Учет операций на расчетном счете

Информация о наличии и движении денежных средств на расчетных счетах организации обобщается
на счете 51 «Расчетные счета». По дебету этого счета отражается поступление денежных средств на счет организации, по кредиту – списание денежных средств с расчетного счета организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка из расчетного счета и приложенных к ним денежно-расчетных документов и заносятся в учетные регистры в соответствии с выбранной формой учета.


Для открытия расчетного счета предприятие представляет в учреждение банка:

·
заявление установленной формы на открытие счета;

·
копию устава предприятия и учредительного договора, заверенные нотариально;

·
копию регистрационного свидетельства предприятия, заверенную нотариально;

·
свидетельство налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

·
копию документа о регистрации в качестве плательщика в Пенсионный фонд РФ;

·
копию справки о присвоении статистических кодов;

·
карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.


1.1. Учет расчетов платежными поручениями

Расчеты платежными поручениями – самая распространенная форма расчетов, так как используется в местных, одногородних и иногородних расчетах между организациями за материальные ценности, работы и услуги, с бюджетной системой по всем видам налогов и платежей, с органами социальной защиты – по отчислениям и полученным средствам.

Организация представляет в свое отделение банка по месту нахождения расчетного счета установленное им количество экземпляров платежных поручений, но не менее трех: первый экземпляр за подписью руководителя организации и главного бухгалтера скрепляется печатью и остается в документах для банка, второй пересылается в банк организации – получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета плетельщика (рис. 1).
Учет операций на расчетном счете - student2.ru

Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями:

1 – заключение договора-контракта;

2 – отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ;

3 – передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа;

4 – выписка из расчетного счета о списании денежных средств;

5 – платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя;

6 – выписка из расчетного счета о зачислении платежа

В любых случаях банк имеет право принимать платежные и расчетные документы к оплате только при наличии у организации достаточной суммы денежных средств на расчетном счете.

Указанная форма расчетов требует для своего оформления участия целой группы счетов бухгалтерского учета.

Самые широкоиспользуемые носят в этом случае следующий характер:

с поставщиками и подрядчиками (Д-т сч. 60);

с бюджетом (Д-т сч. 68);

с органами социальной защиты (Д-т сч. 69);

с прочими кредиторами (Д-т сч. 76).

Одновременно указанный объем денежных средств уменьшает их наличие на расчетных и прочих счетах организации-плательщика в банке

(К-т сч. 51, 52, 55).
1.2. Учет расчетов платежными требованиями

И инкассовыми поручениями

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.


Учет операций на расчетном счете - student2.ru

Рис. 2. Схема расчетов платежными требованиями:

1 – договор-соглашение с указанием формы расчетов – платежными требованиями;

2 – отгрузка продукции, товара;

3 –документы на отгрузку и платежные требования отправлены покупателю или вручены ему через банк;

4 – покупатель дооформил платежные документы и сдал в свой банк на оплату;

5 – документы о зачислении платежа переданы банку поставщика, а выписка из расчетного счета передана покупателю;

6 – выписка поставщику о зачислении платежа на его расчетный счет

Инкассо представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных документов.

У поставщика учитывается факт реализации продукции:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т сч. 90 «Реализация продукции (работ, услуг)» - на сумму договорной стоимости, указанной в платежном требовании.

По мере зачисления платежа согласно выписке банка из расчетного счета:

Д-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» - К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму договорной стоимости.

У покупателя учитывается факт приобретения материальных ценностей (акцепт платежного требования):

Д-т сч. 10 «Материалы»; Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Согласно выписке банка из расчетного счета:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет».

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

·
для взыскания денежных средств контролирующими органами, в соответствии с законодательством;

·
для взыскания по исполнительным документам;

·
для списания денежных средств по договору с банком, предусматривающему право на списание денег со счета плательщика без его распоряжения.


2. Характеристика и назначение

Специальных счетов в банке

Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах. На этом счете обобщаются также данные о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
Счет 55 «Специальные счета в банках»


К счету 55 «Специальные счета в банках» в дополнение к определенным в плане счетов бухгалтерского учета при необходимости открываются следующие субсчета:

55/1 «Аккредитивы»;

55/2 «Чековые книжки»;

55/3 «Депозитные счета» и др.

Наши рекомендации