проектируемого изделия в соответствии с требованиями рынка Для анализа конкретных требований потребителя к данному изделию разработчик должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектируемого изделия:

1.Стоимость.

2.Экономичность эксплуатации.

3.Качество.

4.Элементы роскоши.

5.Размер, габариты, мощность или прочность.

6.Срок службы (долговечность).

7.Надежность в эксплуатации.

8.Требования к обслуживанию, его технологичность и простота.

9.Универсальность использования.

10.Дизайн.

11.Безопасность эксплуатации.

6 Определение необходимых свойств изделия на основе выбора альтернатив проектных характеристик разработчик рассматривает и учитывает следующие параметры: Для определения необходимых свойств изделия на основе выбора альтернатив проектных характеристик

1.Размеры и формы.

2.Материалы.

3.Соотношение стандартных и специфических элементов.

4.Модульные компоненты.

5.Избыточные компоненты для повышения надежности изделия.

6.Элементы безопасности.

7 Изучение особенностей процесса производства и возможностиадаптации нового продукта к существующим условиям функционирования фирмы является весьма важным для предприятия – разработчика. На этом этапе анализируется состояние технической базы предприятия, ее готовность к производству рассматриваемого изделия. Чем меньше предстоит изменений в совершенствовании производства, тем меньше будет затрат на освоение нового продукта, тем легче и менее болезненно воспримет его предприятие. Специалисты – технологи изучают приемлемые способы производства нового товара и приступают к оформлению информации, необходимой для подачи заявки на патент. Исследуются проблемы качества и разрабатываются меры по его обеспечению в новом продукте. Специалисты сбыта продолжают поиски потенциальных потребителей, прибегая, если это возможно, к испытаниям в рабочей обстановке ограниченных партий нового товара, изготовленного в лабораторных условиях.

8 Проектирование нового продукта. Работы на данном этапе с организационной точки зрения целесообразно разделить на две большие группы. К первой относятся работы, связанные с подготовкой заданий на проектирование (разработка предложений, обоснований, выполнение предпроектной и проектной подготовки), а ко второй – работы, связанные с подготовкой, обеспечением, изготовлением и испытанием функциональных образцов и прототипов изделий. Проект включает в себя все основные результаты проектных работ с их детальной проработкой, а также полную, уточненную характеристику свойств, которыми будет обладать проектируемое изделие. Заключительной частью проекта является разработка технологической и экономической частей проекта, его оформление и оценка проекта по результатам испытания прототипа.

9 Проектирование процесса производства начинается на заключительной стадии разработки нового продукта и совмещается с этой стадией. Данный этап является важнейшим для операционного менеджера, поэтому целесообразно его выделить и рассмотреть более подробно.

10 Организация опытного производства и пробного сбыта. Одна из основных задач данного этапа заключается в проверке приемлемости и пригодности предлагаемой технологии изготовления продукта. Для этой цели развертывают небольшое опытное производство, на котором изготавливают ограниченные партии новинки. Имея в своем распоряжении сравнительно достаточное количество товара, специалисты по организации сбыта проводит практически всесторонние натурные испытания среди узкого круга клиентов. Эта работа, как правило, дает полный объем исходной информации для запуска нового товара в серию, позволяет довольно точно определить фактический уровень издержек производства, установить цену и наметить пути и способы продвижения товара. Если результаты опытного производства получают одобрение, то проект передается на утверждение высшему руководству компании. Именно в этот момент компания принимает решение о выделении крупных сил и средств для продолжения работ и серийном производстве данной продукции.

11 Серийное производство и начало комплексной программы сбыта. Утверждение проекта высшим руководством является сигналом его передачи в серийное производство и осуществление комплексной программы его сбыта. В процессе развертывания серийного производства заканчиваются работы, начатые на предшествующих этапах процесса (создание упаковки, тары, разработка рекламы, подготовка товаросопроводительной документации, технических инструкций и т.п.). Другими словами, заканчивается комплексная подготовка к выпуску новинки на рынок в полном объеме. Таким образом, рассмотренный процесс носит сложный итеративный характер. Работы на различных этапах могут быть совмещены или проводиться параллельно. Поэтому в ходе работы над продуктом необходима гибкость при возникновении факторов и ситуаций, вследствие чего приходится проводить переоценку полученных результатов, а иногда менять и идеи, лежащие в основе решения.

Следует иметь в виду, что по окончании каждого этапа проводится всесторонняя ревизия достигнутых результатов, на основании которых возможно возвращение с любого этапа на любой предшествующий этап с повторением изложенных процедур.

Этапы разработки новой услуги:

  1. формирование идей услуги-новинки

Внутренние источники:

  • исследования, проводимые фирмой;
  • производственные процессы;
  • исследование рынка;
  • торговые представители;
  • деятельность по обслуживанию клиентов;
  • предложения руководителей компаний;
  • предложение сотрудников.

Внешние источники:

  • товары конкурентов;
  • пожелания клиентов;
  • жалобы клиентов;
  • мнения сторонних специалистов, консультантов;
  • предложения поставщиков;
  • тенденции на рынке.
  1. разработка замысла и его проверка

Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.

Проверка замысла товара предполагает выявление лучшего из вариантов замысла с помощью предполагаемых целевых потребителей. С этой целью, как правило, среди них проводятся анкетные опросы.

  1. разработка стратегии маркетинга по отношению к этой услуге

Основные стратегии маркетинга (по отношению к услуге):

Стратегия дифференциации – основана на выделении услуг предприятий в качестве существенно отличных от услуг, предоставляемых главными конкурентами. Предполагает четкое определение позиций в конкурентной среде, фиксацию реальных преимуществ с учетом сегментной структуры рынка.

Стратеги узкой товарной специализации связана с деятельностью предприятия на достаточно узком сегменте и ограничена его ассортиментом. В сфере услуг данная стратегия получает большое развитие, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- динамичное изменение спроса и появление специфических потребностей,

- постоянный контакт между производителем и потребителем, обеспечивающий возможность получения обширной информации о потребностях,

- возможность быстрой переориентации предприятия, вследствие меньшей чем на товарном рынке, потребности в инвестициях,

- наличие мелкодисперсной конкурентной среды.

Стратегия диверсификации строится на основе значительного расширения номенклатуры производимых услуг. Основное преимущество – снижение риска при резких конъюнктурных колебания (пример, снижение спроса на отдельные услуги).

Стратегия вертикальной интеграции предполагает расширение деятельности по вертикали, т.е. по технологической цепочке. Данная стратегия позволяет снизить издержки за счет использования единой технологической базы предприятия.

  1. анализ возможностей производства и реализации услуги
  2. разработка пробных услуг
  3. проведение лабораторных и рыночных испытаний (напр. медицинское оборудование и т.д.)
  4. развертывание массового производства
  5. наблюдение за поведением услуги на рынке

  1. Управление качеством продукции: понятие, объекты управления, основные функции управления качеством.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Свойствомназывается объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Дефект– это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак– это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно.

Под уровнем качестваизделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.

Управление качеством продукции – это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества.

Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции

Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию - student2.ru

Под объектами в теории управления качеством понимаются различные составляющие деятельности организации, например:

- деятельность или процесс

- продукция / услуги (результат деятельности или процессов),

- организация, система или отдельное лицо

- любая комбинация из них

Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Наши рекомендации