Привелите методику изучения потребности в капитальных вложениях

Производственно-экономический потенциал характеризуется размерами имеющихся у предприятия основных фондов и персонала. Однако в современных условиях в качестве его важнейших составляющих, на наш взгляд, необходимо рассматривать также применяемые технологии и управленческие ресурсы. В результате он может быть представлен в виде некоторой функции:

Р = f ( Xi ), i = 1...4, где Xi – i-й компонент производственно-экономического потенциала.

Учитывая положительный характер зависимости между величинами Р и Хi, можно утверждать, что целенаправленное воздействие на любой из составляющих элементов, осуществляемое при реализации инвестиционной политики, способствует наращиванию производственно-экономического потенциала предприятия. Этот прирост можно выразить формулой:

DР = f( Ixi ) , где Ixi – объем инвестиционных вложений в i-й компонент.

Величина производственно-экономического потенциала предприятия предопределяет его конкурентоспособность на целевом рынке, которая характеризует способность (сегодняшнюю и перспективную) проектировать, изготавливать и сбывать товары, по своим ценовым и иным качествам в комплексе более привлекательные для потребителей, чем продукция конкурентов. Очевидно, чем больше эта величина, тем у данной хозяйствующей единицы благоприятнее предпосылки для успешной деятельности и более устойчивые позиции она может занять на соответствующем целевом рынке. Увеличить объем ее потенциала и, следовательно, повысить конкурентоспособность можно с помощью инвестиций в человеческий капитал, технико-технологическую базу производства и совершенствование управления.

Отметим, что конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в значительной степени задается уже при планировании капитальных вложений, когда определяются важнейшие направления развития их производственно-экономического потенциала. При этом закладываемые темпы и пропорции воспроизводства оказывают непосредственное воздействие на технико-технологические возможности удовлетворения предприятием конечного спроса.

Практически в любой крупной промышленной структуре планирование капитальных вложений осуществляется на двух уровнях – отдельного проекта и предприятия в целом. На первом ведется разработка инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий, направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров и услуг. Основные этапы данного процесса были подробно рассмотрены нами в статье “Механизм инвестиционных решений на промышленном предприятии”1 на примере ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь””. Планирование капитальных вложений на уровне предприятия в целом мы продолжим исследовать на этом же примере.

Инвестиционная политика МКФ “Красный Октябрь” (в части капитальных вложений) реализуется в форме планов технического развития. В них устанавливают структуру и масштабы капитальных вложений в предстоящем году, а также определяют важнейшие направления использования средств с учетом потребности в обновлении основных средств и повышении их технического уровня.

План технического развития формируется службой главного инженера исходя из решений руководства фабрики о целесообразности реализации отдельных инвестиционных проектов, а также заявок руководителей цехов и других структурных подразделений на выполнение капитального ремонта. Предложения (заявки) на работы такого рода приходят к главному инженеру уже с начала текущего года. Они по мере поступления оцениваются на предмет функциональной необходимости и экономической целесообразности.

Отобранные заявки с резолюцией главного инженера направляются в технический отдел. Там к концу текущего года на основе утвержденных руководством фабрики инвестиционных проектов и одобренных службой главного инженера заявок формируется проект плана технического развития на предстоящий год. На этом этапе под каждое предусматриваемое мероприятие составляются проектная документация и смета капитальных затрат, назначается конкретный исполнитель, который получает соответствующие полномочия по планированию, организации работ и контролю за их осуществлением.

Проект плана обсуждается главным инженером, главным экономистом и другими руководителями фабрики с целью согласования его основных параметров и определения источников финансирования. На данном этапе происходит последовательная притирка показателей финансового плана и плана технического развития. Одним из ее следствий бывает сокращение предусмотренных мероприятий. Это обусловливается неразвитостью в стране финансового рынка и дороговизной инвестиционных кредитов, в результате чего упор при финансировании капитальных вложений приходится делать на собственные средства.

Сформированный проект плана технического развития предоставляется руководству акционерного общества (президенту и совету директоров), которое при отсутствии серьезных возражений по структуре и объемам вложений одобряет и утверждает его.

В современных российских условиях одним из важнейших критериев эффективного планирования капитальных вложений является определение порядка корректировки плана в случае недостатка финансовых ресурсов для его выполнения. На МКФ “Красный Октябрь” эта проблема решается следующим образом. При пересмотре плана технического развития ранжирование заложенных в нем мероприятий осуществляется службой главного инженера совместно с руководителями заинтересованных подразделений. При этом сокращение запланированного объема капитальных вложений происходит преимущественно за счет мероприятий, направленных на обеспечение расширенного воспроизводства капитала.

Прибыль инвестора

Значительные инвестиционные ресурсы реально расходуются обычно после разработки и утверждения конкретного инвестиционного проекта предприятия или организации, под которым понимают определенный комплекс документов относительно содержания и условий реализации соответствующих мер для достижения поставленной цели (развитие технико-технической базы, начало изготовления новой продукции, осуществления любых новых методов или форм организации деятельности и т. п.). При этом осуществление предусмотренных инвестиционным проектом мероприятий должно обязательно обеспечить положительный экономический или социальный эффект. Для решения вопроса об эффективности инвестирования необходимо сравнить издержки, связанные с осуществлением проекта, и доходы, которые будут получены в результате его осуществления. В случае использования заемных средств необходимо сравнить внутреннюю норму окупаемости (г) и ссудный процент (i). Предельная чистая окупаемость внутренней окупаемостью инвестиции и ставкой ссудного процента (г - i). Прибыль от инвестиций будет максимальной, когда г = i. Прибыль максимизируется, когда MR( предельный доход) = МС ( предельные издержки).Прибыль от инвестиций максимизируется при условии г = i, т. е. Инвестиции выгодны при г > i

Франчайзинг в Украине

Франчайзинг - это форма длительного коммерческого сотрудничества компаний, при котором одна компания (правообладатель торговой марки) передает другой компании/частному предпринимателю право на продажу своих (или части своих) товаров, услуг и др., с использованием торговой марки, фирменного стиля, новых технологий, деловой репутации, маркетинговых технологий с соблюдением определенных качественных характеристик, по разработанной схеме, в четко установленном месте, под определенным товарным знаком. На сегодняшний день в украинском гостиничном секторе действует всего один национальный гостиничный оператор и несколько международных. Текущая ситуация ясно говорит о том, что использование франчайзинга в развитии отельного бизнеса в Украине является очень привлекательным. Об этом также свидетельствуют и такие черты сферы, как ненасыщенность рынка гостиничных услуг при большой доле гостиниц, стандарты предоставляемого сервиса которых ниже западных, с одной стороны, и почти полное отсутствие организованных центров бронирования, позволяющих одновременно бронировать места в различных отелях, расположенных в любой точке Украины, с другой. Анализируя деятельность единственной украинской гостиничной сети (Premier Hotels) и международных гостиничных сетей, присутствующих на Украине (Radisson SAAS, Rixos и др.), можно выделить два варианта развития гостиничного бизнеса с использованием франчайзинга в Украине. Первый вариант развития заключается в использовании франшизы международной гостиничной сети. Основной категорией постояльцев такой гостиницы будут туристы из стран запада, как деловые, так и обычные. Как известно, поток делового и обычного туризма в Украину из западных стран возрос. Очевидно, что иностранный турист предпочтёт забронировать места в гостинице заранее и через известного ему гостиничного оператора, гарантирующего привычный уровень услуг. Такие мировые гостиничные сети, как Hilton Hotels, Hayatt International, Kempinski уже выходят на украинский рынок. Каждый международный гостиничный оператор входит в гостиничную сферу Украины, выбирая наиболее привлекательные туристические районы: Rixos – Карпаты, Radisson SAS – Киев. Kempinski рассматривает выход на рынок Украины в одном из следующих городов: Киев, Одесса, Харьков, Ялта. Отметим, что международные операторы, рассматривающие выход на украинский рынок часто сталкиваются с непониманием в переговорах с украинскими партнёрами и невозможностью контролировать степень риска. Второй вариант развития отельного бизнеса в Украине с использованием франчайзинга заключается в участии или создании национальных гостиничных сетей. На сегодняшний день в Украине действует единственная гостиничная сеть – Premier-Hotels. В её состав входят 6 гостиниц: «Премьер Палас» (5ть звёзд, г. Киев), «Лондонская» (4 звезды, г. Одесса), гостиница «Ореанда» (уровень 4 звезд, г. Ялта), «Днистер» (уровень 4 звезд, г. Львов), «Star» (уровень 4 звезд, г. Мукачево), «Cosmopolit» (уровень 4 3вёзд, г. Харьков). Характерной чертой созданной гостиничной сети является то, что она основывается на уже функционирующих до момента вступления гостиницах, каждая из которых имеет свой характер и довольно весомые особенности: начиная от стиля и условий предоставляемых услуг и заканчивая тарифной политикой. Несмотря на общую систему бронирования, каждая входящая в её состав гостиница старается выделиться и оставаться как можно более независимой в принятии решений. Такая форма организации позволяет позиционировать гостиницу как отдельно, так и как часть гостиничной сети. Сегодня также рассматривается создание гостиничных сетей, управляемых единым гостиничным оператором и в других сегментах гостиничного сектора. Например, донецкая пятизвёздочная гостиница «Донбасс Палас» рассматривает возможности выхода на рынок Киева и Ялты, и как следствие создание собственного гостиничного оператора с унифицированными стандартами и тарифами в сегменте 5 звезд. Отметим, что при развитии нескольких гостиниц не менее привлекательным является создание национальной гостиничной сети в сегменте 3 звезды и менее с полностью унифицированными стандартами, покрывающей обширную территорию Украины, а также имеющей централизованную систему бронирования. Постояльцами данной сети будут как граждане Украины, так и иностранные туристы. На сегодняшний день это самый свободный и востребованный сегмент гостиничной отрасли Украины, но главная сложность заключается в том, что такое развитие, очевидно, требует больших капиталовложений. В гостиничной сфере Украины ещё не реализовывалось ни одного такого проекта. Кроме действующей гостиничной сети Premier Hotels в Украине создаются и другие гостиничные операторы, но новизна франчайзинга для рынка и неопытность бизнесменов сулит ещё долгий путь развития для соответствия международным стандартам. Например, отель Отрада (г. Одесса, уровень 5 звёзд) заявляет о себе, как о гостиничном операторе, но о создании гостиничной сети говорить рано, так как на сегодняшний день именем «Отрада», как гостиничного оператора, пользуется лишь сам отель. Использование франчайзинга при развитии гостиничного бизнеса в Украине – это, в первую очередь, получение конкурентного преимущества. С одной стороны, отсутствует сеть гостиниц, управляемая каким-либо оператором, с абсолютно унифицированным уровнем сервиса и тарифной политикой. С другой стороны сегодня даже системы бронирования, позволяющие одновременно и легко забронировать номера в любой точке Украины, малоразвиты.

48 направления инновационной деятельности предприятия Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Главное внимание при разработке политики предприятия уделяется инновационной деятельности: выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Осуществление инновационной политики предполагает: разработку планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции, а также ее внедрение; рассмотрение проектов создания новых продуктов, проведение единой инновационной политики; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

Наши рекомендации