Разделы основной части отчета

1. Постановки задач в терминах специалистов (выполняются неформальные постановки экономических задач из определенных предметных областей в терминах специалистов: бухгалтеров, экономистов, сотрудников планового отдела, администраторов и т.п.): название задачи, состав входных и выходных данных (название, тип данных, диапазоны значений, точность представления). Постановки задач должны быть выполнены с учетом условий работы, особенностей конкретных предприятий. Привести ссылки на нормативные документы и современные публикации по тематике рассматриваемых задач.

2. Формализация экономических задач (ввести обозначения констант и переменных для сформулированных в п.1 задач; записать математические выражения для вычисления результатов решения, требований и ограничений); определение методов решения поставленных задач.

Пример структуры раздела отчета:

1. Задача расчета заработной платы

1.1. Экономическая сущность задачи (цель решения задачи, разновидности задачи, ее связь с другими задачами).

1.2. Исходные данные для решения задачи (нормативные документы, оперативные данные для расчета; названия и типы данных, диапазоны значений, точность представления, требования к данным и оформлению документов, какие данные и каким образом следует контролировать).

1.3. Результаты решения задачи (названия и типы данных, диапазоны значений, точность представления, требования к данным и оформлению документов, какие данные и каким образом следует контролировать).

1.4. Порядок (методика, технология) расчета.

1.5. Формализация задачи расчета заработной платы (формулы для вычисления начислений и удержаний, алгоритмы расчета).

Аналогичную структуру должен иметь второй раздел.

Первая преддипломная практика

Рекомендуемый план работ в период первой преддипломной практики:

1. Изучение объекта автоматизации и результатов его функционирования.

2. Подготовка описания существующей системы обработки экономической информации (с использованием структурного моделирования: диаграмм потоков данных и функциональных моделей).

3. Определение недостатков существующей информационной системы.

4. Обоснование необходимости совершенствования информационной системы предприятия.

5. Формулирование целей, критериев, ограничений на создание АЭИС.

6. Определение функций и задач создаваемой АЭИС.

7. Оценка ожидаемых технико-экономических результатов от внедрения АЭИС.

8. Формулирование выводов и предложений.

Содержание работ и разделов отчета

3.3.1.1. Характеристика объекта автоматизации и результатов его функционирования. Раздел может включать в себя следующее:

- тенденции развития предприятия (например, изменение направлений деятельности, изменение объемов производства, торговли, услуг; изменения в составе партнеров; изменения в области финансовой политики),

- требования к объему, номенклатуре и качеству результатов функционирования (например, необходимость увеличения объемов и номенклатуры продукции, необходимость соблюдения международных стандартов),

- характер взаимодействия с внешней средой (какие объекты необходимо учитывать в процессе основной деятельности, какую роль для данного предприятия играют внешние объекты),

- оценка фактических значений показателей, характеризующих деятельность предприятия (например, себестоимость производимой продукции, производственные затраты по основной деятельности, внепроизводственные расходы и др.).

Обязательно должны содержаться ссылки на литературу и документы, в которых находятся сведения о предметной области: Законы РФ, Постановления Правительства РФ, Устав предприятия, нормативные документы, учебная и научная литература и т.п.

3.3.1.2. Описание существующей системы обработки экономической информации. Раздел должен содержать:

- описание функциональной и информационной структуры системы, качественных и количественных характеристик, определяющих взаимодействие ее компонент в процессе функционирования (например, структурные единицы информационной системы: подразделения, группы исполнителей или отдельные исполнители, место их расположения, выполняемые функции или решаемые задачи),

- информационные связи компонент системы( какие данные принимает каждый компонент и от кого, какие передает и кому, последовательность обработки документов),

- носители данных, состав каналов связи,

- периодичность поступления данных, распределение частоты поступления данных на заданном интервале времени (день, неделя, месяц и т.д.),

- продолжительность обработки данных, отдельных документов, групп документов (минимальная, средняя, максимальная); затраты на обработку и формирование финансовых, бухгалтерских документов, количество занятых учетной и отчетной работой сотрудников; затраты времени на подготовку отдельных видов документов или решение задач планирования производства, обмена информацией с партнерами, поиск поставщиков и потребителей.

3.3.1.3. Определение недостатков существующей информационной системы. Оценка качества функционирования и организационно-технологический уровень системы, выявление недостатков в организации и технологии функционирования информационных процессов, определение степени влияния обнаруженных недостатков на качество функционирования системы (качество функционирования системы может оцениваться по значениям вышеприведенных показателей, а также на основе анализа современного состояния в области создания и использования АЭИС (используемые технические, программные, информационные средства, технология обработки информации). Примеры организационных недостатков:

- нерациональное распределение обязанностей между исполнителями, что приводит к потерям рабочего времени,

- отсутствие средств для оптимального решения производственных задач,

- недостаточная квалификация сотрудников,

- нерациональное использование средств информационных технологий.

3.3.1. 4. Обоснование необходимости совершенствования информационной системы предприятия. Для обоснования следует использовать материалы предыдущих разделов. Должна быть выявлена необходимость совершенствования ИС путем создания и внедрения средств автоматизации процессов обработки ЭИ. В качестве аргументов для обоснования могут быть использованы:

- преимущества применения ЭВМ, баз данных, пакетов прикладных программ, локальных сетей ЭВМ и т.п.,

- оценки повышения производительности труда сотрудников, занятых обработкой ЭИ, после внедрения АЭИС (АРМ),

- ссылки на опыт применения современных АЭИС в аналогичных условиях,

- оценки степени соответствия прогнозируемых показателей требуемым значениям.

3.3.1.5. Цели, критерии, ограничения на создание АЭИС. Раздел должен содержать:

- формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АЭИС,

- характеристику ограничений на создание системы.

Например, цель может быть сформулирована следующим образом:

- "Цель создания АЭИС на предприятии ... - сокращение на 20 % по сравнению с предыдущим годом финансовых затрат на обработку ... данных и подготовку ... документов в ... подразделениях ",

- " Цель создания АЭИС на предприятии - сокращение затрат времени на подготовку отчетных бухгалтерских документов на 30%".

Научно-технические цели могут быть определены при условии, что создание АЭИС предполагает постановку оригинальных научных задач и разработку методов их решения, или разработку оригинальных методов решения известных задач, или проведение исследований по поставленным задачам и т.п.

Ограничения на создание АЭИС:

- временные (какова допустимая продолжительность создания очередей АЭИС и системы в целом),

- финансовые,

- материальные (какие технические и другие средства могут быть использованы в составе АЭИС и в процессе создания),

- кадровые (какие специалисты, в каком количестве могут быть привлечены к созданию и эксплуатации АЭИС).

3.3.1.6. Функции и задачи создаваемой АЭИС. Раздел должен содержать обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач с указанием очередности внедрения (необходимость и полнота обоснования зависят от количества, сложности и важности решаемых задач, от сферы деятельности предприятия; при этом следует учитывать трудоемкость процессов обработки данных, долю остающегося после внедрения средств автоматизации ручного труда; очередность внедрения должна учитывать технологию обработки данных и, по возможности, не должна приводить к выполнению непроизводительных работ).

Наши рекомендации