Синтетический учет поступления Ос

Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.

Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств».

Синтетический учет выбытия ОС.

Выбытие ОС происходит по следующим причинам:

1) Ликвидация объекта в результате физического или морального износа

2) Продажа объекта

3) Дарение объекта (безвозмездная передача)

4) Утрата объекта (в результате стихийных бедствий)

При выбытии объекта необходимо списать остаточную стоимость ОС. Для этого открывается дополнительный субсчет к счету 01 на, котором выявляется остаточная стоимость объекта.

01.2 (А) – «выбытие ОС»

На тот субсчет списываются первоначальная стоимость и амортизация выбывающего объекта ОС.

Учет амортизации ОС.

Амортизация – способ погашения стоимости ОС, который заключается в следующем: Основные средства переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям, в течение срока полезного использования.

Для этой цели ежемесячно начисляются амортизационные отчисления, которые с одной стороны включаются в себестоимость продукции работ и услуг, а с другой стороны включаются в амортизационный фонд. Амортизационный фонд показывает, какую стоимость ОС организация уже восстановила (окупила).

Правила отчисления амортизации:

1) Амортизация начисляется в течение срока полезного использования.

2) Амортизация начинает начисляться со следующего месяца после постановки объекта на бух учет.

3) Амортизация начисляется ежемесячно

4) Амортизация прекращает начисляться следующего месяца после выбытия объекта, либо истек срок полезного использования.

5) Амортизация не начисляется по ОС переведенным на консервацию, на срок более 4 месяцев.

6) Некоммерческие организации не начисляют амортизацию ОС, но учитывают износ ОС на забалансовых счетах.

7) Амортизация учитывается на пассивном счете 02

В учетной политике организация должна закрепить один из 4-х способов начисления амортизации. По каждой группе ОС можно выбрать свой способ, но для объектов ОС одной группы должен применяться один и тот же способ начисления амортизации.

Способы начисления амортизации:

1) Линейный

2) Способ уменьшаемого остатка

3) Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использовании

4) Списание стоимости пропорционально объему продукции

Инвентаризация ОС

Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя.

Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности.

До начала инвентаризации проводится проверка:

1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

2. технических паспортов или другой технической документации;

3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

4. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

5. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

6. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

7. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

  • основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счете 91;
  • недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Наши рекомендации