Основные положения всеобщей организационной науки (тектологии) А.А.Богданова.

«Тектология»— самый главный труд жизни нашего замечательного соотечественника— Александра Александровича Богданова (настоящая фамилия — Малиновский) (1873–1928). А. А. Богданов известен как об­щественный деятель, участник первой русской революции, один из ли­деров Российской социал-демокра­ти­чес­кой рабочей партии, соратник В. И. Ленина (до 1908 г.), философ, экономист, писатель-фантаст, врач-психиатр и ученый-естествоиспытатель, основатель первого в мире Ин­ститута переливания крови.

«Тектология» была опубликована А. А. Богдановым в 1913 г. в 2-х частях. Все три части были изданы одно­томником в Берлине в 1922 г.. Третье переиздание состоялось в 20-е годы (Часть 1.— Л.-М. 1925; Часть 2. — Л.-М. 1927; Часть 3. — Л.-М, 1929). Однако в 30-е годы книга была изъята из читательского оборота по политическим мотивам, ибо ее ав­тор был лидером того философского направления, которое рассматри­валось В. И. Лениным в его известной работе «Материализм и эмпири­окритицизм» (1910) в качестве яркого проявления механицизма, субъ­ективного идеализма и ревизии марксистских основ теории познания. Каждый гражданин нашей страны, заканчивавший вуз, знакомился с этой ленинской работой, и на всю жизнь у читателя, таким образом, формировался образ Богдановакак ведущего представителя реакци­онной философии, и все его прочие труды, следовательно, несли печать негативной общефилософской оценки.

Тектология, или «Всеобщая организационная наука» была созда­на Богдановым на основе интеграции идей естественных и гуманитар­ных наук, ее роль заключалась не только в том, чтобы объединить общие закономерности возникновения, развития и умирания сложных образований (комплексов) в объемлющей их системе— среде. Тектология, претендуя на то что она выявляет самые общие и необходимые закономерности мира действительности, мыслилась автором как мето­дологическая основа познания этого мира, позволявшая создать наи­более адекватную картину мира, важную для представителей самых разных наук и выполняющую гносеологическую функцию в развитии этих наук. И в этом своем методологическом назначениитектология, по замыслу Богданова, могла с успехом заменить философию (идеалистическую, материалистическую, диалектический материализм и другие направления философии).

Богданов как представитель русского позитивизма и убежден­ный марксист, опираясь на относительность научных представлений, концепций, их обусловленность ориентацией на решение задач обще­ственной практики,положил в основу своей теории познания катего­риюопыта (коллективного и индивидуального субъекта жизнедеятель­ности) взамен базовых философских категорийматериального и иде­ального.Поэтому его философская позиция была названаэмпириомо­низм (Богданов А. А. Эмпириомонизм. Статьи по философии. Кн. 1. 1904; Кн. 2. 1905; Кн. 3. 1906). Речь шла о познании, научном обеспе­чении разных форм человеческого опыта с позицииединой картины мира, опираясь на методы и критерии научности, принятые позитив­ной наукой.

В начале своего научного творчества в качестве такого единого научного принципа для него выступалпринципэнергетический, но к моменту завершения работы над «Тектологией», энергетический принцип был дополнен, а затем замещен, другим всеобщим принципом—орга­низационным. Именно организационная точка зрения позволяла Бо­гданову находить общие закономерности в возникновении, развитии и исчезновении сложных системных объектов как в физике, химии, био­логии, так и при изучении явлений индивидуальной психики человека и общественных феноменов.

В 1913 г., одновременно с выходом в свет «Тектологии», Богданов опубликовал философскую работу, в которой он сопоставил разные течения философской мысли, показал исторические корни материа­лизма и идеализма, обозначил главные принципы своей философской позиции— эмпириомонистической и место тектологии— всеобщей орга­низационной науки как науки будущего, выполняющей роль методо­логии познания [Богданов А. А. Философия живого опыта...Пг., 1913].

Однако развернутая в 20-е годы идеологическая борьба за един­ство мировоззрения граждан, борьба воинствующих материалистов, управляемая партийным руководством страны, привела к тому, что догматически понятый диалектический материализм стал звеном го­сударственной идеологии, а все варианты других мировоззрений представлялись исключительно негативно, и все, что с ними как-то бы­ло связано, оказалось насильственно изъято из культурного наследия нашего народа.

Эмпириомонизм А. А. Богданова был впервые признан в качест­ве оригинальной философский концепции в годы перестройки. В 1991 г. журнал «Вопросы философии» (№ 12) опубликовал ответ А. А. Бо­гданова на книгу В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» в работе «Вера и наука» (1910). Ю. Г. Коргунюк в своем комментарии к этой публикации, по сути, реабилитировал А. А. Богданова как фило­софа-марксиста, оригинального творческого мыслителя, оказавшегося жертвой политической борьбы, не имеющей ничего общего с подлинной наукой. Содержательный философский анализ творчества Богданова представлен в работах Н. Н. Никитиной (1994); В. Н. Садовского (1995).

Наш современник знакомился с «Тектологией» Богданова по рефе­ративным работам, которые стали публиковаться в России в конце 60-начале 70-х годов с развитием идей кибернетики (Сетров М. И., 1967; Тахтаджян А. Х., 1971).

Сегодня и за рубежом, и в нашей стране «Тек­толо­гия» А. А. Богда­нова получила признание как первая научная концепция, представив­шая в целом основные идеи кибернетики, теории систем, синергетики. И это вполне оправдано.

Тектология обсуждает понятия организации и дезорганизации, критерии прогрессивного и регрессивного развития форм в среде, виды кризисов в развитии, способы упрощения и усложнения количествен­ного и структурного состава форм, регулирующие механизмы, обеспе­чивающие их сохранение или уничтожение, способы повышения ус­тойчивости или, напротив, пластичности форм, методы разрешения сис­темных противоречий; в тектологии введено понятие необратимости в развитии сложных форм, объясняющее их индивидуаль­ную неповто­римость.

Метод тектологии в изучении и объяснении конкретных явлений, имеющих системную природу — исторический анализ генезиса органи­зационных форм, способов их взаимодействия со средой, сложившихся механизмов устойчивости, поддержания подвижного равно­весия, ха­рактера активностей/сопротивлений и разновидностей связок между ними. На этой основе прогнозируются тенденции развития форм.

Первое послевоенное переиздание «Тектологии» состоялось в го­ды перестройки, в 1989 г., благодаря усилиям ведущих отечественных ученых-экономистов, академиков Д. М. Гвишиани, Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, биолога, академика А. Х. Тахтаджяна и доктора био­логических наук, генетика А. А. Малиновского (сына А. А. Богданова).

Это издание сегодня— библиографическая редкость. В то же вре­мя, становится все более очевидным, что тектологияполезна не только в области экономических наук. В 1994 г. журнал «Вестник Российской академии наук» опубликовал материалы дискуссии о творчестве А. А. Богданова под общим названием «Красный Гамлет». В этой дискуссии приняли участие помимо экономистов— биологи, историки, социологи, науковеды, философы.

В январе 1995 г. в университете Восточной Англии (Норвич) со­стоялась Международная конференция «Истоки и развитие организа­ционной теории в России», на которой в центре внимания докладчиков оказалось творчество А. А. Богданова. Материалы докладов опубликованы в журнале «Вопросы философии», 1995, № 8.

Сегодня работы А. А. Богдановастали доступны в центральных библиотеках страны, но они по-прежнемусуществуют в мизерном ко­личестве, и это касается прежде всего «Тектологии». Организационная теория А. А. Богданова должна занять свое законное место в русле системного подхода в психологии, самых разных ее направлений — пси­хологии развития, при изучении личностных кризисов, в исследовании нормы и патологии психики, явлений психической пластичности или устойчивости, константности. Но, вероятно, особенно важно иметь в виду понятийный аппарат, идеи тектологии в решении проблем тео­рии и практики социальной психологии, психологии труда и органи­зационной психологии, психологии управления.

Таким образом, настоящая публикация «Тектоло­гии», мы увере­ны, найдет своих читателей среди психологов и широкого круга представителей других наук, исследующих явления культуры, обществен­ного сознания.

Наши рекомендации